Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Волчковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5081/2023 по административному исковому заявлению АО "Страховая компания Альянс" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 09 марта 2023 года, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 марта 2023 года N 149/23 об отказе в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2021 года, обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" исправить допущенную ошибку, приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 01 января 2018 года рыночную стоимость нежилого здания в размере 1 554 552 000 рублей.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, наб. ---. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года определена в размере 2 085 346 082, 96 рублей. По мнению административного истца, в процессу определения кадастровой стоимости была допущена методологическя ошибка, поскольку кадастровая стоимость объекта подлежала определению исходя их отнесения его к иной оценочной подгруппе. Согласно отчету N 1/201 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - земли населенных пунктов), расположенных на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2021 года" объект недвижимости административного истца отнесен к оценочной подгруппе 6.1 "Объекты административного и офисного назначения". При этом ранее административный истец оспаривал кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, решением Московского городского суда от 19 апреля 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в размере 1 554 552 000 рублей на основании проведенной по делу судебной экспертизы. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, спорный объект недвижимости при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2021 года должен был быть отнесен к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессу судопроизводства". По мнению административного истца, ГБУ нарушен принцип единства методологии для оценки схожих объектов недвижимости, в результате чего кадастровая стоимость объекта недвижимости оказалась завышенной.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменных пояснений. Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума N 28).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
К полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки относится в том числе рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ определено, что ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
На основании части 5 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
Судом установлено, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером --- по адресу: Москва, наб. Озерковская, дом 30. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2021 утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15.11.2021 N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2021 г." в размере 2 085 346 082, 96 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01.01.2021 определена путем его отнесения к оценочной группе 6 - "Объекты административного и офисного назначения", подгруппе 6.1 - "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)".
В соответствии с п. 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.
Описание методологии и процесса оценки приведено в разделе 3.6 Тома 3 Отчета
N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021", и в разделе 3.7.6.1 Тома 4 Отчета.
Согласно Отчету расчет кадастровой стоимости объектов, включенных в подгруппу 6.1 - "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)" осуществлялся в рамках сравнительного подхода с применением метода статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки. Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).
Целью предъявления административного иска в суд является пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01.01.2021 с учетом отнесения объекта к оценочной подгруппе 15.8 - "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" на основе метода индексации прошлых результатов, предусмотренного п. 7.2.4 Методических указаний.
Утверждение административного истца о необходимости пересчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с учетом отнесения его к оценочной подгруппе 15.8 с применением метода индексации прошлых результатов основано на неверном толковании положений утвержденного Отчета и Методических указаний.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
- метод статистического (регрессионного) моделирования;
- метод типового (эталонного) объекта недвижимости;
- метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС);
- метод индексации прошлых результатов.
Пунктом 7.2.4 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований, обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применение такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных п. 8.6 Методических указаний.
В таблице 3-43 на странице 161 тома 3 Отчета прямо указано на отказ от использования доходного и затратного подходов и избран метод статистического (регрессионного) моделирования в рамках сравнительного подхода.
В разделе 3.1.8 Отчета, посвященном обоснованию использованных при определении кадастровой стоимости моделей с описанием их структуры, перечислены группы объектов оценки, для которых в рамках настоящей оценки не выявлены ограничения в применении сравнительного подхода с использованием достаточной и достоверной статистической информации о продаже объектов недвижимости, аналогичных объектам оценки, в том числе для группы 6 подгруппы 6.1. В том же разделе Отчета указано, что анализ полноты и качества собранной информации об объектах-аналогах позволяет сделать вывод о том, что количество объектов-аналогов достаточно для построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости по объектам недвижимости, предназначенным для размещения административных и офисных зданий.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости, которая была рассчитана с учетом отнесения их к подгруппе 15.8, определялась на основе затратного подхода с использованием метода, содержащегося в п. 8.6 Методических указаний, а именно - метода, основанного на индексации иных оценок и отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства. Метод индексации прошлых результатов, предусмотренный п. 7.2.4 Методических указаний, не применялся.
В соответствии с п. 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных
для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости. При этом в пункте 8.6 Методических указаний обязательность использования только последнего по дате оценки отчета об определении рыночной стоимости или заключения эксперта не установлена.
В соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 N П/0284 "Об утверждении требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки" в расчетную главу основной части отчета включаются следующие сведения: обоснование выбора подходов, методов и моделей оценки, использованных для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости методами массовой оценки; информация об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках индивидуального расчета. Также в приложение "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости" включаются в том числе сведения о способе определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально) с указанием моделей, подходов, методов, использованных при определении кадастровой стоимости (для каждого объекта недвижимости).
Выбор как метода оценки, так и результата иной оценки, применяемых при расчете, предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, что не нарушает принципов государственной кадастровой оценки, предусмотренных ст. 4 Закона О государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Согласно п. 22 ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке в случае принятия решения об отказе в исправлении ошибок в таком решении должны быть приведены все основания его принятия, в том числе с указанием страниц (разделов) отчета, содержащих информацию о том, что при оценке конкретного объекта недвижимости указанные в заявлении ошибки не были допущены.
Решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости от 09.03.2023 N 149/23 принято уполномоченным органом с соблюдением установленного законом срока, содержит основания его принятия, не нарушает прав или законных интересов административного истца, поскольку такой отказ не лишает административного истца права на судебную защиту путем оспаривания кадастровой стоимости в порядке административного судопроизводства. При изложенных основаниях, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления АО "Страховая компания Альянс" о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 09 марта 2023 года, обязании устранить допущенное нарушение.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.