Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области на решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 19 января 2023 года по административному делу N2а - 950/2022 по административному иску исполняющего обязанности прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по обеспечению бытовых услуг населению.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора Вельского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области с исковым заявлением о возложении обязанности по обеспечению предоставления бытовых услуг населению городского поселения "Кулойское" путем организации работы бани.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей рп. Кулой Вельского района Архангельской области о ненадлежащей организации условий для бытового обслуживания населения в части предоставления банных услуг. В ходе проверки установлено, что бытовое обслуживание с предоставлением банных услуг населению на территории поселения по состоянию на 12.07.2022 отсутствует. В ходе проверки установлено, что на территории р.п. Кулой Вельского района зарегистрировано 5803 человека, количество граждан, получающих услугу горячего водоснабжения - 646, услугами холодного водоснабжения в неблагоустроенном жилищном фонде пользуются 1511 человек. Отсутствие общественной бани свидетельствует о том, что администрацией городского поселения "Кулойское" не принимаются меры по организации бытового обслуживания населения, что влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья, санитарно- эпидемиологическое благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности. За период с 01.01.2021 по 12.07.2022 каких-либо мер, направленных на организацию бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, администрацией городского поселения "Кулойское" не принято.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 19 января 2023 года, исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности по обеспечению бытовых услуг населению удовлетворено. Суд обязал администрацию городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области, ИНН N, обеспечить предоставление бытовых услуг населению городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области путем организации работы бани в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу".
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 марта 2023 года представитель заявителя просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указали, что в настоящее время решение суда не исполнимо.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Архангельской области просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки выявлен факт нарушения прав жителей рп. Кулой Вельского района в сфере обеспечения бытового обслуживания.
Установлено, что на территории рп. Кулой Вельского района Архангельской области зарегистрировано 5803 человека, количество граждан, получающих услугу горячего водоснабжения - 646, услугами холодного водоснабжения в неблагоустроенном жилищном фонде пользуются 1511 человек. Услуги общественной бани на территории городского поселения "Кулойское" не оказываются.
20.03.2014 между администрацией городского поселения "Кулойское" (Продавец) и Владимировым А.А. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения "Кулойское" N N, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, признанного победителем продажи посредством публичного предложения муниципального имущества, в сроки предусмотренные настоящим договором, следующее имущество: здание бани на 30 человек, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", "адрес", общей площадью 297, 7 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1336, 8 кв.м, находящийся по адресу: "адрес", "адрес" "адрес"
Согласно п. 1.4 договора разрешенное использование (назначение) имущества должно быть сохранено в течение 5 лет.
Срок сохранения целевого назначения истек в апреле 2019 года. Фактическая работа бани прекращена в январе 2021 года, о чем Владимиров А.А. уведомил администрацию МО "Кулойское" 02.02.2021.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что доказательств, подтверждающих принятие ответчиком мер, направленных на организацию бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, фактическое предоставление данных услуг, материалы дела не содержат. Выявленные в результате проверок нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на момент рассмотрения дела не устранены, ввиду чего пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
По смыслу положений п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.
При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно - технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.
Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр утверждены Строительные правила 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утверждена и введена в действие актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* в соответствии с приложением "Д", к которым для городских поселений предусмотрено наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей, а в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 19 января 2023 года по административному делу N2а - 950/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Вельского районного суда Архангельской области от 21 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 19 января 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.