Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:08:0002020:1041; 77:08:0002020:1037, 77:08:0002020:1103, земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0002011:34; 77:08:0002011:182, нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703.
В административном исковом заявлении ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" просят установить кадастровую стоимость нежилых зданий, земельных участков и помещения, в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Спецфинконсалтинг" по состоянию на 01 января 2021 года в размере сумма в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1041; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:234; в размере сумма в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:8:0002020:1037; в размере сумма в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:182; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703; в размере сумма в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1103.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" является собственниками нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1041, стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1037, стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма; нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1103, стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703, стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма; нежилого здания, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма
Также ООО "Техцентр-Митино" и ООО "ИФК-98" являются арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами 77:08:0002011:234 и 77:08:0002011:182, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:234 по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года установлена в размере сумма, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:182 по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года установлена в размере сумма
Поскольку административные истцы являются собственниками нежилых зданий и нежилого помещения, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых зданий и нежилого помещения их рыночной стоимости нарушает права заявителей как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В свою очередь, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков арендной платы, поскольку её размер также исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административных истцов ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества адрес представил возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители иных лиц в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "Автосалон-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1041, стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма.
ООО "Техцентр-Митино" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1037, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма
ООО "ИФК-98" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1103, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма
ООО "ИФК-98" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма
Административный истец ООО "Техцентр-Митино" также является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:234, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма
Административный истец ООО "ИФК-98" также является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:182, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере сумма.
Административные истцы ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных зданий, помещения уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административные истцы ООО "Техцентр-Митино" и ООО "ИФК-98"
в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в адрес" уплачивают арендную плату за земельные участки, расчет которых производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98", как плательщиков налогов и арендаторов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы 18 апреля 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков представили в суд отчеты, подготовленные по заданию заявителей ООО "Спецфинконсалтинг" по состоянию на 01 января 2021 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1041 составляет сумма; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:234 составляет сумма; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:8:0002020:1037 составляет сумма; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:182 составляет сумма; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703 составляет сумма; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1103 составляет сумма.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, земельных участков и помещения, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01 января 2021 года р ыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1103 составляет сумма; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1037 составляет сумма; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1041 составляет сумма, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703 составляет сумма, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:234 составляет сумма, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002011:182 составляет сумма
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленные заявителями отчеты об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, нежилых зданий и помещения, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Спецфинконсалтинг", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых зданий, помещения и земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Спецфинконсалтинг", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении экспертов приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертами подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, нежилых зданий, помещения сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий, земельных участков и помещения с кадастровыми номерами 77:08:0002020:1041; 77:08:0002020:1037, 77:08:0002020:1103, 77:08:0002011:34; 77:08:0002011:182, 77:08:0002020:8703 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителей с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату их обращения в суд - 18 апреля 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества адрес исполнена, что подтверждается платежным поручением N 7080 от 08 июня 2022 г... Представителем Департамента городского имущества адрес заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки нежилых зданий, земельных участков, помещения были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертом рыночная стоимость объектов с кадастровым номером 77:02:0002020:1103 отличается от оспариваемой кадастровой на 8%, с кадастровым номером 77:02:0002020:1041 отличается от оспариваемой кадастровой на 1%, с кадастровым номером 77:08:0002020:8703 отличается от оспариваемой кадастровой на 23, 95%, с кадастровым номером 77:08:0002020:234 отличается от оспариваемой кадастровой на 15, 47%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого задания с кадастровым номером 77:08:0002020:1037 отличается от оспариваемой кадастровой на 34%, земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002020:182 отличается от оспариваемой кадастровой на 44%.
При этом, допущенное в настоящем случае расхождение утвержденной кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1037 и земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002020:182 с установленной судом их рыночной стоимостью существенным не является (менее 50%), укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, находится в пределах допустимых отклонений, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителей; в том числе возложение на административных истцов бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном рыночной стоимости, не способно финансово обесценить значение судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверными, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административных истцов расходов по проведению судебной экспертизы в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1103, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1037, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0002020:1041, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:08:0002020:8703, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002020:182, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002020:234, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 апреля 2022 года.
Взыскать с ООО "Автосалон-Митино", ООО "Техцентр-Митино", ООО "ИФК-98" в пользу в пользу Департамента городского имущества адрес расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.