Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Химкинского городского суда Московской области от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 2 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Балашова И.А. к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (далее - ГУФСИН России по Нижегородской области), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Куликовой У.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Балашов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по его содержанию в названном учреждении с 21 августа 2012 года по 29 января 2019 года; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 500 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что с 21 августа 2012 года по 29 января 2019 года административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания. Так, в жилом помещении камеры, в которой находился, на каждого осужденного приходилось менее 1, 5 кв.м жилой площади, в связи с чем было тесно, затруднительно передвигаться; комнаты воспитательной работы из-за нехватки спальных мест использовались как спальные секции; комнаты для приема пищи имели небольшой размер и были переполнены, в связи с чем питаться осужденным приходилось стоя и поочередно, зачастую принимать пищу приходилось в коридоре, присев на корточки, а вместо стола использовать табуретки; водопровод в комнатах приема пищи отсутствовал, мест для хранения кухонных принадлежностей, рукомойников не хватало, раковины сильно загрязнены и изъедены ржавчиной, сантехнического оборудования для мытья ног не имелось, подача горячей воды носила эпизодический характер, на стенах и потолке имелся налет из плесени и грибка, тараканы, мокрицы и грызуны; унитазов не хватало, из-за чего часто образовывались очереди, туалетные комнаты также служили местом сбора пищевых отходов, а перегородки, обеспечивающие приватность, отсутствовали; комната хранения личных вещей не вмещала вещей всех осужденных; освещение в отрядах было слабым и недостаточным, были проблемы с вентиляцией; при прогулках на одного заключенного приходилась около 0, 5 кв.м; питание было скудным, минимальные нормы питания не соблюдались; вещевое обеспечение являлось недостаточным, одежда по сезону и размеру не выдавалась, постельное белье, предметы первой необходимости и средства личной гигиены выдавались нерегулярно в минимальном количестве; медицинское обслуживание осуществлялось ненадлежащим образом.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 3 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 2 ноября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Балашова И.А. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Балашова И.А. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 250 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 16 февраля 2023 года в электронном виде через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 24 марта 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагают, что доказательств нарушения неимущественных прав административного истца, получения им нравственных страданий, связанных с ненадлежащими условиями его содержания, не представлено. Действия администрации учреждения направлены на создание благоприятных условий для осужденных; Балашов И.А. содержался в условиях, допускающих перелимит в отрядах, но нарушение нормы площади на одного человека допускалось в размере не более 0, 21 кв.м. Для устранения недостатков была проведена работа по увеличению жилой площади учреждения путем перепланировки помещений.
На кассационную жалобу Балашовым И.А. поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, установилфакты нарушения условий содержания Балашова И.А. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в частности, необеспечение минимальной площади жилого помещения в связи с переполненностью отряда, необеспечение минимального количества санитарно-техническими приборами (рукомойники), недовес питания. Определяя размер компенсации, суд исходил из физических и психологических последствий вследствие нахождения в ненадлежащих условиях, характера и продолжительности нарушений.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов.
Из материалов дела следует, что Балашов И.А. осужден приговором "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации на 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Балашов И.А. прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и содержался в нем непрерывно с 21 августа 2012 года по 29 января 2019 года; распределен для проживания в отряд N 5 (с 20 августа 2012 года по 25 июля 2017 года), с 25 июля 2017 года по 15 августа 2017 года переведен в отряд N 7, с 15 августа 2017 года по 29 января 2019 года переведен в отряд N 5.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.
Так, в представлении прокуратуры от 10 мая 2017 года указано, что в отряде N 7 имеются нарушения в сфере медицинского обеспечения; в представлении от 15 мая 2017 года - на нарушение требований статей 99, 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в частности, осужденные не были обеспечены по установленной норме рукомойниками; помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а для проживания осужденных; численность осужденных в отряде N 7 превышает 100 человек, в отряде отсутствует комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря; в туалете отряда частично отсутствуют перегородки, обеспечивающие приватность; ненадлежащим образом организован вывоз отходов, имеются нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, не выполнены требования пожарной безопасности; в представлениях от 15 января 2018 года, 11 января 2019 года, 16 апреля 2019 года - на нарушение требований статей 99, 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно: осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами, не соблюдается установленная норма жилой площади (на одного осужденного приходится 1, 58 кв.м), численность отряда превышает 100 человек; в представлении от 27 июля 2018 года - на отсутствие ряда вещевого довольствия; в представлении от 1 октября 2018 года - на выявление в столовой неполновесности порций первого блюда. Аналогичные нарушения отражены в представлении прокуратуры от 11 января 2019 года.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Балашова И.А, которые выразились в необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания; необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (рукомойники).
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции учитывал длительность отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлены законные и обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.