Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Гылкэ Д.И. и Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 23OS0000-01-2022-000853-93 (N 3а-36/2023) по административному исковому заявлению Саркитова Алана Динисламовича, Рудакова Юрия Анатольевича, Люмановой Иоланны Вячеславовны, Баринова Владимира Григорьевича, Разумкова Андрея Александровича о признании недействующими отдельных положений решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 24 ноября 2020 г. N 44 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск" и решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 марта 2021 г. N 94 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск"
по апелляционной жалобе Саркитова Алана Динисламовича, Рудакова Юрия Анатольевича, Люмановой Иоланны Вячеславовны, Баринова Владимира Григорьевича, Разумкова Андрея Александровича на решение Краснодарского краевого суда от 25 января 2023 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителя административных истцов Чумаченко В.И, представителя истца Саркитова А.Д. - Саркитова Д.Ш, представителя городской Думы муниципального образования город Новороссийск Вишневского Д.Н, представителя администрации муниципального образования город Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск Азизовой Н.А, представителей департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Кацука Д.В. и Сартр Ю.Н, представителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Нагибиной С.Н, допросив свидетеля ФИО11, выслушав заключение прокурора Ляпиной О.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22 ноября 2011 г. N 158 утвержден генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск.
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 24 ноября 2020 г. N 44 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск" (далее также - Генеральный план) принадлежащие административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N на карте функциональных зон отнесены к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения; на карте результатов комплексной оценки территории отнесены к санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов; на карте объектов историко-культурного наследия отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения.
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Вестник муниципального образования город Новороссийск" от 2 декабря 2020 г. N 84 и размещен на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Новороссийск 8 апреля 2021 г.
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 декабря 2014 г. N 439 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск.
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 марта 2021 г. N 94 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск" (далее - Правила землепользования и застройки) указанные земельные участки включены в территориальную зону озеленения специального назначения (ИВ-1).
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Вестник муниципального образования город Новороссийск" от 24 марта 2021 г. N 19 и размещен на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Новороссийск 8 апреля 2021 г.
Административные истцы обратились в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, о признании недействующими Генерального плана в части отнесения земельных участков на карте функциональных зон отнесены к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения; на карте результатов комплексной оценки территории - к санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов; на карте объектов историко-культурного наследия - к функциональной зоне рекреационного назначения; и приведенных в соответствие с Генеральным планом Правил землепользования и застройки в части включения участков в территориальную зону озеленения специального назначения (ИВ-1) как не соответствующих имеющим большую юридическую силу положениям пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 9, статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 5.2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов".
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на нарушение порядка принятия решения о внесении изменений в генеральный план, поскольку картой функциональных зон опубликованного для публичного обсуждения проекта Генерального плана земельные участки истцов были отнесены к зоне многофункционального использования и зоне многофункционального использования с высокой степенью озеленения и соблюдением экологического равновесия на прилегающих территориях (предположительно). Вопрос об изменении функционального зонирования на публичные слушания не выносился и не обсуждался, оснований для включения участков в санитарно-защитную зону не имелось. Указание в Генеральном плане разных функциональных зон нарушает права истцов как собственников, поскольку исключает возможность использования земельных участка по назначению, создает правовую неопределенность.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 января 2023 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истцами поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду наличия предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований, неправильного применения судом норм материального права, неправильного определения имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела; указано на нарушение процедуры принятия Генерального плана, на произвольность установленного правового регулирования.
Участвующим в деле прокурором, Городской Думой муниципального образования город Новороссийск, администрацией муниципального образования город Новороссийск, департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, МУП "Водоканал города Новороссийска представлены возражения и дополнения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители административных истцов Чумаченко В.И. и Саркитов Д.Ш. поддержали апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность решения суда.
Представитель городской Думы муниципального образования город Новороссийск Вишневский Д.Н, представитель администрации муниципального образования город Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск Азизова Н.А, представители департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Кацук Д.В, Сартр Ю.Н, представитель управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Нагибина С.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Ляпина О.В. полагала решение суда не подлежащим отмене.
Свидетель ФИО11, являющаяся главным специалистом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, обосновала изменение опубликованного проекта изменений в генеральный план после публичных слушаний необходимостью соблюдения приоритета публичных интересов и невозможностью размещения жилой застройки в непосредственной близости от очистных сооружений.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений, отзывов, дополнений, допросив свидетеля, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для признания недействующими оспариваемых актов.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований, утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, части 4 статьи 3, пункта 1 части 3 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, статьи 28 Устава муниципального образования город Новороссийск, принятого решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 19 февраля 2019 г. N 392, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов и введению их в действие, что подтверждается также судебными актами по делу N 23OS0000-01-2022-000853-93.
Вместе с тем, административными истцами заявлено о не соблюдении ответчиком порядка принятия Генерального плана в части изменения функционального планирования спорных земельных участков после публичных слушаний, поскольку изменение функциональных зон не было предметом обсуждения на публичных слушаниях, не рассматривалось согласительной комиссией.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о соблюдении порядка принятия Генерального плана по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 24, 25, 28 ГрК РФ подготовка генерального плана городского округа предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта и рассмотрение проекта на общественных обсуждениях; принятие решения представительным органом местного самоуправления.
Подготовка проекта изменений в Генеральный план осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
Постановлением главы муниципального образования город Новороссийск от 1 июня 2018 г. N 2140 решено приступить к подготовке проекта внесения изменений в генеральный план города, образована комиссия по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план.
На основании муниципального контракта от 28 июня 2019 г. ООО НИИ "Земля и город" выполнена корректировка генерального плана.
Согласно представленным ООО НИИ "Земля и город" сведениям в схему планируемых границ зон с особыми условиями использования территории изменения внесены в части границ населенных пунктов; в карту результатов комплексной оценки территории изменения не вносились; 10 декабря 2019 г. заказчику направлен итоговый проект, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N отнесены к зоне санитарно-защитного озеленения; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N - к функциональной зоне многофункционального использования.
Откорректированный управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск проект изменений в генеральный план опубликован в газете "Вестник муниципального образования" от 20 сентября 2019 г. N 68 (104) и на официальном сайте администрации и городской Думы муниципального образования город Новороссийск 19 сентября 2019 г.
Постановлением главы муниципального образования город Новороссийск от 19 сентября 2019 г. N 4630 назначено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план, проходивших в период с 30 сентября по 8 октября 2019 г. в каждом населенном пункте городского округа, в том числе в с. Мысхако - 7 октября 2019 г.; экспозиция (выставка) демонстрационных материалов проекта проведена с 30 сентября по 8 октября 2019 г. в здании администрации города.
Картой функциональных зон опубликованного для публичного обсуждения проекта генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N были отнесены к санитарно-защитной зоне; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N - к функциональной зоне многофункционального использования; картой результатов комплексной оценки территории участки были отнесены к санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов; картой объектов историко-культурного наследия участки отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения.
Вопросы об изменении функционального зонирования, границ санитарно-защитной зоны, карты объектов историко-культурного наследия на публичные слушания не выносились и не обсуждались. В ходе проведения публичных слушаний от административных истцов, иных заинтересованных лиц предложений об изменении предложенного территориального планирования указанных участков не поступало, в том числе, от собственников земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, включенных проектом в санитарно-защитную зону, предусматривающую больше ограничений использования, чем установленная зона озелененных территорий специального назначения.
По результатам публичных слушаний составлено и официально опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план от 29 октября 2019 г.
Согласно требованиям статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 19 июня 2018 г. N 300, органом местного самоуправления обеспечены заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом внесения изменений в Генеральный план, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, процедура проведения публичных слушаний была соблюдена.
В соответствии с утвержденным главой муниципального образования город Новороссийск от 1 июня 2018 г. N 2140 положением комиссия по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план является консультативным органом при главе по рассмотрению и выработке предложений о внесении изменений в генеральный план; техническое обеспечение деятельности комиссии возложено на управление архитектуры и градостроительства администрации города.
Созданной постановлением главы администрации города от 15 июля 2020 г. N 3203 в порядке части 9 статьи 25 ГрК РФ согласительной комиссией по урегулированию разногласий при согласовании проекта внесения изменений в генеральный план на проведенном заседании 29 сентября 2020 г. были рассмотрены вопросы в связи с поступлением от уполномоченных органов исполнительной власти заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана, не относящиеся к земельным участкам административных истцов.
После окончания работы согласительной комиссии управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск материалы проекта были доработаны с учетом поступивших замечаний и предложений, а также с учетом установленной органом местного самоуправления необходимости, в том числе, изменения функционального планирования в отношении спорных земельных участков.
25 августа 2020 г. доработанные и откорректированные материалы проекта выгружены в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП).
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 24 ноября 2020 г. N 44 внесение изменений в генеральный план утверждено единогласно.
Судом принято во внимание, что право собственности Рудакова Ю.А, Разумкова А.А, Саркитова А.Д. зарегистрировано после принятия Генерального плана; приобретая указанные земельные участки в собственность, истцы были осведомлены об утвержденном функциональном планировании территории, об имеющихся ограничениях ее использования, в связи с чем их права при проведении публичных слушаний не были нарушены.
Собственник Люманова И.В. реализовала свое право на участие в публичных слушаниях по проекту Генерального плана, внося предложения относительно иных участков.
Доводы административных истцов о несоблюдении административным ответчиком процедуры принятия решения о внесении изменений в генеральный план являются несостоятельными.
Согласно части 13 статьи 24 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления городского округа вправе уже после проведения публичных слушаний принять решение об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации городского округа на доработку.
Внесение дополнительных изменений в проект возможно и после проведения публичных слушаний, при этом проект внесения изменений в генеральный план до его утверждения не требовал принятия решения представительным органом местного самоуправления городского округа о его отклонении и направлении главе местной администрации городского округа на доработку.
Приходя к выводу о соблюдении процедуры принятия Генерального плана применительно к спорным земельным участкам и отвергая доводы административных истцов о наличии нарушений в данной части, судебная коллегия исходит из того, что корректировка неспосредственно заказчиком - Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск после публичных слушаний проекта внесения изменений в генеральный план, рекомендуемый к утверждению, не свидетельствуют о несоблюдении порядка принятия Генерального плана, его противоречии протоколам публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний.
Представительным органом местного самоуправления городского округа были учтены как протоколы публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний, так и обоснованная корректировка изменения территориального планирования спорных земельных участков, и принято решение об утверждении изменений в генеральный план, что в полной мере соответствует части 13 статьи 24 ГрК РФ и обеспечивает справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта или противоречивой правовой позиции городской Думы Новороссийска, влекущей нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, поскольку публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер, а заключение о результатах публичных слушаний является рекомендательным и не носит императивный характер. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.
Проверяя соответствие содержания решений в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов недействующими.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями части 5.2. статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.
В силу пункта 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
К документам территориального планирования муниципального образования относятся схемы территориального планирования, генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Статьей 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которое, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства:
Рудаков Ю.А. является с 22 марта 2021 г. собственником земельных участков с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м;
Разумков А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 596 кв. м, с 3 августа 2021 г, собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1200 кв. м, с 6 декабря 2021 г.;
Люманова И.В. является с 19 июня 2019 г. собственником земельных участков с кадастровым номером N, площадью 750 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м;
Баринов В.Г. является собственником земельных участков с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с 3 ноября 2015 г, с кадастровым номером N, площадью 653 кв. м, с 8 августа 2016 г.;
Саркитов А.Д. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1200 кв. м, с 6 декабря 2021 г.
На карте функциональных зон Генерального плана данные земельные участки отнесены к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения; на карте результатов комплексной оценки территории отнесены к санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов; на карте объектов историко-культурного наследия отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения.
Ранее спорные земельные участки не относились к зонам жилой застройки. Согласно сведениям ЕГРН земельные участки не располагаются в зоне с особыми условиями использования территории "Санитарно-защитная зона" МУП "Водоканал г. Новороссийска" ОСК Южной части города в п. Алексино", установленной решением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 апреля 2019 г. N 25-РСЗЗ на основании представленных МУП "Водоканал города Новороссийска" документов.
Генеральным планом муниципального образования город Новороссийск, утвержденным решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 22 ноября 2011 г. N 158 земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N были отнесены к функциональной зоне многофункционального использования; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, были отнесены к санитарно-защитной зоне; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N были отнесены к функциональной зоне размещения производственных объектов, объектов агропромышленного комплекса и объектов коммунально-складского назначения; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N частично отнесены к зоне общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования, в том числе размещения объектов спортивного назначения.
Генеральным планом в редакции от 27 марта 2018 г. N 281 земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N были отнесены к санитарно-защитной зоне; земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N - к функциональной зоне многофункционального использования.
Пунктом 3 приложения N 1 к решению городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 марта 2021 г. N 94 Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск приведены в соответствие с решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 24 ноября 2020 г. N 44 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск", территориальное зонирование в районе очистных п. Алексино приведено в соответствии с предусмотренным Генеральным планом функциональным зонированием.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки указанные участки отнесены к территориальной зоне иных видов специального назначения - зоне озеленения специального назначения (ИВ-1), предназначенной для организации и благоустройства санитарно-защитных зон и озеленения водных объектов.
Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск от 23 декабря 2014 г. N 439 земельные участки были включены в территориальную зону комплексного развития преимущественно жилищного и общественно-делового назначения (требуется разработка и утверждение проекта межевания).
Правилами землепользования и застройки в редакции от 29 октября 2018 г. N 348 земельные участки были включены в территориальную зону озеленения специального назначения (ИВ-1).
Правилами землепользования и застройки в редакции от 26 марта 2019 г. N 404 земельные участки были включены в территориальную зону озеленения специального назначения (ИВ-1) и зону предприятий, производств и объектов V класса опасности СЗЗ-50 м (П-5).
Судом первой инстанции обоснованно отвергнуты доводы административных истцов об отсутствии оснований для отнесения земельных участков к функциональной зоне озелененных территорий специального назначения.
Обоснованность оспариваемого регулирования подтверждена материалами по обоснованию Генерального плана, согласно которым при разработке инженерной инфраструктуры города разделом "Теплоснабжение" предусмотрено строительство нового источника по выработке тепловой энергии (ТЭЦ), мощностью 250 МВт, в районе очистных сооружений в п. Алексино, на территории расположения спорных земельных участков.
Генеральным планом предусмотрено увеличение озелененных территорий, что соответствует требованиям Свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.
В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, реализации правовых норм федерального и краевого законодательства, выполнения приоритетных задач территориального планирования, в том числе по сохранению окружающей среды, повышению привлекательности и рекреационного потенциала города на указанных земельных участках установлена функциональная зона озелененных территорий специального назначения.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не противоречат схеме территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 мая 2011 г. N 438.
Генеральным планом муниципального образования определена стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем, при этом оспариваемым территориальным планированием обеспечены не только права и законные интересы собственников земельных участков, но и публичные интересы.
Правилами землепользования и застройки конкретизированы параметры функциональной зоны озелененных территорий специального назначения - территориальная зона озеленения специального назначения (ИВ-1) является зоной с иным видом специального назначения, в том числе относится к территории общего пользования, предназначена для организации и благоустройства санитарно-защитных зон и озеленения водных объектов. Основными видами и параметрами разрешенного использования данной территориальной зоны являются, в том числе, размещение объектов улично-дорожной сети, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, малых архитектурных форм благоустройства.
Оспариваемое решение принято в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 244 (далее - Методические рекомендации).
При подготовке градостроительной документации следует руководствоваться положениями законодательства в области регулирования градостроительной деятельности, нормативно-техническими документами в области градостроительства, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 5.2).
Согласно пункту 5.4 Методических рекомендаций подготовку проекта генерального плана следует осуществлять, в том числе на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
Пункт 12.5 Методических рекомендаций предусматривает, что санитарно-защитные зоны в проектах генеральных планах целесообразно учитывать как специальные территории с особым режимом использования, которые могут устанавливаться вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В этих зонах не следует предусматривать размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
При разработке проектов генеральных планов следует учитывать, что в соответствии с СанПиН, определяющими параметры санитарно-защитных зон и санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств, целесообразно предусматривать установление ориентировочных размеров санитарно-защитных зон.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 10 установлены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значения; предусмотрены, в том числе, озелененные территории санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных зон, иные озелененные территории специального назначения.
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Отнесение Генеральным планом принадлежащих истцам земельных участков к оспариваемой функциональной зоне позволяет их использовать на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).
Административным ответчиком и заинтересованными лицами приведены мотивированные доводы о необходимости установления на спорных земельных участках функциональной зоны озелененных территорий специального назначения.
При принятии оспариваемых положений было учтено, что земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N расположены в прибрежной защитной полосе Черного моря; все земельные участки расположены непосредственно вдоль границ санитарно-защитной зоны очистных сооружений канализации МУП "Водоканал города Новороссийска" ОСК Южной части города в п. Алексино", отнесенных ко II классу опасности, санитарно-защитная зона которых предусмотрена законодательством в размере 500 метров. Все земельные участки находятся в границах водоохранной зоны, в границах 500-метровой зоны от береговой линии Черного моря. Изменение функциональных зон было обусловлено необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе экологической безопасности и рационального природопользования, необходимости соблюдения положений Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Новороссийск до 2030 г, утвержденной решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 16 июля 2019 г. N 437, согласно подпункту 1.4.5 пункта 1.4. которой экологическая обстановка Новороссийска является напряженной из-за существенного расширения хозяйственной деятельности крупных промышленных предприятий, перевалки нефти, значительного увеличения количества автотранспортных средств. Одним из основных направлений деятельности по стабилизации экологической обстановки является развитие территориальных зон и формирование зеленого каркаса города в целях сохранения его рекреационного потенциала (пункт 4.4.).
Осуществляемая на предприятии II класса опасности очистка принятых от предприятий и населения города сточных вод сопровождается процессами, оказывающими негативное воздействие на здоровье человека и среду обитания, в связи с чем ответчиком обоснованно установлено функциональное зонирование, не предусматривающее жилищную застройку в непосредственной близости от объекта II класса опасности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
С учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для объектов II класса опасности предусмотрена 500-метровая санитарно-защитная зона.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Судебная коллегия принимает во внимание доводы представителя администрации муниципального образования город Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск Азизовой Н.А. о фактическом изъятии спорных земельных участков из предусмотренных законодательством границ санитарно-защитной зоны МУП "Водоканал города Новороссийска".
Отнесение земельных участков к санитарно-защитной зоне картой результатов комплексной оценки территории при включении участков в функциональную зону озелененных территорий специального назначения и указании на карте объектов историко-культурного наследия функциональной зоны рекреационного назначения при отсутствии таких объектов на земельных участках само по себе не является основанием для признания недействующими оспариваемых актов.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о нарушении прав истцов отображением на карте результатов комплексной оценки территории границ нормативной санитарно-защитной зоны и водоохранной зоны. Само по себе отображение зон с особыми условиями использования территории на картах Генерального плана как документа территориального планирования не препятствует использованию земельных участков в соответствии с видами функциональных и территориальных зон, так как правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории, разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 ГрК РФ.
Доводы истцов о нарушении отнесением земельных участков к оспариваемой функциональной зоне и территориальной зоне прав на пользование земельными участками, не опровергают необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов, поскольку приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется, в том числе строительство объекта местного значения и размещение озелененной территории специального назначения. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым в частности относится механизм компенсации причиненного ущерба.
В силу части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Указание в картах Генерального плана сведений о различном наименовании функциональных зон, в которых находятся спорные участки - зона озеленения специального назначения на карте функциональных зон и зона рекреационного назначения на карте объектов историко-культурного наследия, само по себе правовой неопределенности не создает, значимой смысловой нагрузки не несет, правовых последствий не имеет.
Свидетельствующих о неопределенности правовых норм или неопределенности условий или оснований для принятия решения, выборочного изменения объема прав, т.е. возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); отсутствия или неполноты административных процедур, т.е. отсутствия порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистической неопределенности в нормативных правовых актах в оспариваемой части не имеется.
Оспариваемыми нормативными актами соблюден принцип установления одной основной территориальной зоны. Как следует из предоставленных в материалов дела графических и текстовых документов, обосновывающих установление указанной зоны, принятие указанного решения обусловлено расположением земельных участков в аналогичной функциональной зоне. Соответственно, оспариваемая территориальная зона не входит в противоречие с функциональной, утвержденной генеральным планом.
Учет существующего землепользования при установлении границ территориальных зон является одним из ряда факторов, предусмотренных частью 1 статьи 34 ГрК РФ, и не исключает того, что такие зоны должны соответствовать территориальному планированию, предусмотренному генеральным планом городского округа.
Такое правовое регулирование нельзя считать произвольным и безосновательным. В свою очередь, несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе, в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ), что и было осуществлено путем принятия изменений в Правила землепользования и застройки.
Градостроительное зонирование соответствует функциональному планированию, согласуется с нормами градостроительного законодательства и не нарушает прав истцов на использование земельными участками, не противоречит требованиям части 4 статьи 30 ГрК РФ о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Оснований полагать, что оспариваемым положением нарушены права собственников, в том числе на строительство жилых домов, у суда не имелось, поскольку нахождение земельных участков в частной собственности не является препятствием для установления функциональной зоны специального назначения.
Административным ответчиком соблюден приоритет публичной цели устойчивого развития территории, согласно которому генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяет назначение территорий исходя из планов развития города в целом, и может не соответствовать ее фактическому использованию.
Доводы истцов о том, что ранее администрация муниципального образования не обосновывала в своих ответах истцам необходимость установления зоны озеленения специального назначения нахождением земельных участков в водоохранной зоне Черного моря, не свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для установления такого функционального зонирования.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административными истцами, следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территории ответчиком определена стратегия градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащая долгосрочные ориентиры развития, и призванная обеспечивать не только права и законные интересы собственников земельных участков, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды.
В такой сложной сфере, как градостроительство, власти имеют широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Судебная коллегия полагает, что дифференциация правового регулирования в отношении спорных земельных участкова осуществлена с соблюдением принципа равенства, поскольку различия планирования и зонирования территории являются допустимыми, объективно оправданными, обоснованными и преследующими конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им, что соответствует правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).
Вопреки доводам апелляционной жалобы ссылка суда первой инстанции на требования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, не свидетельствует о необоснованности выводов суда и не противоречит требованиям законодательства.
Стратегические направления обеспечения национальной безопасности государства, в том числе, экологической безопасности и рационального природопользования, являлись таковыми и до принятия данного указа.
Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. К стратегическими целям обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования отнесено сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности. В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают меры, направленные на строительство и модернизацию очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод (пункты 83-86).
Судебный акт принят при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 25 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Саркитова Алана Динисламовича, Рудакова Юрия Анатольевича, Люмановой Иоланны Вячеславовны, Баринова Владимира Григорьевича, Разумкова Андрея Александровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 мая 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.