Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Ш, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества Техническая фирма "Ватт" о признании недействующим со дня принятия пункта 2 таблицы N 1 Приложения N 1, пункта 1 Приложения N 4, прилагаемых к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. N 5) по апелляционной жалобе акционерного общества Техническая фирма "Ватт" на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 3 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление было удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителей АО Техническая фирма "Ватт" - Е.П, Т.С, Я.И, представителей Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия - В.Е, В.А, представителя заинтересованного лица АО "Мордовская электросеть" - Я.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (далее по тексту- РСТ Республики Мордовия) 30 декабря 2021 года принят приказ N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" (далее также - Приказ от 30 декабря 2021 г. N 284), устанавливающий единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия согласно Приложению N 1, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей согласно Приложению N 2, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций согласно Приложению N 3, необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно Приложению N 4, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия согласно Приложению N 5.
Приказом РСТ Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. N 5 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" (далее также - Приказ от 1 февраля 2022 г. N 5) Приложение N 1, строка 1.4.1 Приложения N 2 изложены в новой редакции.
Данными приказами осуществлено тарифное регулирование в отношении акционерного общества Техническая фирма "Ватт" (далее по тексту- АО ТФ "Ватт"), а именно:
- пунктом 2 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2022 год" Приложения N 1 данного приказа установлена НВВ без учёта оплаты потерь, учтённая при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия в размере 455 249, 13 тысяч рублей.
- пунктом 1 Приложения N 4 данного приказа в отношении административного истца установлены величины необходимой валовой выручки сетевых организаций без учёта оплаты потерь, в том числе на 2022 год в размере 455 249, 13 тысячи рублей.
АО ТФ "Ватт" обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением с учетом уточнения иска о признании недействующим в вышеуказанных частях со дня принятия Приказа от 30 декабря 2021 г. N 284 в редакции Приказа от 1 февраля 2022 года N 5, как не соответствующих требованиям:
- статей 6, 20, 23, 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Федеральный закон N 35 - ФЗ);
- пунктам 7, 12, 17, 18, 19, 34 (1), 34 (3), 38, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее также - Основы ценообразования);
- Методическим указаниям по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98 - э (далее также - Методические указания N 98 - э);
- Положению об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг", утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг" (далее также - Положение N 1220);
- Методическим указаниям по расчёту уровня надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждённым Приказом Минэнерго России от 29 ноября 2016 г. N 1256 (далее также - Методические указания N 1256);
- Методическим указаниям по расчёту и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надёжности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2010 г. N 254 - э/1 (далее также - Методические указания N 254 - э/1).
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Полагает, приводя в обоснование ссылки на судебную практику, что регулирующим органом при проведении расчёта экономии потерь не анализировались отчёты о ходе реализации мероприятий Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышении энергетической эффективности в Республике Мордовия" за предыдущие годы в рамках долгосрочных периодов регулирования, в расчёте использовались отчётные данные по программе энергосбережения за 2020 год, что противоречит формуле пункта 34(3).
Указывает, что АО ТФ "Ватт" за прошедший долгосрочный регулируемый период проводились мероприятия организационного характера, не требующие дополнительных затрат, в связи с чем они не отражены в отчётах о ходе реализации мероприятий целевой программы "Энергосбережение и повышение электрической эффективности". Информация о данных мероприятиях имелась у административного ответчика. В нарушении пункта 34(3) Основ ценообразования РСТ Республики Мордовия рассчитала расходы ниже размера экономии, рассчитанной по формуле.
Также административный истец указывает на экономию, достигнутую в результате проведения мероприятий по сокращению объёма технологической потери в сетях за период регулирования 2015 - 2019 годы. Полагает, что требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчётности о ходе их реализации, утверждённые Приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 398 не подлежат применению к АО ТФ "Ватт", поскольку цены (тарифы) АО ТФ "Ватт" не устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Административный истец также мотивировал иск тем, что тарифный орган при расчёте корректировки необходимой валовой выручки с учётом достижения установленного уровня надёжности и качества услуг в нарушение законодательства, не представив обоснование своим выводам, указал в графе "Особенности корректировки НВВ "справочно" экспертного заключения на недостоверность представленных АО ТФ "Ватт" данных фактических значений показателей. При этом все отчётные данные отражены РСТ Республики Мордовия в экспертном заключении без замечаний. Кроме того, тарифный орган нарушил порядок, установленный Положением N 1220, поскольку безосновательно при расчёте применил подпункт 2 пункта 6 Методических указаний N 254 - э/1 без рассмотрения возникающих разногласий с участием представителей организации, предоставивших такие данные и не оформил протокол результатов рассмотрения разногласий понижающих коэффициент.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 3 февраля 2023 года административный иск АО ТФ "Ватт" удовлетворен, приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" (в редакции приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. N 5) признан не действующим со дня его принятия в части:
- величины НВВ сетевых организаций без учёта оплаты потерь, учтённая при утверждении (расчёте) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия, указанной в пункте N таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2022 год" Приложения N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2022 год";
- пункта N Приложения N 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь)" в отношении АО ТФ "Ватт" на 2022 г.
Взысканы с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу акционерного общества Техническая фирма "Ватт" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
В апелляционной жалобе АО ТФ "Ватт" ставится вопрос об отмене в части решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Мордовия представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО ТФ "Ватт" Я.И, Т.С, Е.П, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда в части и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия В.Е, В.А, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, просили оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Акционерного общества "Мордовская электросетевая компания" Я.Н, участвующая путем использования систем видеоконференц-связи, удовлетворение апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителей административного истца АО ТФ "Ватт" Я.И, Т.С, Е.П, представителей Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия В.Е, В.А, представителя заинтересованного лица Акционерного общества "Мордовская электросетевая компания" Я.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ, Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее также- Правила государственного регулирования), Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20 -э/2 (далее также - Методические указания N 20 - э/2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона N 35 - ФЗ, действовавшего на момент принятия оспариваемого приказа, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. N 212 - УГ и постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. N 642 "Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия" Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия (пункт 1). Установление сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии отнесено к её полномочиям (подпункт 2 пункта 9).
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что оспариваемый Приказ от 30 декабря 2021 г. N 284 (в редакции Приказа от 1 февраля 2022 г. N 5) принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается в рамках настоящего дела.
Как следует из материалов дела, АО ТФ "Ватт" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии (мощности) и технологическому присоединению (согласно постановлению ФЭК Российской Федерации от 17 апреля 2002 г.).
30 апреля 2021 г. АО ТФ "Ватт" обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г.
По результатам рассмотрения указанного заявления и обосновывающих материалов составлено экспертное заключение по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям административного истца на 2022 г. - третий год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годы.
Приказ от 30 декабря 2021 г. N 284 принят на основании протокола заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. N 62.
Приказом РСТ Республики Мордовия от 1 февраля 2022 г. N 5 внесены изменения в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 г. N 284.
Оспаривая нормативный правовой акт в части расчёта размера экономии расходов на оплату потерь на 2022 г. административный истец указал, что регулирующим органом не анализировались отчёты о ходе реализации мероприятий Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" за предыдущие годы в рамках долгосрочных периодов регулирования, а использовались отчётные данные за 2020 г, применена формула расчёта, не установленная законодательством, что противоречит пункту 34 (3) Основ Ценообразования. Кроме того, тарифным органом не были приняты в расчёт мероприятия, имеющие организационный характер и не требующие дополнительных затрат в тарифе.
АО ТФ "Ватт" рассчитал на основании пункта 34(3) Основ ценообразования и направил в тарифной заявке об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г. расчёт экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2020 г. в размере 19 189, 29 тысяч рублей.
Письмом от 24 ноября 2021 г. N 2915/1-04 на запрос административного ответчика АО ТФ "Ватт" представило в РСТ Республики Мордовия сведения о проведении мероприятий по снижению потерь при передаче электрической энергии, проведенные в соответствии с программой энергосбережения и энергоэффективности на 2015-2019 годы, которые включали в себя: внедрение автоматизированной системы сбора информации и учёта электрической энергии (АССИ); строительство новых электрических сетей взамен ветхих и реконструкции существующих.
Судом первой инстанции установлено, что 25 февраля 2019 г. утверждена Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности АО ТФ "Ватт" на 2020 - 2024 годы. Имеется отчёт о выполнении программы энергосбережения.
Как установлено судом первой инстанции мероприятия не финансировались за счёт бюджетных средств.
Величина рассчитанной регулируемой организацией экономии на оплату потерь за 2020 г. определена в размере 33, 25 тысяч рублей, что ниже размера экономии, представленной в тарифной заявке административным истцом на 19 156, 04 тысячи рублей.
В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 35 - ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требования о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, к организации учёта и контроля используемый энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
Согласно пункту 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счёт бюджетных средств.
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования, действовавшего на момент принятия оспариваемого приказа, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счёт бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности" (вместе с "Правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности") установлены требования к программе, которые включают в себя: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться регулируемой организацией в результате реализации программы; перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения; показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемой организации; значения целевых показателей и иные показатели (пункт 4 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности).
Согласно пункту 16 Правил, требования к программе устанавливаются регулирующим органом на 3 года, если в соответствии с законодательством Российской Федерации срок действия инвестиционной программы регулируемой организации превышает 3 года - на срок действия инвестиционной программы.
Пунктом 14 Правил регламентированы требования к программам, которые устанавливаются регулирующим органом, в том числе с учётом поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчётов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утверждённой регулирующим органом.
Следовательно, регулируемые организации, реализующие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ежегодно не позднее 1 февраля, следующего за отчётным периодом, представляют в орган регулирования отчёты о фактическом исполнении требований указанных программ.
Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчётности о ходе их реализации (далее - Требования N 398) утверждены Приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 398.
Согласно пункту 3.1 Требований N 398 отчёт о реализации программы состоит из пояснительной записки, а также прилагаемых к ней сведений о мониторинге реализации программы за отчетный период по форме согласно Приложению N 4 к Требованиям, сведений о достижении целевых показателей программы за отчетный период по форме согласно Приложению N 5 к Требованиям и сведений о реализации мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, по форме согласно Приложению N 6 к Требованиям.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у органа регулирования отсутствовали основания для включения в необходимую валовую выручку Общества на 2022 г. размера экономии расходов на оплату потерь в виду их необоснованности. При этом суд исходил из того, что направленный письмом от 13 января 2021 г. N регулирующему органу отчёт о ходе реализации мероприятий Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы за 2020 г. в приложении содержит только пояснительную записку. Доказательства направления регулирующему органу сведений о мониторинге реализации программы за отчётный период по форме согласно Приложению N 4 к Требованиям N 398, сведений о достижении целевых показателей программы за отчётный период по форме согласно Приложению N 5 к Требованиям N 398 и сведений о реализации мероприятий, основной целью которых является энергосбережение и (или) повышение энергетической эффективности, по форме согласно Приложению N 6 к вышеуказанным Требованиям (пункт 3.1), не представлены.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены как несостоятельные доводы административного истца о том, что Требования N 398 по отношению к АО ТФ "Ватт" применению не подлежат, как основанные на неправильном толковании законодательства в сфере тарифного регулирования.
В силу части 1.2 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчётности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1.2 Требований N 398 (Приложение N 2) Требования распространяются на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
В судебном заседании РСТ Республики Мордовия также ссылалась на то обстоятельство, что сумма экономии на 2022 г. определялась не на основании формулы, установленной в пункте 34(3) Основ ценообразования, поскольку АО ТФ "Ватт" экономия расходов на оплату потерь электрической энергии заявлялась впервые. Тарифный орган осуществлял расчёт исходя из разъяснений, изложенных в письме ФАС России от 11 декабря 2020 г. N СП/108946/20, согласно которым органам регулирования необходимо исключать экономию, достигнутую не в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования экономия расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии по сетям в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счёт бюджетных средств. При этом расчёт указанной экономии осуществляется в соответствии с пунктом 34(1) - 34(2) Основ ценообразования.
В силу пунктов 34(1) - 34(3) Основ ценообразования, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счёт бюджетных средств.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 31 марта 2014 г. была утверждена Программа энергосбережения и повышения энергоэффективности АО ТФ "Ватт" на 2015 - 2019 годы.
Согласно выписке из экспертного заключения по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО ТФ "Ватт" на 2021 г. (долгосрочный период регулирования 2020- 2024 годы), представленной административным истцом, экспертами РСТ Республики Мордовия в необходимую валовую выручку АО ТФ "Ватт" включена экономия потерь, рассчитанная по формуле 34(3) Основ ценообразования, в размере 18 633, 63 тысячи рублей.
Однако, РСТ Республики Мордовия при установлении необходимой валовой выручки на 2022 г. при расчёте суммы экономии расходов на оплату потерь указанные данные не анализировались.
Вместе с тем тарифный орган обязан был учитывать экономию расходов на оплату потерь электрической энергии в течение 10 лет с начала периода регулирования.
При таких обстоятельствах являются верными выводы суда первой инстанции о необоснованности применения органом регулирования расчёта с суммы экономии расходов на оплату потерь, поскольку они противоречат приведенным нормам права.
Следовательно, расчёт оспариваемого тарифа произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства.
Расчёт экономии расходов на оплату потерь электрической энергии оспаривается административным истцом также в связи с тем, что регулирующий орган не учёл мероприятия организационного характера и не требующие дополнительных затрат в тарифе, которые по мнению Общества, также привели к экономии технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Как следует из материалов дела, письмом АО ТФ "Ватт" N от 24 ноября 2021 г. административный истец представил сведения о проводимых мероприятиях по снижению потерь по передаче электрической энергии, в том числе, мероприятиях не требующий дополнительных затрат, а именно: проведение периодических проверок с выявлением нарушений в работе приборов учёта либо несоответствия измерительных комплексов требованиям действующего законодательства; оптимизация схемы электроснабжения потребителей путём перераспределения загрузки трансформаторов и линий электропередачи напряжением 6 - 10 кВ и 0, 4 кВ; приведение в соответствие с нагрузками сечений линейных проводов в распределительной сети при проведении ремонтных и иных видов работ капитального характера; проведение технической политики по оптимизации длин питающих фидеров ВЛ - 0, 4 кВ в процессе реализации мероприятий инвестиционной программы; в процессе реализации мероприятий инвестиционной программы, в том числе, технологического присоединения, применение трансформаторов ТМГ со схемами обмоток, снижающих потери холостого хода; применение измерительных трансформаторов тока и напряжения и приборов учёта с повышенным классом точности при их плановой замене.
В подтверждение размера экономии расходов Обществом в орган регулирования был представлен расчёт экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в соответствии с требованиями пункта 34(2) Основ ценообразования и пояснительная записка по обоснованию учета в НВВ Общества на 2022 г. экономии расходов на сумму 21 311, 12 тысяч рублей.
Вместе с тем, отчёт о выполнении программы энергосбережения не содержит сведения об указанных мероприятиях, административным истцом не представлено подтверждение и обоснование экономии, которая являлась следствием от реализации конкретных мероприятий по энергосбережению.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у РСТ Республики Мордовия отсутствовало законное основание для включения в НВВ на 2022 г. экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, не заявленной в тарифном предложении в надлежащем порядке.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к правильному выводу о правомерности решения органа регулирования об отсутствии оснований для включения в НВВ на 2022 г. экономии расходов на оплату потерь электрической энергии по указанным мероприятиям.
Оспаривая нормативный правовой акт в части расчёта корректировки с учётом достижения установленного уровня надёжности и качества услуг на 2022 г. административный истец указал, что РСТ Республики Мордовия при расчёте НВВ на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2022 г. в рамках долгосрочного периода регулирования 2020 - 2025 годы для АО ТФ "Ватт" нарушены положения Методических указаний N 254 - э/1, поскольку АО ТФ "Ватт" представил достоверные отчётные данные, которые отражены регулятором в экспертном заключении, об их расхождении административному истцу не сообщалось.
Порядок определения показателей надёжности и качества поставляемых товаров для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии установлен Положением N 1220.
Согласно пункту 12 Положения N 1220 определение фактических значений показателей надёжности и качества, а также определение индикативных показателей уровня надёжности осуществляется регулирующими органами по окончании каждого расчётного периода регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В силу пункта 12.1 Положения N 1220 для определения показателей надёжности, в том числе индикативных показателей надежности, для территориальных сетевых организаций используется информация (оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчёт об авариях в электроэнергетике, включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), представляемая указанными организациями Министерству энергетики Российской Федерации, а также подведомственному Министерству государственному бюджетному учреждению в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г..N 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике". Контроль полноты и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также проверка их достоверности осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации путём сопоставления данных, содержащихся в журнале учёта данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации (далее - журнал учёта данных), и корректирующей ведомости журнала учёта данных, форма и порядок заполнения которых определяются методическими указаниями, с информацией, полученной в соответствии с настоящим Положением и Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике от организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также от иных организаций и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее: "своевременность представления данных о перерывах электроснабжения" - представление данных о перерывах электроснабжения в сроки, установленные в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике и формой отчёта об авариях в электроэнергетике и порядком её заполнения, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации; "полнота представления данных о перерывах электроснабжения" - отражение информации о перерывах электроснабжения в журнале учёта данных, корректирующей ведомости журнала учёта данных, а также проведение расчёта показателей надёжности, в том числе индикативных показателей надёжности, в соответствии с Методическими указаниями N 1256 без арифметических или логических ошибок.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1220 определение фактических значений показателей надёжности и качества, а также определение индикативных показателей уровня надёжности осуществляется регулирующими органами на основании, в том числе, заключения, представленного Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с пунктом 14(1) Положения N 1220.
Согласно пункту 14 Положения N 1220 организации, а в отношении показателей надёжности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций - Министерство энергетики Российской Федерации с учётом особенностей, установленных пунктом 14(1) настоящего Положения, предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчётным, отчётные данные, используемые при расчёте фактических значений показателей надёжности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надёжности в соответствии с методическими указаниями.
По результатам сбора данных о перерывах электроснабжения, а также по результатам осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным годом, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет соответствующим регулирующим органам расчёт показателей надёжности, в том числе индикативных показателей надёжности, по форме и в порядке, которые установлены методическими указаниями, заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также указание на наличие либо отсутствие со стороны организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций существенных нарушений порядка определения фактических показателей надежности (пункт 14(1)).
На основании представленного Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с пунктом 14(1) настоящего Положения заключения о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения регулирующий орган определяет фактические значения показателей надёжности, в том числе индикативных показателей надёжности, и (или) обобщённого показателя надёжности и качества в соответствии с Методическими указаниями N 1256, и в соответствии с Методическими указаниями N 254-э/1, принимает решение о применении корректировки необходимой валовой выручки (пункт 14(3) Положения N 1220).
Как следует из пояснений административного ответчика, на основании отчётных данных Минэнерго России по АО ТФ "Ватт" выявлены нарушения предоставления фактических показателей надежности и качества за 2020 год, а именно, нарушение организацией сроков представления информации, установленных порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утверждённым Министерством энергетики Российской Федерации. Согласно отчету о нарушениях АО ТФ "Ватт" за 2020 год, выгруженному с интернет-сайта Минэнерго России, АО ТФ "Ватт" в 2020 г. 3 раза подана информация в Минэнерго России о факте прекращения передачи электрической энергии с нарушением срока (2 раза информация подана спустя 8 часов, 1 раз- спустя 9 часов).
Экспертами РСТ Республики Мордовия коэффициент достижения (недостижения, перевыполнения) уровня надёжности оказываемых услуг признан равным (- 1), и расчёт произведён на основании пункта 5 Методических указаний N 254 - э/1.
Согласно информации, отражённой в экспертном заключении, корректировка необходимой валовой выручки АО ТФ "Ватт" с учётом надёжности и качества оказываемых услуг по данным 2020 г. составила - 5181, 40 тысяч рублей.
Пунктом 11 Методических указаний N 98 - э определена формула расчета корректировки необходимой валовой выручки на i - й год долгосрочного периода регулирования с учётом понижающего (повышающего) коэффициента, корректирующего необходимую валовую выручку с учётом надёжности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг).
Согласно пункту 6 Методических указаний N 254 - э/1 корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления, осуществляется с учетом следующих особенностей расчета :
1) в случае непредоставления регулируемыми организациями отчётных данных, используемых при расчёте фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, коэффициент признается понижающим и устанавливается равным (- 3%). В этом случае формула (1), указанная в пункте 5 Методических указаний N 254 - э/1, не применяется;
2) в случае предоставления для расчёта какого-либо показателя недостоверных отчётных данных (имеется существенное расхождение данных, оцениваемое исходя из отклонения фактического значения данного показателя, рассчитанного на основе отчётных данных, предоставленных организацией, от значения, рассчитанного на основе данных, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 13 Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1220 "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг", более чем: на 20% - для 2011 г, на 15% - для 2012 г, на 10% - начиная с 2013 г, - что установлено по итогам проведения действий, указанных в пункте 3 Положения) или непредставления отчётных данных для расчета какого - либо показателя надежности или качества, при расчете
индикатор выполнения соответствующего показателя принимается равным (- 1) и расчёт осуществляется по формуле (1), указанной в пункте 5 Методических указаний N 254 - э/1.
Если отклонение фактического значения какого - либо показателя менее приведённого в данном пункте значения для соответствующего года, то используемый при расчете индикатор выполнения соответствующего показателя определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1256.
Согласно письму Министерства энергетики Российской Федерации от 1 апреля 2021 г. отчётные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надёжности и индикативных показателей надёжности, расчёт показателей надёжности, в том числе индикативных показателей надёжности, и заключение о результатах осуществления контроля, полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах энергоснабжения были размещены в комплексной системы Минэнерго России и доступна в личных кабинетах назначенным регулирующими органами ответственным лицам.
Согласно заключению Минэнерго России, представленному в скриншоте из системы определения показателей надёжности и качества услуг, АО ТФ "Ватт" выявлены нарушения срока подачи ЖУД_8.1_О, а именно, "неоднократное, более 2 раз в течение месяца отчётного года, нарушение организацией сроков представления информации, установленных порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утверждённым Министерством энергетики Российской Федерации".
Данное обстоятельство также подтверждено письмом Департамента оперативного управления в ТЭК Минэнерго России N 05 - 3900 от 8 июля 2022 г, согласно которому в отношении АО ТФ "Ватт" в Системе определения показателей надёжности и качества услуг, оказываемых сетевыми организациями, было зафиксировано 3 нарушения за 2020 г. в части нарушения сроков представления оперативной информации об авариях на объектах электроэнергетике согласно форме ЖУД_8.1_О (подпункт "в" пункта 14 (2) Положения N 1220), а также 3 аналогичных нарушения за 2021 г.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14.2 Положения N 1220 существенным нарушениям порядка определения фактических показателей надёжности и качества признается неоднократное, более 2 раз в течение месяца отчётного года, нарушение организацией сроков представления информации, установленных порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации.
Методическими указаниями по расчету уровня надежности качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными Приказом Минэнерго России от 29.11.2016 N 1256 установлена форма отчетности 8.1.
Из вышеуказанных норм следует, что основанием для применения понижающего коэффициента является допущение ресурсоснабжающей организацией существенных нарушений порядка определения фактических показателей надежности и качества, выразившееся в непредставлении отчетных данных по форме 8.1.
Из материалов административного дела следует, что административным истцом своевременно предоставляется отчетная информация по форме 8.1.
Учитывая, что нарушений при предоставлении информации АО ТФ "Ватт" по форме 8.1. не допущено, административным ответчиком при установлении тарифа необоснованно применен понижающий коэффициент (-1).
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части, а доводы апелляционной жалобы административного истца в этой части обоснованы.
Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения регионального нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца.
Доводы апелляционной жалобы в остальной части выводы суда не опровергают, аналогичны позиции сторон в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 3 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества Техническая фирма "Ватт" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.