Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей фио, фио, при помощнике судьи Ипатове С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе Задорожной А.В. на решение Тверского районного суда адрес от 03 ноября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Задорожной А.В. к ГУ МВД России по адрес об обязании включить периоды работы в расчет выслуги лет, назначить пенсию за выслугу лет отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио А.В. 29.04.2022 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по адрес, в котором с учетом уточнения требований в прядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 169-175) просила о признании права на включение периодов ее работы по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям общей продолжительностью 9 лет 02 месяца 15 дней и неучтенного периода прохождения службы с 14.02.2003 по 16.06.2003 продолжительностью 4 месяца 2 дня в стаж для назначения пенсии по выслуге лет, а также периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами с 07.07.1987 по 23.03.1990 общей продолжительностью 2 года 8 месяцев 16 дней, обязании назначить пенсию по выслуге лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с момент первоначального обращения за ее назначением, мотивируя обращение тем, что с 01.08.1997 по 16.06.2003 проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции (далее - ФСНП России), положениями ст.ст. 13, 17 Закона РФ "Об органах налоговой полиции", ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, п. 6 Указа Президента РФ N 718 от 15.05.1996 было предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет время работы на предприятиях, в учреждениях и в организациях периодов работы по экономическим и бухгалтерским специальностям, однако продолжительность службы истца для назначения пенсии по выслуге лет определена ответчиком 10 лет 05 месяцев 21 день, периоды ее работы по экономическим и бухгалтерским специальностям с 1983 по 1997 годы до поступления на службу в ФСПН России не включены в стаж, в ответе Центра пенсионного обеспечения ГУ МВД России по адрес от 14.03.2022 в назначении пенсии
было отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, поскольку стаж ее службы для назначения пенсии составляет более 20 лет.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признал.
03.11.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Задорожная А.В. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец Задорожная А.В. и ее представитель по ордеру адвокат фио доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки, Задорожная А.В, *** года рождения, начала трудовую деятельность 01.09.1980 и работала с 23.08.1983 по 29.09.1984 продавцом Херсонского объединения "Спорттовары", с 29.10.1984 по 02.03.1987 кассиром Вологодской центрсберкассы N 7867/051, с 07.07.1987 по 20.10.1987 продавцом, экспедитором Военторга N 337 Министерства обороны СССР, с 21.10.1987 по 23.08.1988 машинистом холодильных установок, в Войсковой части 53043, с 01.09.1988 по 23.03.1990 и с 27.06.1990 по 04.07.1991 в Военно-воздушной академии им фио чертежником-конструктором, техником проектно-конструкторского бюро, с 26.03.1990 по 18.06.1990 экономистом в/ч 75361, с 04.07.1991 по 27.12.1991 бухгалтером магазина N 11 Останкинского промторга, с 03.01.1992 по 16.03.1992 главным бухгалтером Мосхозторга, с 01.09.1992 по 31.07.1997 - главным бухгалтером ПКП "АС", с 01.08.1997 по 01.05.2003 проходила службу в органах налоговой полиции, с 22.05.2003 по 30.06.2010 работала исполнительным директором ООО "АЛГА-аудит", с 01.07.2010 по 08.02.2012 - финансовым директором ООО "ВИН", с 08.02.2012 по 15.02.2013 - генеральным директором ООО "АЛНА" (л.д. 37-45).
Согласно архивной справке ФКУ "ГИАЦ МВД России" Задорожная А.В. проходила службу в органах налоговой полиции с 01.08.1997 в должностях ведущего специалиста, ведущего специалиста-ревизора, главного специалиста, главного специалиста-старшего эксперта и была уволена в звании капитана налоговой полиции приказом N 281-лс от 24.03.2003 по собственному желанию на основании рапорта от 20.01.2003 с выслугой лет для назначения пенсии на 14.02.2003 - 10 лет 05 месяцев 21 день (календарная - 05 лет 06 месяцев 14 дней, льготная - 02 года 05 месяцев 07 дней, учеба - 02 года 06 месяцев), а приказом N 697-лс от 11.06.2003 в приказ N 281-лс от 24.03.2003 внесены изменения на основании свидетельства о болезни от 19.05.2003 и рапорта Задорожной А.В. от 04.06.2003, согласно которым Задорожная А.В. считается уволенной по п. "з" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по состоянию здоровья) с исключением из списков личного состава 01.05.2003 (л, д. 46-47, 178-183).
фио А.В. неоднократно обращалась к ответчику по вопросу назначения ей пенсии, в том числе 12.02.2020 по вопросу назначения пенсии по случаю потери кормильца ввиду смерти супруга фио, проходившего службу в ГУВД адрес и умершего 06.09.2002 (л.д. 120-122), а также пенсии по выслуге лет и в ответах на обращения от 06.03.2020, 06.07.2021, 14.03.2022 ответчик указывал об отсутствии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет ввиду несоблюдения условий ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку продолжительность службы составляет менее 20 лет, и на момент увольнения 01.05.2003 по состоянию здоровья она не достигла возраста 45 лет (л.д. 69-101).
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Задорожной А.В. и отсутствии оснований для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной (иной) службы, и членов их семей установлен Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В силу ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более; б) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, по действующему законодательству Российской Федерации одним из условий для признания права на получение пенсии за выслугу лет по подп. "б" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 является достижение лицом, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная (иная) служба, 45-летнего возраста, однако указанные условия на момент увольнения истца со службы в органах налоговой полиции 01.05.2003 не соблюдены.
Разрешая требования об обязании включить в стаж для исчисления пенсии за выслугу лет периоды работы истца по экономическим и бухгалтерским специальностям с 1983 по 1997 годы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" было предусмотрено, что на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "O порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", которым не предусмотрено включение работы по финансово - экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям в стаж для назначения пенсии в органах налоговой полиции, а ссылка Задорожной А.В. на ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 N 4991-1, которой предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и в организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ, не может быть принята во внимание, поскольку такой порядок в Госналогслужбе России (в дальнейшем - Министерство РФ по налогам и сборам РФ, а настоящее время - ФНС России) разработан не был, при этом законодательство, определяющее
пенсионное обеспечение работников налоговой органов норм о распространении на них требований Закона Российской федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и организациях уголовно-исправительной системы, и их семей" не содержит, правила же ст.ст. 50 и 56 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ применяются в части, не противоречащей ч. 5 ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", который был принят позднее названного Положения, кроме того, включение спорных периодов работы в выслугу лет для выплаты надбавки за выслугу лет с учетом п. 6 Указа Президента РФ N 718 от 15.05.1996 "Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам", которым установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, не является основанием для включения в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов работы истца, поскольку согласно нормам данного Указа Президента РФ учет периодов работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям производится только при исчислении стажа работы, дающего право на установление соответствующей надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, а норм, устанавливающих возможность такого учета при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию, Указ Президента РФ не содержит.
Указанные правовые позиции изложены в судебных актах Верховного Суда РФ (определение от 19.12.2016 N 81-КГ16-21, от 30.11.2015 N 6-КГ15-8).
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия, порядок назначения и сохранения размера пенсии лица, проходившим службу в органах налоговой полиции, полагая, что в назначении пенсии истцу отказано ввиду отсутствия у нее необходимого общего трудового стажа и стажа службы, в то время как такой стаж у истца имеется; данные доводы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании вышеприведенных правовых норм.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 03 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Задорожной А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.