Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 21 февраля 2023 года кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области (далее - Совет депутатов) на решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года по административному делу N 3а-959/2022 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) к Совету депутатов об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области Воронова И.Н. и Совета депутатов Ченцовой Л.Г, поддержавших доводы кассационной жалобу, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов от 24 марта 2016 года N 118 утвержден проект "Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области" (далее - решение от 24 марта 2016 года N 118, л.д. 13, том 1).
Усматривая нарушения порядка принятия решения по территориальному планированию муниципального образования Колтубановский поссовет в части включения в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда без согласования с административным истцом, Рослесхозом оспорил его в судебном порядке.
Решением Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года, заявленные требования удовлетворены, признано не действующим со дня принятия решение от 24 марта 2016 года N 118.
В кассационной жалобе Совет депутатов просит об отмене судебных актов, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Содержание жалобы сводится к тому, что процедура внесения изменений в генеральный план муниципального образования представительным органом соблюдена, проект содержит все необходимые текстовые и картографические материалы, предусмотренные 23 Градостроительного кодекса, применительно ко всей территории муниципального образования, в связи с чем у судебных инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований, которые могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке, что следует из пункта 2 части 1 и части 4 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23 того же кодекса генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Пунктом 7 части 7 статьи 23 кодекса установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Между тем, отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, в этой связи к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации исходя из своего целевого назначения подразделяются на соответствующие категории, среди которых, в частности, выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда (подпункты 2 и 5 пункта 1).
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством, при этом порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункты 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана муниципального образования определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части 8 которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 указанного кодекса.
Частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого акта предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В период подготовки проекта оспариваемого акта действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований", который утратил силу в связи с изданием приказа Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 21 июля 2016 года N 460.
Пунктом 2.1 ранее действовавшего порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Министерства регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом, обладавшим организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок).
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 Порядка).
Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного порядка (пункт 2.9 Порядка).
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из подпунктов 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, следует, что федеральным органом, уполномоченным на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции, является Рослесхоз, наделенный соответствующими полномочиями.
Таким образом, проект оспариваемого акта подлежал согласованию в Минэкономразвития России, которое, в свою очередь, должно было подготовить сводное заключение на основании полученных от уполномоченных отраслевых органов заключений, в том числе от Рослесхоза, являвшегося компетентным органом в области лесных отношений.
При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, не прошедшего в установленном статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуру согласования проекта документа территориального планирования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Рослесхозом, пришли к правильному выводу о признании не действующим со дня принятия решения представительного органа от 24 марта 2016 года N 118 и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как правильно констатировано судами, каких-либо доказательств, свидетельствующих о получении положительного заключения Рослесхоза по проекту оспариваемого акта административным ответчиком, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта, не представлено.
Вышеприведенные аргументы кассационной жалобы не влияют на правильность выводов судебных инстанций, поскольку не отменяют проведение процедуры обязательного согласования проекта документа территориального планирования с уполномоченным федеральным органом в области лесных отношений.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оренбургского областного суда от 1 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования Колтубановский поссовет Бузулукского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 24 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.