Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ковригина Юрия Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 24 марта 2023 года по административному делу N 2а-189/2023 по административному исковому заявлению Ковригина Юрия Николаевича о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Катайского района от 11 марта 2023 года N 61/283-5 "Об отказе в регистрации Ковригину Юрию Николаевичу кандидатом в депутаты Думы Катайского муниципального округа Курганской области первого созыва по трехмандатному избирательному округу N 3".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения Ковригина Ю.Н, доводы кассационной жалобы поддержавшего, представителей Территориальной избирательной комиссии Катайского района, Избирательной комиссии Курганской области Маловичко И.Г, Подберезных Т.В, доводы кассационной жалобы полагавших необоснованными, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапченко А.Е, полагавшего кассационную жалобу удовлетворению неподлежащей, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Территориальной избирательной комиссии Катайского района (далее - ТИК Катайского района) от 07 февраля 2023 года N 55/222-5 назначены выборы депутатов Думы Катайского муниципального округа Курганской области первого созыва на 23 апреля 2023 года.
Решением ТИК Катайского района от 11 марта 2023 года N 61/283-5 "Об отказе в регистрации Ковригину Юрию Николаевичу кандидатом в депутаты Думы Катайского муниципального округа Курганской области первого созыва по трехмандатному избирательному округу N 3" (далее - решение от 11 марта 2023 года) Ковригину Ю.Н, выдвинутому избирательным объединением "Катайское местное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта 8 пункта 23 статьи 18 Закона Курганской области от 31 марта 2003 года N 288 "О выборах выборных лиц местного самоуправления Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 288).
Ковригин Ю.Н. обратился в суд с административным иском о признании решения ТИК Катайского района от 11 марта 2023 года незаконным, мотивировав требования тем, что предоставил сведения о судимости в полном соответствии со справкой о судимости.
Решением Катайского районного суда Курганской области от 16 марта 2023 года административный иск удовлетворен с возложением на ТИК Катайского района обязанности в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Ковригина Ю.Н. в качестве кандидата в депутаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 24 марта 2023 года решение суда отменено с принятием нового решения, которым административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 29 марта 2023 года кассационной жалобе Ковригин Ю.Н, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Прокуратура Курганской области, ТИК Катайского района представили письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснение участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе, сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона (подпункт "е").
Аналогичное регулирование установлено подпунктом 8 пункта 23 статьи 18 Закона Курганской области N 288.
Судами установлено, что решением ТИК Катайского района от 11 марта 2023 года Ковригину Ю.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта 8 пункта 23 статьи 18 Закона Курганской области N 288 в связи с сокрытием сведений о судимости: не указанием в заявлении наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым он был осужден, даты снятия и (или) погашения судимостей.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции исходил из того, что факт сокрытия судимостей Ковригиным Ю.Н. не установлен, поскольку дата снятия судимости по приговору Далматовского районного суда Курганской области от 11 февраля 2002 года фактически указана в заявлении, соответствует дате освобождения его от наказания на основании акта амнистии; сведения об осуждении по части 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и о погашении данной судимости кандидат мог не указывать ввиду декриминализации этого деяния; а отсутствие указания наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации в заявлении могло быть восполнено кандидатом при надлежащем исполнении комиссией обязанности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции по существу верными в части неточного указания сведений о дате погашения судимости по приговору Далматовского районного суда Курганской области от 11 февраля 2002 года и о декриминализация преступного деяния, предусмотренного частью 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая освобождает кандидата от обязанности указывать сведения об этой судимости.
В этой части выводы суда апелляционной инстанции автором жалобы не оспариваются.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал законным решение ТИК Катайского района от 11 марта 2023 года, поскольку Ковригин Ю.Н. в заявлении о регистрации кандидатом в депутаты не указал наименование статей Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым он был осужден: мошенничество (статья 159), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285).
Суждения суда первой инстанции о возможности применения в данном случае положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ суд апелляционной инстанции признал ошибочными, поскольку неуказание кандидатом в составе сведений о судимости наименования статей уголовного закона нельзя отнести к неполноте сведений о кандидатах, обязанность своевременного выявления которой закон возлагает на избирательные комиссии.
Поэтому суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия кассационного суда выводы об отказе в удовлетворении административного иска находит верными.
Пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Как следует из положений подпункта 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, если кандидат был осужден за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права с учетом специфики избирательного законодательства, направленного на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Указание кандидатом сведений о наличии судимости необходимо как для решения вопроса о наличии у него пассивного избирательного права, так и для того, чтобы избирательная комиссия могла довести такие сведения о кандидате до сведения избирателей (пункт 7 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ); в целях способствования осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов сведения о судимости кандидата указываются в тексте бюллетеня для голосования (пункт 7 статьи 63 указанного Федерального закона), а также в оборудованном в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением информационном стенде, в котором размещается информация о всех кандидатах, внесенных в бюллетень (пункт 4 статьи 61 указанного Федерального закона).
Суждения о том, что судимость погашена, правильно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку судимость, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. В том числе такая позиция выражена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года N 450-О.
Судебная коллегия кассационного суда находит верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части неуказания или неполного указания сведений о судимости.
Ссылка в жалобе на пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67 и на ненадлежащую проверку заявления членами избирательной комиссии является необоснованной, поскольку указание в заявлении сведений о судимости кандидата в объеме, установленном законом, - обязанность кандидата, невыполнение которой является основанием к отказу в его регистрации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 24 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковригина Ю.Н. - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 31 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.