Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Лепской К.И, судей Косицыной-Камаловой И.Р, Шлопак С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 03 марта 2023 года по делу N 2-4411/2022 по исковому заявлению Р.И.С. к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" войсковой части 09703, о признании незаконными действий по включению стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплаты труда, взыскании невыплаченной заработной платы, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Р.И.С. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (далее - ФКУ "ОСК Северного флота"), войсковой части 09703 о признании незаконными действий по включению стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплаты труда, взыскании невыплаченной заработной платы за период с 1 февраля 2021 г. по 30 ноября 2021 г. в размере 29682 рубля 81 копейка, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты груда.
В обоснование требований указала, что 5 июня 2017 г. была принята на работу в войсковую часть 09703 на должность техника квартирноэксплуатационной службы тыла. Начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 09703 производит филиал ФКУ "ОСК Северного флота" - "3 финансово-экономическая служба". В период с 1 февраля 2021 г. по 30 ноября 2021 г. ей начислялась и выплачивалась заработная плата без учета дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от26 июля 2010 г. N 1010, в размере меньше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 03 марта 2023 г, исковые требования Р.И.С. к ФКУ "ОСК Северного флота", войсковой части 09703 о признании незаконными действий по включению стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплаты труда, взыскании невыплаченной заработной платы, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия ФКУ "ОСК Северного флота", войсковой части 09703 по включению стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплаты труда Р.И.С.
С войсковой части 09703 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Р.И.С. взыскана невыплаченная заработная плата за период с 01 мая 2021 г. 30 ноября 2021 г. в сумме 19 543 рубля 35 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц).
В удовлетворении требований Р.И.С. к ФКУ "ОСК Северного флота", войсковой части 09703 о взыскании невыплаченной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 722 рубля 90 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "ОСК Северного флота" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, 5 июня 2017 г. Р.И.С. принята на работу в войсковую часть 09703 на должность техника квартирно-эксплуатационной службы тыла.
В спорный период в соответствии с действующей системой оплаты труда заработная плата Р.И.С. состояла из должностного оклада, выплат стимулирующего характера в виде надбавки за выслугу лет, надбавки за сложность и напряженность, ежемесячной премии, выплат компенсационного характера в виде районного коэффициента 1, 4, процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 %.
Начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 09703 производит филиал ФКУ "ОСК Северного флота" - "3 финансово-экономическая служба".
Коллективным договором, заключенным между командиром и работниками войсковой части 09703 на 2020-2023 гг. установлены сроки выплаты заработной платы: за первую половину месяца - 22 число текущего месяца, за второю половину месяца - 7 число следующего месяца
В период с 1 февраля 2021 г. по 30 ноябрь 2021 г. работодателем выплачивалось Р.И.С. дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 129, 133, 133.1, 135, 392 ТК РФ, приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований истца.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконными действий ответчиков по включению стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплата труда при начислении заработной платы в спорный период, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Установив, что заработная плата истцу начислялась с учетом дополнительного материального стимулирования, и за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы за период с мая 2021г. по ноябрь 2021г. истец обратился в течение одного года, предусмотренного частью 2 статьи 392 ТК РФ, исчисляемого со дня срока выплаты заработной платы, суд взыскал с ответчиков в пользу истца задолженность в размере 19543 рубля 35 копеек.
Вместе с тем суд пришел к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного частью 2 статьи 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, в отсутствие доказательств уважительных причин пропуска такого срока и оснований для его восстановления в отношении требований о взыскании заработной платы за период с февраля по апрель 2021 г, в связи с чем в этой части требования истца оставил без удовлетворения.
Отказывая истцу в удовлетворении требований об обязании производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, суд первой инстанции указал, что такая обязанность предусмотрена непосредственно нормами трудового законодательства, имеющими прямое действие, не требующими подтверждения в судебном акте. Также исходил из отсутствия полномочий предопределять характер и содержание трудовых обязанностей истца в будущем, условия оплаты его труда и объем полагающихся ему компенсаций.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Статьей 2 ТК РФ установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (часть 2 статьи 22 ТК РФ).
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).
В силу статьи 349 ТК РФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 (действует с 1 октября 2019г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 21 приложения N2 ("Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010).
Согласно пункту 2 данного Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части 2 статьи 146, статье 148 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N38-П.
Доводы кассационной жалобы о том, что предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 выплата является премией стимулирующего характера, так как выплачивается но результатам исполнения должностных обязанностей, входит в общий месячный налогооблагаемый доход работника, облагается страховыми взносами, учитывается при начислении пенсии по старости, доводится лицам гражданского персонала путём зачисления денежных средств на личные банковские карты, является периодической выплатой, были предметом исследования и оценки нижестоящих судов, оснований с которой не согласиться не имеется.
Ссылка в жалобе на письма Министерства обороны Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не влияют на правовую оценку законности судебных актов, поскольку эти документы не являются нормативными правовыми актами.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется, не нуждающиеся в дополнительной аргументации.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 03 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.