Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, адресВ., при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-677/2023 по административному исковому заявлению Одышевой Валентины Ивановны к Департаменту городского имущества адрес о признании действий (бездействия) незаконными
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Бутырского районного суда адрес от 01 августа 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным отказа в восстановлении ее семьи из трех человек на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма по категориям "семьи, имеющие детей инвалидов, "инвалиды-колясочники", изложенного в письмах от 26.04.2022 за NДГИ-ГР-9821/22-1 и от 16.06.2022 NДГИ-ГР-14016/22-1, возложении обязанности восстановить нарушенное право, мотивируя свои требования тем, что договор безвозмездного пользования не являлся договором социального найма и не мог служить основанием улучшения жилищных условий.
Решением Бутырского районного суда адрес от 01 августа 2022 года требования Одышевой В. И. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, просившего решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Одышевой В.И. требований.
При этом, суд исходил из того, что семья Одышевой В.И. из трех человек с 19 мая 2005 года состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживала в однокомнатной квартире по адресу: адрес.
В порядке улучшения жилищных условий распоряжением префекта адрес от 10.12.2007 г. N 4308ж семье по договору безвозмездного пользования была предоставлена трехкомнатная квартира, площадью жилого помещения 82, 5 кв. м по адресу: адрес. П.4.1 указанного договора установлено, что пользователь и члены его семьи не снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанная квартира является помещением специализированного типа, в фонде социального использования адрес не значится.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес от 02 февраля 2008 года N 456 утверждено Положение о порядке учета специально оборудованных жилых помещений специализированного жилищного фонда адрес и их предоставления гражданам с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующимся креслами-колясками, состоящим на жилищном учете (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 Положения жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес предоставляется инвалиду-колясочнику и членам его семьи, включенным в договор пользования жилым помещением, со снятием их с жилищного учета.
По окончании срока действия договор безвозмездного пользования жилым помещением по адресу: адрес заключался с Одышевой В.И. на новый срок, в настоящее время заключен сроком до 26 декабря 2022 года.
Письмом Департамента городского имущества адрес от 10.01.2018 года Одышевой В.И. было сообщено, что ее семья на жилищном учете не состоит и правовых оснований для рассмотрения жилищного вопроса в рамках постановления Правительства Москвы от 24 мая 2016 годаN 271 - ПП не имеется.
На последующие обращения административного истца о восстановлении семьи на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма по категориям "семьи, имеющие детей инвалидов, "инвалиды-колясочники" ДГИ адрес также ответил отказом (письмо от 26.04.2022 за NДГИ-ГР-9821/22-1 и от 16.06.2022 NДГИ-ГР-14016/22-1).
Постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 N 271-ПП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда адрес" предусмотрено предоставление в 2016-2023 годах специально оборудованных жилых помещений по договорам социального найма семьям, состоящим на жилищном учете, имеющим в своем составе инвалидов со стойкими нарушениями опорно-двигательного аппарата, использующих кресла-коляски и которым в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида рекомендовано проживание в жилых помещениях, оборудованных специальными средствами и приспособлениями, в порядке очередности по дате принятия инвалида-колясочника на жилищный учет
Исходя из изложенного, действие указанного постановления на граждан, не состоящих на жилищном учете, не распространяется.
Вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Определении Конституционного Суда РФ от 02.07.2015 N 1539-0" говорится, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон (Решение от 1 октября 1993 года N 81-р, определения от 25 января 2007 года N 37-0-0, от 15 апреля 2008 года N 262-0-0, от 20 ноября 2008 года N 745-0-0, от 16 июля 2009 года N 691-0-0, от 23 апреля 2015 года N 821-0 и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 ГК Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е, придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультра активность) (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П; определения от 18 января 2005 года N 7-0, от 29 января 2015 года N 211-0 и др.).
Данный подход обусловлен необходимостью достижения соразмерности при соблюдении интересов общества и условий защиты основных прав личности, обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей, а потому вопрос придания обратной силы закону, изменяющему обязательства юридически равных участников гражданского правоотношения, требует дифференцированного подхода, обеспечивающего сбалансированность и справедливость соответствующего правового регулирования, не допускающего ущемления уже гарантированных прав и законных интересов одной стороны и умаления возможностей их защиты в пользу другой.
В соответствии со ст. 19, 92 ЖК РФ, ст. 10, 47 Закона адрес от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики адрес" (далее - Закон N 2) специально оборудованные для проживания граждан с нарушениями опорно-двигательного аппарата жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду адрес и подлежат использованию исключительно в указанных целях.
На основании ст. ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 24.05.2016 N 271-ПП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда адрес" обеспечению жилыми помещениями в адрес подлежат инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, со стойкими расстройствами функций опорно-двигательного аппарата, использующих кресла-коляски и которым в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо учете нуждающихся в жилых помещениях в адрес.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из анализа представленных доказательств, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения ДГИ адрес об отказе в восстановлении семьи Одышевой В.И. из трех человек на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма по категориям "семьи, имеющие детей инвалидов, "инвалиды-колясочники", поскольку изменений в жилищных условиях с даты постановки на учет - апрель 2005 года не произошло, статус семьи не изменялся.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных Одышевой В.И. требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 01 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное определение изготовлено 12 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.