Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Головачева А.Ю. к Государственному учреждению-ОПФР по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании денежных средств, обязании восстановить выплату пенсии, по кассационной жалобе Головачева А.Ю. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав Головачева А.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Головачев А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-ОПФР по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании денежных средств, обязании восстановить выплату пенсии, указав в обоснование требований, что с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) как инвалид 3 группы и как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не производил выплаты ЕДВ. С ДД.ММ.ГГГГ ему стали выплачивать ЕДВ, уменьшив размер пенсии на сумму, равную сумме выплат ЕДВ. Истец считает, что ответчик, нарушив требования Федерального закона N181-ФЗ "О защите инвалидов РФ", уменьшил размер пенсии на сумму ЕДВ. Просил восстановить нарушенные права, выплатив ЕДВ за ДД.ММ.ГГГГ годы, восстановить выплату пенсии в соответствии с требованиями закона.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 04 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований Головачеву А.Ю. отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Головачева А.Ю. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судебные постановления подлежат отмене, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены.
Как следует из материалов дела, Головачев А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом. Согласно копии выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии N, выданной ФГ "ГБ МСЭ по КБР" ДД.ММ.ГГГГ. он повторно бессрочно признан инвалидом третьей группы с причиной инвалидности "общее заболевание".
Согласно распоряжению УПФР г.Нальчика от 27.11.2008г. Головачеву А.Ю, как инвалиду, с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно назначено ЕДВ, право на ЕДВ - с ДД.ММ.ГГГГ, обращение за назначением ДД.ММ.ГГГГ.; а также с ДД.ММ.ГГГГ. пожизненно ему назначено ЕДВ как ликвидатору 1988-1990, право на ЕДВ - с ДД.ММ.ГГГГ, дата обращения за назначением ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ГУ Отделения ПФР по КБР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Головачев А.Ю. получает ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно по категории (код N) инвалиды (N группа); с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно по категории (код N) участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Из справки ПАО "Сбербанк России" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Головачев А.Ю. получал с ДД.ММ.ГГГГ пенсию по государственному пенсионному обеспечению, страховую пенсию, ЕДВ инвалидам, ЕДВ пострадавшим от радиации (Чернобыль).
Ежемесячные суммы, выплаченные Головачеву А.Ю. ответчиком за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. с указанием дат, но без расшифровки назначения данных выплат приведены в справке о выплате от ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в удовлетворении исковых требований Головачева А.Ю, суд первой инстанции, приведя положения норм ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч.8.1 ст.ст.6.1, 6.2, 6.3, 12 Федерального закона от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п.2.1, 3.1, 3.7, 4.3, 4.4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004г. N328, исследовав указанные выше справки и возражения на исковое заявление, пришел к выводу о том, что утверждение Головачева А.Ю. о невыплате ЕДВ до ДД.ММ.ГГГГ а также о включенном размере ЕДВ в социальную пенсию и не доплате ему суммы пенсии, является ошибочным и безосновательным по причине отсутствия у него права на вторую пенсию по государственному обеспечению в связи с установлением причины инвалидности "вследствие общего заболевания".
Выводы суда первой инстанции обстоятельствах дела при отсутствии иных документов в материалах дела основаны на информации, изложенной в возражениях ответчика.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что изложенные в решении суда выводы соответствуют имеющимся и исследованным судом доказательствам.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") определены меры социальной защиты инвалидов. В их числе - материальное обеспечение инвалидов.
Согласно ст. 27 указанного федерального закона материальное обеспечение инвалидов включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам третьей группы устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 1 236 руб.
Согласно ч. 6 ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что граждане из числа инвалидов вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и предъявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ежемесячная денежная выплата гражданам из числа инвалидов устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 21.5 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 19 августа 2019 года N 414п, предусмотрено, что документом о признании гражданина инвалидом является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 года N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления".
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членам их семей регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I).
В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, к ним относятся:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, - участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсации и льгот за вред их здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Меры социальной поддержки, предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений, выдача которых (в том числе и членам их семьи) осуществляется на основании Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие Чернобыльской и радиационной аварии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила предоставления ежемесячных денежных компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1. Согласно указанных Правил определен перечень документов для осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права на получение ежемесячных денежных выплат гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о назначении такой выплаты с приложением соответствующих документов, то есть назначение данной выплаты носит заявительный характер. При этом граждане, при обращении в уполномоченный орган по вопросам осуществления им установленных законодательством Российской Федерации выплат имеют право на получение от этого органа разъяснений их прав, в том числе информации о порядке обращения с заявлением о назначении таких выплат, и этому праву корреспондирует обязанность органов в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их социального обеспечения.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а в период возникновения спорных правоотношений - на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, действовавшего в период спорных правоотношений), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Следовательно, гражданин, являющийся инвалидом, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении инвалида должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право на получение ежемесячной денежной доплаты и необходимость подачи документов в пенсионный орган для назначения указанной доплаты в целях своевременной реализации права на нее.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к нарушению права инвалида на получение пенсии в полном объёме, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по инвалидности за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом, в случае инвалидности.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили, вследствие чего юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований Головачева А.Ю. о восстановлении нарушенных прав истца на получение ЕДВ за 2014, 2015 годы и пенсии в полном объеме, установлены не были.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Головачеву А.Ю. суд первой инстанции сослался на то, что для получения права на установление ЕДВ по двум основаниям достаточно приобрести право на ЕДВ по категории "ликвидатор" независимо от причины инвалидности. При этом размер ЕДВ зависит от конкретной категории, к которой принадлежит чернобылец.
Вместе с тем, данные выводы суда основаны лишь на возражениях ответчика и в установленном законом порядке не проверялись, какие-либо доказательства в материалах дела отсутствуют.
Судебные инстанции в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, не установили, по каким предусмотренным законами основаниям и в какое время у истца возникло право на получение ЕДВ, когда и на основании каких документов это право было реализовано, не проверили доводы истца о неправомерном изменении (уменьшении размера) выплат ЕДВ в спорные периоды, а также не проверили, каким образом ответчик выполнил обязанность по информированию Головачева А.Ю. о праве на получение ЕДВ. Также суды не дали оценки доводам Головачева А.Ю. о том, что он, ранее являясь получателем ЕДВ, получал одновременно с пенсией указанные выплаты в большем размере.
Судами не были установлены правовые основания и виды получаемых истцом пенсий и ЕДВ, с какого времени и на какой период они были назначены, с какого времени и на основании каких документов было принято решение о назначении страховой пенсии по старости и решение о назначении (прекращении) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, указанную в справке ПАО "Сбербанк России" от ДД.ММ.ГГГГ.
Копия выплатного (пенсионного) дела Головачева А.Ю. в материалы настоящего дела не представлена, вследствие чего у судебных инстанций отсутствовала возможность исследовать содержание представленных истцом документов и представленных ответчиком справок и расчетов, содержащихся в возражениях на иск, а также проверить правомерность действий территориального органа пенсионного обеспечения при рассмотрении заявлений истца и при решении вопроса о наличии оснований для перерасчета размера ЕДВ и выплачиваемой истцу пенсии.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания нормы Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления инвалидам фиксированной выплаты к пенсии по инвалидности, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета.
В связи с этим утверждение судебных инстанций о том, что ответчиком права Головачева А.Ю. не нарушены, является несостоятельным и преждевременным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу его права на получение ЕДВ и порядка реализации данного права могло привести к неполучению истцом на протяжении длительного периода времени гарантированных государством инвалидам мер социальной поддержки в полном объеме.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Головачева А.Ю. и представленным им документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П).
Судебными инстанциями не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
С учетом изложенного судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 декабря 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.