Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Жолудовой Т.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусевым Д.М, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца Архипчук К. на решение Тверского районного суда города Москвы от 10 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Аплеснина О.Г. к ГУ МВД России по МО о признании права на пенсию за выслугу лет, отказать.;
установила:
Аплеснин О.Г. обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указал, что состоял на службе в органах...
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, просит представитель истца, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, судом не учтено, что истец проходил... Кыргызской Республики, и в соответствии с Указом президента Кыргызской Республики от 24 августа 2003 года УП N 27 "О реформировании государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел", которым определено, что Государственная противопожарная служба Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в полном объеме, не ограничиваясь доводами апелляционной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения истца Аплеснина О.Г, представителя истца Архипчук К, представителя ответчика Головнина И.О, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления, по доводам апелляционной жалобы имеются.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с... года истец Аплеснин О.Г. являлся получателем пенсии по выслуге лет по линии МЧС Республики Киргизия, выплата пенсии прекращена... года, в связи с переездом на новое место жительства, данные обстоятельства подтверждаются извещением к пенсионному листу серии П N.., а также пенсионным делом истца N...
В связи с получением гражданства РФ и переездом в РФ он обратился в ГУ МВД России по Московской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Согласно ответу ГУ МВД России по Московской области от 9 июня 2022 года, истцу отказано в удовлетворении заявления о назначении пенсии, в связи с тем, что истец не относится к числу лиц, социальное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Также указано, что Соглашение от 24 декабря 1993 года не возлагает на Министерства внутренних дел сторон обязанность осуществлять пенсионное обеспечение лиц, проходивших перед увольнением службу в подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему Министерства внутренних дел.
Из представленной в материалы дела копии материалов пенсионного дела...
Таким образом, суд установил, что на момент увольнения истец занимал должность в системе МЧС Кыргызской Республики.
Судом также установлено, что до увольнения истца со службы Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Кыргызской Республики Указом Президента Республики передана в ведение Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, которое преобразовано в Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. Главное управление Государственной противопожарной службы при МЧС Кыргызской Республики переименовано в Агентство государственной противопожарной службы при МЧС Кыргызской Республики.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Аплеснина О.Г, указав, что из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Таким образом, учитывая, что на момент увольнения истец занимал должность в системе МЧС Кыргызской Республики, а не в МВД Кыргызской Республики, Аплеснин О.Г. не относится к числу лиц, пенсионное обеспечение которых осуществляется МВД России.
Отклоняя доводы представителя истца, суд указал, что тот факт, что Аплеснин О.Г. состоял на службе в органах военизированной пожарной охраны МВД Кыргызской Республики, которая в дальнейшем была передана в ведение МЧС Кыргызской Республики, так как на момент увольнения истец проходил службу в системе МЧС Кыргызской Республики, не свидетельствует о наличии у истца права на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Соглашением от 24 декабря 1993 года,.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции и считает, что он основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон.
Как следует из материалов дела, отказ в пенсионном обеспечении за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации был мотивирован отсутствием правовых оснований для соответствующих выплат, поскольку подразделение, в котором Аплеснин О.Г. проходил службу, имело воинский статус и не входило в систему органов внутренних дел. В свою очередь межгосударственного соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников МЧС не имеется.
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 названного Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно пункту "б" статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Проанализировав нормы права, оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что истец является гражданином РФ, проживает на территории РФ по адресу в Кыргызской Республике выплата пенсии прекращена, а также принимая во внимание, что до 01.01.2002 г. Государственная противопожарная служба входила в структуру Министерства внутренних дел, сотрудники, уволенные из МЧС РФ, получают пенсию в УМВД России, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
При этом доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для назначения Г. пенсии по выслуге лет ввиду того, что он увольнялся не из органов внутренних дел, а из Министерства чрезвычайных ситуаций Республика Кыргызстан, а Соглашениями стран СНГ на МВД России обязанность пенсионного обеспечения лиц, увольняемых из иных ведомств, не возложена, судом обоснованно не приняты во внимание, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Российская Федерация и Республика Кыргызстан являются участниками Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г, "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24.12.1993 г.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства -участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Указанные выше Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.
Аналогичная позиция изложена и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2012 года N 16-ВПР12-11.
Приведенное правовое регулирование не было учтено судом первой инстанции, что привело к неправильному выводу об отказе в удовлетворении иска, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска Аплеснина О.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 10 ноября 2022 года отменить, принять новое решение.
Иск Аплеснина О.Г. к ГУ МВД России по Московской области о признании права на пенсию за выслугу лет удовлетворить.
Признать за Аплесниным Олегом Геннадьевичем право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.