Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Войты И.В, судей Иванова Д.А, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери и Департамента финансов администрации города Твери на решение Центрального районного суда г. Твери от 28 ноября 2022 года (дело N 2а-2330/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года (дело N 33а-679/2022) по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Заволжского района города Твери, действующего в интересах и в защиту социальных прав Моисеевой Светланы Анатольевны, Моисеевой Полины Алексеевны, Моисеевой Алины Алексеевны, Моисеева Анатолия Алексеевича, к администрации города Твери о признании незаконным бездействия в части не обеспечения земельного участка инженерной инфраструктурой, возложении обязанности обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Тверской области по доверенности Федичкина Д.Д. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заволжского района города Твери обратился в суд с административным иском в защиту социальных прав многодетной семьи в составе Моисеевой С.А, Моисеевой П.А... Моисеевой А.А. и Моисеева А.А. к администрации города Твери об оспаривании бездействия в сфере исполнения законодательства о содействии развитию жилищного строительства для многодетных семей.
Требования мотивированы тем, что на основании приказа Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в рамках реализации закона Тверской области от 07 декабря 2011 года N 75-30 "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области" Моисеевой С. А, Моисеевой П.А, Моисеевой А.А. и Моисееву А.А. бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером N N, расположенный по адресу: "адрес", который не обеспечен инженерной инфраструктурой.
В результате бездействия администрации города Твери созданы препятствия к осуществлению многодетной семьёй права на использование земельного участка по назначению.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 28 ноября 2022 года административные искровые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Твери и Департамента финансов администрации города Твери - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации города Твери и Департамента финансов администрации города Твери по доверенности Репина О.Ю. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
От администрации Калининского муниципального района Тверской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав возражения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путём предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определённым категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп в целях реализации указанного права граждан утверждён план мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трёх и более детей".
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов решения задач, связанных с улучшением жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, путём предоставления земельных участков для строительства жилья, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Согласно названному плану мероприятий организация проведения работ по обустройству инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, отнесена к исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а внесение изменений в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, предусматривающих финансирование мероприятий "дорожной карты", возложено на Министерство строительства Тверской области и Министерство финансов Тверской области.
Указанная норма согласуется с положениями статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющими вопросы местного значения муниципального образования городского округа город Тверь.
Разработанный Правительством Тверской области план мероприятий ("дорожная карта") по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в рамках реализации Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года N 75-30 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей в Тверской области" на основании приказа Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от N семье Моисеевых в собственность безвозмездно передан земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 1473 кв. м, кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес"
При этом инженерно-технические коммуникации (газовые, электрические и канализационные сети, водоснабжение и водоотведение), транспортная инфраструктура к границам указанного земельного участка не подведены, доказательства обратного административным ответчиком не представлены.
Установив данные обстоятельства, руководствуясь приведёнными выше нормами закона, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал незаконным допущенное администрацией города Твери бездействие по формированию инженерной и транспортной инфраструктуры на данном земельном участке, поскольку такое бездействие свидетельствует о нарушении социальных прав указанной семьи и создании препятствий к осуществлению прав по использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения ее жилищных условий.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов нижестоящих инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Утверждение кассатора об отсутствии незаконного бездействия опровергается материалами административного дела и нормативными правовыми положениями, которыми должен был руководствоваться административный ответчик при реализации прав многодетной семьи на предоставление земельного участка в бесплатную собственность.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельного участка не является обязанностью администрации города Твери, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (пункты 4, 5).
Вопреки доводам жалобы, полномочия органов местного самоуправления в соответствующих областях предусмотрены положениями статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предоставляя земельный участок за пределами городского округа администрация города Твери была обязана разрешить вопрос об обеспечении земельного участков необходимой коммунальной и иной инфраструктурой.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность постановленных по делу судебных актов.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда кассационной инстанции в данном случае не имеется.
Кассационная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, их следует признать законными и обоснованными.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Твери и Департамента финансов администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.