Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Спиридонова С.В. на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 15 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальнику ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Спиридонову С.В. об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Спиридонова С.В. - Дружининой Н.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Карабудагов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в отряде N 10 названного учреждения с 19 августа 2021 года по 28 декабря 2021 года с нарушением минимальных норм жилой площади, норм обеспечения санитарно-техническими устройствами.
Административные исковые требования обоснованы тем, что с 19 августа 2021 года административный истец отбывал наказание в отряде N 10 ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания. Так, не были созданы бытовые условия, соответствующие требованиям гигиены и санитарии, стены и потолки жилых помещений отряда N 10 имеют повреждения покрытия, сколы плитки, в том числе ввиду протекания кровли, грибковые поражения и скопления осадков на полу, в спальных помещениях отрядов требуется частичный ремонт покрытия пола ввиду дефектов линолеума, дверные блоки в отдельных помещениях отсутствуют, недостаточное количество табуретов и санитарно-технического оборудования.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 15 декабря 2022 года, административные исковые требования удовлетворены в части.
Признано не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права Карабудагова И.А. бездействие ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившееся в нарушений условий содержания Карабудагова И.А. в отряде N 10 в части периодов с 1 сентября 2021 года по 15 сентября 2021 года и с 30 сентября 2021 года по 28 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной 10 марта 2023 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 марта 2023 года, ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальник ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Спиридонов С.В. просят отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В доводах жалобы указывают, что исправительная колония является федеральным казенным учреждением, некоммерческой организацией, а также получателем бюджетных средств. При отсутствии выделенных лимитов бюджетных средств учреждение не могло самостоятельно провести ремонт отряда N 10.
Иные лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя в части конкретных периодов административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, установилнезаконное бездействие ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившееся в ненадлежащем материально-бытовом содержании помещений отряда N 10, что привело к нарушению прав Карабудагова И.А.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" Карабудагов И.А. осужден по "данные изъяты" к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 40 000 рублей и лишением права управлять транспортным средством на срок 3 года.
В ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Карабудагов И.А. прибыл 19 августа 2021 года из ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области и приказом начальника учреждения от 1 сентября 2021 года N-ос распределен в отряд N 10 бригада N 10.
Поскольку постановлениями врио начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 15 сентября 2021 года, начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области от 28 декабря 2021 года за нарушение установленного порядка отбывания наказания Карабудагов И.А. водворялся в штрафной изолятор сроком по 15 суток, в котором находился до 30 сентября 2021 года и до находился до 12 января 2022 года, указанные периоды исключены из общего заявленного в иске срока нарушений условий содержания в отряде N 10.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.
В представлении прокуратуры от 11 февраля 2022 года указано на то, что стены и потолки жилых помещений отряда N 10 имеют повреждения покрытия, сколы плитки, в том числе ввиду протекания кровли, грибковые поражения и скопления осадков на полу, в спальных помещениях отрядов требуется частичный ремонт покрытия пола ввиду дефектов линолеума; отряд не обеспечен достаточным инвентарным имуществом (табуретами), отдельное сантехническое оборудование неисправно либо некомплектно, что препятствует осуществлению гигиены осужденных, наличие сантехнического оборудования не соответствует количеству исходя из наличия жилой площади в отрядах, определяющей возможность размещения осужденных и лимит учреждения. Отдельные окна, расположенные в отряде N 10, заклеены п/э пленкой.
В представлении прокуратуры от 1 ноября 2021 года указано на нарушение требований, установленных законом, в частности, дверные блоки в отдельных помещениях отсутствуют, требуется проведение капитального ремонта всех помещений, системы водоснабжения, отопления, электроснабжения. Отдельные помещения отряда N 10 требуют проведения косметического ремонта, работ по замене трубопроводов системы отопления, по замене оконных блоков, общежитие, в котором размещен отряд N 10 - ремонта кровли. Отдельное сантехническое оборудование неисправно либо некомплектно, что препятствует осуществлению гигиены осужденных, наличие сантехнического оборудования не соответствует количеству исходя из наличия жилой площади в отрядах, определяющей возможность размещения осужденных и лимит учреждения. Часть инвентарного имущества, в том числе мебель, некомплектна или находится в ветхом состоянии либо повреждена (например, в отрядах N 7 и 10 отдельные тумбочки и табуреты требуют ремонта). Не все окна имеют возможность проветривания. Надлежащая работа по обеспечению питьевого режима не организована, своевременная замена картриджей станции водоочистки не осуществляется, пробы питьевой воды не соответствуют требованиям СанПин 2.1.3684-21 и СанПин 1.2.3685-21.
Согласно ответам, нарушения, изложенные в представлениях нашли свое подтверждение, должностные лица ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области привлечены к дисциплинарной ответственности.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Согласно частям 1-3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (части 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
Доводы кассационной жалобы о недостаточности финансирования административного ответчика не могут являться основанием для освобождения от исполнения требований законодательства.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлены законные и обоснованные судебные акты.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемых судебных решений, при рассмотрении настоящего административного дела не допущено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Нижегородской области Спиридонова С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.