Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при ведении протокола секретарем Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-2872/2023 по административному исковому заявлению ООО "Лессор" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на налоговые периоды 2017 - 2022 годов, по апелляционной жалобе ООО "Лессор" на решение Московского городского суда от 16 января 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, пояснения представителя административного истца Калиниченко Д.А, возражения представителя административного ответчика и заинтересованного лица Тетериной Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д, полагавшего, что решение суда по доводам апелляционной жалобы не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N7 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В Перечень на 2017 год под пунктом N включено нежилое здание общей площадью 2 232, 1 кв.м с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69 14 декабря 2017 года.
В Перечень на 2018 год вышеуказанное здание включено под пунктом N.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года.
Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Спорное здание в Перечень на 2019 год включено под пунктом N.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Здание включено в Перечень на 2020 год под пунктом N.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года.
Постановление Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание)).
Здание включено в Перечень на 2021 под пунктом N.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1928-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу отдельных положений приложений 1 и 2 к постановлению Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года.
Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1928-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу отдельных положений приложений 1 и 2 к постановлению Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП" опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 08.12.2021, "Вестнике Москвы", N 32, 14.12.2021.
В Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год спорное здание включено под пунктом N
ООО "Лессор", являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими указанные выше пункты Перечней, ссылаясь на то, что нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определёнными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здание также не используется для указанных целей.
По мнению административного истца, включение здания в Перечни на 2017-2022 годы противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимого имущества.
Решением Московского городского суда от 7 февраля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими пункты N Перечней с 1 января 2017 г, 1 января 2018 г, 1 января 2019 г, 1 января 2020 г, 1 января 2021 г. и 1 января 2022 г. соответственно. С Правительства Москвы в пользу ООО "Лессор" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года решение Московского городского суда от 7 февраля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции решение Московского городского суда от 7 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Решением Московского городского суда от 16 января 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Лессор" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Лессор" поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы указано, что представленный в материалы дела акт Госинспекции от 17 декабря 2014 года N составлен с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок N 257-ПП), не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20% спорного здания для размещения офисов.
Полагает, что представленные административным ответчиком в материалы дела сведения из сети "Интернет" и системы СПАРК, вопреки выводам суда, не могут являться допустимыми доказательствами по делу, поскольку носят исключительно нормативный характер, а также не подтверждают использование более 20% здания в целях статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, представленные административным ответчиком сведения из сети "Интернет", АИС ОПН, ЕГРЮЛ не являлись основаниями для принятия Правительством Москвы решения в соответствии с подп.1 п.7 ст.378.2 НК РФ об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приводя список арендаторов с указанием ОКВЭД в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ, а также анализируя судебную практику указывает, что для отнесения помещений, переданных в аренду, к офисным, необходимо учитывать вид деятельности, осуществляемой в каждом помещении.
Просит решение Московского городского суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований.
На апелляционную жалобу прокуратурой города Москвы, Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы представлены письменные возражения, в которых указано на несостоятельность доводов жалобы и содержится просьба об оставлении решения без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что административный истец, как собственник нежилого здания и плательщик налога на имущество организаций в отношении указанного нежилого здания обратился в Московский городской суд с иском о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на налоговые периоды 2017- 2022 годов.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку нормативный акт, в отношении которого заявлены требования о признании его недействующим в части в соответствующие налоговые периоды применялся к административному истцу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "Лессор" обладает правом на обращение с административным иском в суд.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в соответствующей редакции уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещён на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия. В указанной части решение суда не обжалуется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2017 года), предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что административный истец является собственником нежилого здания 1917 года постройки, общей площадью 2 232, 1 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
Как следует из пояснений административного ответчика, здание включено в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", по двум критериям: по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, и исходя из фактического использования здания.
Из ответа на запрос суда ФГБУ ФКП Росреестра по Москве следует, что здание в спорные налоговые периоды располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "эксплуатация административного здания". Дата установления связи нежилого здания с земельным участком - 8 июня 2017 года.
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование на срок до 26 октября 2047 года на основании договора аренды от 26 октября 1998 года N
Проанализировав действующее законодательство, суд верно указал, что данный вид разрешенного использования земельного участка, исходя из его наименования и содержания является неопределенным, предполагающим размещение на земельном участке объектов недвижимости, как подпадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и находящихся вне ее регулирования, и, руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46, пришел к правильному выводу, что юридически значимыми и подлежащими доказыванию при включении нежилого здания в соответствующие Перечни являются обстоятельства, свидетельствующие о назначении и (или) фактическом использовании такого объекта недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, в отношении спорного здания был составлен Акт обследования ГБУ "МКМЦН" N от 17декабря 2014 года, в разделе N Акта указано, что 100% площади здания используется под размещение офисов, вывод сделан на основании данных поэтажного плана, экспликации и визуального осмотра, Акт составлен с доступом в здание.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанный Акт обследования является допустимым доказательством, поскольку он составлен в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП (далее - Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения).
Кроме того, суд первой инстанции, обосновывая вывод об отсутствии оснований для исключения спорного нежилого здания из оспариваемых редакций Перечня, принял во внимание представленные административным истцом договоры аренды, заключенные с "данные изъяты" действовавшие в юридически значимый период, согласно которым помещения в здании переданы в пользование арендаторам под офисы, а площадь переданных в аренду помещений составляет более 20% от общей площади здания.
Также суд верно критически оценил представленный административным истцом расчет площади помещений в здании, используемых для размещения офисов, поскольку из указанного расчета необоснованно исключены помещения, занятые компаниями, осуществляющими деятельность в области грузоперевозок, поскольку вопреки позиции административного истца, деятельность по осуществлению грузоперевозок не может быть отнесена к производственной, напротив, является коммерческой, и предполагает наличие у арендаторов офисных помещений, используемых для приема клиентов, осуществления бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимодействия с другими организациями.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Лессор" является покупка и продажа собственных нежилых зданий и помещений, а дополнительными - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение на договорной основе, в связи с чем помещения, занятые административным истцом и используемые для осуществления уставной деятельности, также подлежат отнесению к офисным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Фактическое использование нежилого здания для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Устанавливая телеологический смысл соответствующего регулирования, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что законодатель исходил из следующего: в подобных зданиях, включаемых в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, как правило, осуществляют хозяйственную деятельность или деятельность по сдаче помещений в аренду именно организации-собственники (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 2596-О).
В ходе рассмотрения дела административный истец подтвердил ведение в помещении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, направленной на извлечение прибыли, посредством предоставления за плату (в аренду) помещений для использования в качестве офисных для размещения непроизводственных служб арендаторов.
Таким образом, административным истцом не опровергнуты документально подтвержденные выводы государственной инспекции о том, что фактически спорное здание использовалось в юридически значимые периоды для сдачи в аренду под размещение офисов в целях ведения арендаторами их основной коммерческой деятельности, поскольку в нем располагаются различные службы арендаторов. Как видно из фототаблицы соответствующие помещения оборудованы стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, что является признаком офисных помещений, определенным Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения".
Судебная коллегия отмечает, что налоговое законодательство не раскрывает терминологии офиса либо офисного здания административного назначения.
Понятие здания административного назначения введено в "СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 года N 108), согласно которым под зданиями административного назначения понимается группа зданий и помещений, имеющих ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенных преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
Указанные СНиП при описании помещений здания содержат терминологию рабочие (офисные) и конторские помещения, под которыми понимает рабочие помещения структурных подразделений предприятия, отдельные кабинеты сотрудников.
"ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24 декабря 2020 года N 1388-ст) устанавливает, что офисом является пространство (3.2.1.1) внутри здания (3.1.1.3), используемое преимущественно для административной деятельности (п. 3.2.3.6). Также указанный ГОСТ определяет, что административное здание (office building): это здание (3.1.1.3), предназначенное преимущественно для административной деятельности (3.1.4.8).
Доказательств того, что спорное здание представляет собой административный корпус единого производственного цикла, который используется заявителем и арендаторами в производственных целях суду не представлено.
Более того, в сети интернет спорное здание позиционируется арендодателем как Бизнес-центр (офисный особняк) "Лессор", помещения в котором предлагаются к аренде на различных условиях.
Учитывая изложенное, при разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 16 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Лессор" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.