Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Е.А. на вступившие в законную силу решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 28 ноября 2022 года, вынесенные в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов (далее ОСП) по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия от 31 августа 2022 года администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Мордовия от 28 ноября 2022 года, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с судебными актами, считая их незаконными.
Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, представила возражения на жалобу, в которых указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными в соответствии с нормами действующего законодательства.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, судебным приставом-исполнителем ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия 30 августа 2022 года в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу администрацией не исполнено содержащееся в исполнительном листе ФС N 013125490 (выдан Рузаевским районным судом Республики Мордовия по гражданскому делу N N на основании судебного акта от 08 сентября 2020 года, вступившего в законную силу 13 января 2021 года) требование об обязании администрации предоставить М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метра по месту жительства в п. Плодопитомнический Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в повторном требовании от 08 июля 2022 года о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - в течение 30 дней со дня получения данного требования, то есть до 08 августа 2022 года (л.д. 70-71).
По итогам рассмотрения дела должностным лицом ОСП по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Е.А. 31 августа 2022 года вынесено постановление о признании администрации виновной в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.
Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия по результатам разрешения жалобы, поданной администрацией на постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия от 31 августа 2022 года, в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения, сделав вывод о том, что в деянии администрации отсутствует вина, решение суда не исполнено по независящим от нее обстоятельствам, поскольку на момент исполнения соответствующего акта у администрации отсутствовало достаточное финансирование из республиканского бюджета Республики Мордовия для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению М. благоустроенным жилым помещением.
Судья Верховного суда Республики Мордовия, рассмотрев жалобу, поданную должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, на решение судьи районного суда в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласился.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу.
Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для несогласия с выводами судей нижестоящих инстанций о прекращении производства по делу.
При этом также полагаю возможным отметить следующее.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям, в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор является мерой юридической ответственности и влечет предусмотренные законом последствия.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны данного административного правонарушения.
Как следует из протокола от 30 августа 2022 года при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено администрации, судебный пристав-исполнитель сослался на неисполнение требования от 08 июля 2022 года, содержащегося в исполнительном документе, после вынесения постановления о взыскании с администрации исполнительского сбора от 29 апреля 2021 года.
При этом в материалах дела имеется определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2021 года, которым заявление администрации удовлетворено, администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия освобождена от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 апреля 2021 года (л.д. 9-13).
Освобождение администрации от взыскания исполнительского сбора свидетельствует об отсутствии в данном случае квалифицирующего признака объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, что указывает на обоснованность выводов судебных инстанций о прекращении производства по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что на момент рассмотрения в кассационном суде жалобы врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Е.А. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для этой категории дел, истек, а постановление о назначении административного наказания, вынесенное в отношении администрации, было отменено и производство по делу прекращено, возможность возобновления производства по данному делу об административном правонарушении утрачена.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Несогласие заявителя поданной в кассационный суд жалобы с выводами и оценкой судебными инстанциями представленных доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов и незаконности вынесенных по делу решений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Мордовия от 28 ноября 2022 года, вынесенные в отношении администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Рузаевскому району УФССП России по Республике Мордовия Тюрьковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.