Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мищенко О.А, судей Куприенко С.Г, Олюниной М.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тюрморезовым А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
гражданское дело Басманного районного суда г. Москвы N 2-1544/2022 по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "РЖД" - Кабанова М.В. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ остановочного пункта "Лысцовская" Московской железной дороги навесами и павильонами.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оснастить пассажирскую платформу остановочного пункта "Лысцовская" Московской железной дороги навесами или павильонами в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Московский межрегиональный транспортный прокурор Московско-Рязанской транспортной прокуроры обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", в котором просит признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ остановочного пункта "Лысцовская" Московской железной дороги навесами и павильонами, обязать ОАО "РЖД" оснастить пассажирскую платформу остановочного пункта "Лысцовская" Московской железной дороги навесами или павильонами в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указал, что Московско-Рязанской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора в сфере соблюдения санитарных и технологических норм законодательства на железнодорожном транспорте выявлены нарушения в деятельности ОАО "Российские железные дороги". В ходе прокурорской проверки установлено, что пассажирская платформа остановочного пункта Лысцовская железной дороги, не соответствует требованиям законодательства, направленного на защиту прав физических лиц, поскольку не имеет ни навеса, ни павильона. При этом, названный остановочный пункт предназначен для посадки и высадки пассажиров. Наличие у пассажирской посадочной платформы навеса или павильона призвано, в том числе, защитить ожидающих прибытие пригородного поезда граждан от дождя, снега, солнечной радиации. Указанная платформа находится на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД", что подтверждается материалами проверки. В связи с указанными нарушениями закона прокуратурой в адрес Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД" 20.08.2021 г. было внесено представление об устранении нарушении федерального законодательства N 07-03-2021.
Представитель истца - помощник Московско-Рязанской транспортного прокурора Леонова И.В. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Курченко Т.С. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что установка навесов и павильонов невозможна без соответствующей реконструкции платформ, которая может не отвечать требованиям безопасности при движении поездов на указанных платформах, требования прокурора об обязании оборудовать платформы навесами или павильонами является вмешательством в деятельность Ответчика, что противоречит ФЗ "О прокуратуре", поскольку идет в ущерб плановому подходу к обеспечению безопасности пассажиров. Для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объём работ, связанных с их планированием, составлением проектной документации и строительством.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого и отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме просит представитель ответчика ОАО "РЖД" - Кабанов М.В. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Московско-Рязанской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора в сфере соблюдения санитарных и технологических норм законодательства на железнодорожном транспорте выявлены нарушения в деятельности ОАО "Российские железные дороги".
Согласно результатам проверки установлено, что на пассажирской платформе остановочного пункта Лысцовская железной дороги отсутствуют павильоны и навесы для пассажиров.
Указанная пассажирская платформа остановочного пункта Лысцовская железной дороги состоит на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД" - собственником платформы является ОАО "РЖД".
В силу ст. 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно ст.ст. 10, 20 Закона N 17-ФЗ содержание расположенных на путях общего пользования сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, которые в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Обязанность содержания. сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в том числе железнодорожных станций, железнодорожных вокзалов, пассажирских платформ и поездов в исправном техническом состоянии и соответствии требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов предусмотрена также ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 16 разд, IV приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21, 12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской. Федерации"
Таким образом, на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в "Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утверждённых приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).
В соответствии с абз. 5 п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
В нарушение указанной нормы закона ответчик не принял необходимые меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части содержания платформ и навесов пассажирская посадочная платформа остановочного пункта Лысцовская железной дороги не соответствуют требованиям законодательства, поскольку не имеют навеса или павильона, что подтверждается результатами проверки.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования
Московского межрегионального транспортного прокурора Московско-Рязанской транспортной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействия ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ остановочного пункта "Лысцовская" Московской железной дороги навесами и павильонами, обязании ОАО "РЖД" оснастить пассажирскую платформу остановочного пункта "Лысцовская" Московской железной дороги навесами или павильонами подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объём работ, связанных с их планированием, составлением проектной документации и строительством, суд счел, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 1 (одного) года 6 (шесть) месяцев, установив данный срок для исполнения решения суда.
Изложенные выводы суда первой инстанции следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных доказательств, оцененных в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с мотивами, по которым суд пришел к данным выводам, в то время как с доводами апелляционной жалобы согласиться не может.
Оспаривая постановленный по делу судебный акт, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что с 01 августа 2022 года вступил в действие Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 года N 250 "Об утверждении правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", в соответствии с которым требование оборудовать навесами или павильонами пассажирские платформы на остановочных пунктах перегонов исключено.
Судебная коллегия не может принять во внимание указанные доводы, поскольку суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" действовавшим на момент рассмотрения дела.
Таким образом, разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего на момент рассмотрения дела законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО "РЖД" - Кабанова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.