Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахарова С.А. к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковая часть N, Министерства обороны Российской Федерации, Филиал федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба" о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за отработанные сверх установленной нормы количества часов, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам ответчика Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота", третьего лица Войсковой части N Министерства обороны Российской Федерации, третьего лица Филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба" на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
26.03.2022 года истец Сахаров С.А. обратился в суд с иском к ответчику Федеральному государственному унитарному предприятию "13 судоремонтный завод Черноморского флота" Министерства обороны Российской Федерации, дополнив иск и увеличив размер исковых требований, просил обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада истца с января 2016 года по октябрь 2020 года путем повышения на - 24% за работу в опасных условиях, взыскать с ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу Сахарова С.А. недополученную заработную плату за период с 01 января 2016 года по 31.10.2020 года в размере 87867, 84 рублей, обязать ответчика выплатить истцу компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 07.02.2016 года по 10.06.2022 года в размере 60281, 10 рублей, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 11.06.2022 года по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 87867, 84 рублей, денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск, в связи с опасными условиями труда, за период с 01.01.2016 года по 31.10.2020 года в размере 123317, 36 рублей, денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 01 января 2016 года по 31 октября 2020 года в размере 163517, 35 рублей, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 08.02.2016 года по 10.06.2022 года в размере 117455, 67 рублей, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 11.06.2022 года по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 163517, 35 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя, понесенные истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, в
размере 50000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года, с учетом определения Ленинского районного суда города Севастополя от 12 сентября 2022 года об устранении описки в решении суда, исковые требования Сахарова С.А. к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковая часть N Министерства обороны Российской Федерации, Филиал федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово- экономическая служба" о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение оплаты за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации морального вреда удовлетворены.
С Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в пользу Сахарова С.А. взыскана недополученная заработная плата за период с 01.01.2016 года по 31.10.2020 года в размере 87867, 84 рублей, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 07.02.2016 года по 10.06.2022 года в размере 60281, 10 рублей, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 11.06.2022 года по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 87867, 84 рублей, денежная компенсация за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда за период с 01.01.2016 года по 30.10.2020 года в размере 123317, 36 рублей, недополученная заработная плата за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 01.01.2016 года по 31.10.2020 года в размере 163517.35 рублей, денежная компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 08.02.2016 года по 10.06.2022 года в размере 117455, 67 рублей, компенсация за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 11.06.2022 года по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 163517.35 рублей, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 ноября 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" и Войсковая часть N Министерства обороны Российской Федерации просят отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В обоснование доводов жалобы Войсковая часть N Министерства обороны Российской Федерации ссылается на то, что истец к мероприятиям, направленным на спасение людей и имущества от пожаров, осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ не привлекался, поскольку фактически в силу статьи 12 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приказа Министра обороны от 22.02.2019 N 88 "Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации", выполняемая им работа в должности водитель автомобиля пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) войсковой части N пожарной охраны, отнесена к объектовому подразделению и предназначена для организации и несения дежурства структурного подразделения войсковой части N без выезда за территорию базы (хранения материальных и технических средств) (г.Симферополь).
В соответствии с проведенной внеплановой специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией ДД.ММ.ГГГГ карта рабочего места 1480, работнику Сахарову С.А. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 класс, повышение оклада на 24% ему произведено с 03.11.2020 года.
До утверждения отчета о проведении внеплановой специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией 26.10.2020 года применительно к положениям статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ ухудшения положения истца работодателем не допущено, поскольку вредный характер условий работы истца до ноября 2020 года не устанавливался и соответствующими документами не подтвержден. Условия труда работника Сахарова С.А. отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда лишь по результатам специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией 26.10.2020 года.
Судом установлено и нашло отражение в решении обстоятельства того, что работники пожарной команды войсковой части N, в том числе и Сахаров С.А, 14.12.2020 года обращались к командиру войсковой части N с коллективным заявлением о несогласии с результатами специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией от 30.11.2018 года, поскольку имелись противоречия со специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией 26.10.2020 года, которое поступило в адрес командира этой же воинской части 29.12.2020 года. На данное коллективное обращение направлен ответ в установленный законом срок (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ) которым, работникам пожарной команды разъяснено об отсутствии правовых оснований перерасчета должностных окладов.
В кассационной жалобе Филиал федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "5 финансово-экономическая служба" просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что с результатами проведения специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией 30.11.2018 года, истец ознакомлен 16.12.2018 года, с требованиями о взыскании недополученной заработной платы и компенсационных выплат истец обратился в марте 2022 года, с нарушением срока обращения в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В возражениях на кассационные жалобы Сахаров С.А. выражает несогласие с доводами изложенными в них и указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сахаров С.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, и истца в возражениях на неё, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и Сахаровым С.А. заключен трудовой договор N, согласно которому Сахаров С.А. принят на работу на должность пожарного пожарной команды. Местом работы истца является войсковая часть N (п. 1.4 трудового договора). Дата начала работы - 01 апреля 2014 года (п. 1.5 трудового договора). Трудовой договор заключен на неопределенный срок (п. 1.6 трудового договора).
Работодатель обязался обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 3.3 трудового договора).
Условия оплаты труда установлены разделом 4 трудового договора, согласно которому, условия оплаты труда работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. N 583 (п. 4.1 трудового договора).
Работнику устанавливается должностной оклад в размере 5366, 00 рублей в месяц (п. 4.2 трудового договора).
Работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере до 40 процентов должностного оклада; премия по результатам работы; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов (п. 4.3 трудового договора).
Работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4.4 трудового договора).
Выплата заработной платы работнику производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (п. 4.5 трудового договора).
Согласно разделу 5 трудового договора, работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, предусмотренных статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 5.3 трудового договора).
21 июня 2014 года между войсковой частью N Министерства обороны Российской Федерации и Сахаровым С.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, внесены изменения в пункт 1, подпункт 1.2 трудового договора: "Работник принимается на работу по должности пожарного пожарной команды" изменить на "переводится с его согласия, постоянно, на должность пожарного пожарной команды, базы хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес")". Внесены изменения в пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора, а именно: "работнику устанавливается должностной оклад в размере 5366, 00 рублей в месяц". Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным оглашением, вступают в силу с 21 июня 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой частью N и Сахаровым С.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, внесены изменения в пункт 1, подпункт 1.4 трудового договора, указано: "Местом работы является войсковая часть N", изменить на: " "данные изъяты") ("адрес") войсковой части N, расположенная по адресу "адрес"". Внесены изменения в пункт 2, подпункт 2.3 трудового договора. Внесены изменения в пункт 4, подпункт 4.1 трудового договора: "Условия оплаты труда Работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583. Заработная плата выплачивается 7 и 22 числа каждого месяца". Внесены изменения в пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора: "Работнику устанавливается должностной оклад в размере 5370, 00 рублей в месяц". Внесены изменения в пункт 5, подпункт 5.1 трудового договора, изменено на: "Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени". Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным оглашением, вступают в силу с 30 декабря 2015 г.
09 января 2020 года между войсковой частью N Министерства обороны Российской Федерации и Сахаровым С.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора внесены изменения на: "Установить оплату труда по 4 группе тарифных ставок с окладом 6840, 00 рублей в месяц. Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с 01.10.2019 года (п. 2 дополнительного соглашения).
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденному комиссией от 30.11.2018 года, на рабочем месте истца гарантии и компенсации за условия труда по результатам специальной оценки условий труда войсковой части N, не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденным комиссией 26.10.2020 года, в отношении рабочих мест командира отделения пожарной команды и водителя автомобиля пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда).
По результатам проведения этих работ, протоколами комиссии по специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией 26.10.2020 года констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон:
рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения;
рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
ДД.ММ.ГГГГ года между войсковой частью N Министерства обороны Российской Федерации и Сахаровым С. А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора внесены изменения, указано: "Установить размер должностного оклада 7046, 00 рублей в месяц" изменить на "Повысить должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда (4 класс) - на 24%". Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с 03.11.2020 года (п. 2 дополнительного соглашения).
В соответствии с приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N, работникам пожарной команды базы хранения материальных и технических средств ("адрес"), рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью N Министерства обороны Российской Федерации и Сахаровым С.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, пункт 1, подпункт 1.2 трудового договора изложенный в редакции: "Перевести, с его согласия, постоянно, на должность пожарного пожарной команды" изменить на: "Перевести с его согласия, постоянно, на должность командира отделения пожарной команды". Пункт 4, подпункт 4.2 трудового договора изменен: "Установить должностной оклад 7190, 00 рублей в месяц". Изменения в трудовой договор, определённые настоящим дополнительным соглашением вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, установлено, что специальной оценкой условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, в отношении рабочих мест командира отделения, пожарного и водителя пожарной команды установлен 4 (опасные условия труда) итоговый класс условий труда, иной, чем был установлен в 2018 году.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года специальной оценки условий труда противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды в октябре 2020 года специальной оценки условий труда, командованием войсковой части N в целях оценки качества проведения специальной оценки условий за 2018 и 2020 год, правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда в мае 2021 года направлен запрос в адрес директора Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя, до настоящего времени ответ не поступал.
На коллективное обращение работников пожарной команды о несогласии с результатами специальной оценки условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, с требованием о перерасчете должностных окладов, поступившее в воинскую часть ДД.ММ.ГГГГ (вх. N), работникам дан ответ, в котором разъяснено о невозможности перерасчета должностных окладов работникам пожарной команды.
Государственной Инспекции труда г. Севастополя, в связи с выявленными специалистами нарушениями трудового законодательства, обусловленными несвоевременным ознакомлением работников пожарной команды с результатам специальной оценки условий труда, а также не принятием к учету предложений работников, в адрес командира войсковой части N внесено представление об устранении нарушений закона, которое находится на рассмотрении.
Согласно сведениям военной прокуратуры - войсковая часть 90935, в 107 военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение, которое рассмотрено в части доводов о нарушении должностными лицами войсковой части N требований трудового законодательства согласно компетенции.
Копия обращения для разрешения в части возможного нарушения отдельными должностными лицами базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда войсковой части N ("адрес") законодательства, регламентирующего порядок прохождения медицинских осмотров, направлена военному прокурору 309 военной прокуратуры гарнизона. В части доводов о предоставлении начальнику пожарной команды базы хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда положенной ему надбавки за опасные условия труда в размере 24 %, перерасчета за сокращенную продолжительность рабочего времени, а также дополнительного отпуска за 2019-2020 годы направлен ответ.
Внесенное в августе 2021 года в адрес командира войсковой части N представление рассмотрено уполномоченными должностными лицами воинской части, организовано проведение перерасчета нормы трудовых часов с учетом положенной сокращённой продолжительности рабочего времени за период с ноября 2019 по ноябрь 2020 года, с должностными лицами воинской части проведены дополнительные занятия по изучению действующего законодательства, усилен контроль выполнения мероприятий в сфере охраны трудовых прав граждан.
В связи с выявленными по результатам проведённой в ноябре 2018 года и октябре 2020 года специальной оценки условий труда противоречиями в части установления итогового класса условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, установленных должностным лицам пожарной команды, специалистами Государственной инспекции труда г. Севастополя командованию воинской части выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ N о необходимости предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по результатам специальной оценки условий труда войсковой части N, которое в настоящее время обжалуется командованием войсковой части N в судебном порядке.
Согласно информации Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения коллектива о возможных нарушениях законодательства о труде в отношении пожарной команды войсковой части N (входящийN N от ДД.ММ.ГГГГ), Инспекцией совместно с N военной прокуратурой гарнизона была проведена проверка соблюдения законодательства о труде в войсковой части N. По вопросу проведения специальной оценки условий труда установлено, что в отношении рабочих мест пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N проведены специальные оценки условий труда, отчеты о проведении которых, утверждены от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В 2019 году в отношении рабочего места "начальник пожарной команды" и "водителя автомобиля пожарной команды" базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N проведена специальная оценка условий труда, отчет о проведении которой утвержден от ДД.ММ.ГГГГ.
В результатах специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест указанной пожарной команды в/ч N установлены нарушения действующего законодательства в части установления итогового класса (подкласса) условий груда, гарантий и компенсаций за условия труда.
В соответствии со сведениями Государственной инспекции труда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении воинской части N проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о труде, по результатам которой установлены нарушения требований трудового законодательства, в том числе противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, а также гарантий и компенсаций по результатам специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, 29.11, 2019 года и 26.10, 2020 года, проведенных в отношении рабочих мест работников пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств объединения 1 разряда). По результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В отношении лиц, допустивших нарушения, ведется работа по возбуждению административного производства.
В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах, правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также оценки фактических условий труда, отчеты специальной оценки условий труда направлены Государственной инспекцией труда города Севастополя в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя для проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда войсковой части N, командиру войсковой части N полковнику ФИО11 выдано предписание N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно предписано обеспечить предоставление работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N за период с 30.11.2018 года до 26.10.2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по специальной оценки условий труда в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). Основание: ст. ст. 22, 92, 117, 147, 357, 236 ТК, заключение ГЭУТ от ДД.ММ.ГГГГ N, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Командиром войсковой части N ФИО12 обжаловано указанное предписание N об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 января 2022 года в удовлетворении административного иска командира войсковой части N ФИО13 к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда города Севастополя Павлун Т.Н, Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление Черноморского флота", филиал ФКУ "Управление Черноморского флота" - "5 финансово - экономическая служба Черноморского флота" об оспаривании предписания N от ДД.ММ.ГГГГ - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 года отменено решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 января 2022 года в части периода предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, в связи с чем, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено предписание главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда г. Севастополя Павлуна Т.Н. N от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на командира войсковой части обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда) ("адрес") в/ч N в пределах годичного срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, за период с 30.11.2018 года по май 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда, установленного протоколом N заседания комиссии по СОУТ в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ (4 класс). В остальной части решение оставлено без изменения.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 91, 92, 117, 129, 135, 136, 147, 212, 219, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", оценив представленные доказательства по делу, приняв во внимание, что условия труда Сахарова С.А. по должности пожарного с момента заключения трудового договора в 2014 году, не изменялись и являлись опасным, что подтверждено результатом специальной оценки условий труда от 26.10.2020 года, пришел к выводу, что истец имеет право на гарантии и компенсации, в связи с работой с опасными условиями труда, с момента заключения трудового договора с 2014 года. При этом, суд указал, что результат специальной оценки условий труда утвержденный комиссией 30.11.2018 года, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны безопасными, не соответствует и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на неверном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Из обстоятельств, установленных судами следует, что специальной оценкой условий труда войсковой части N, утвержденной комиссией в 2018 году в войсковой части N для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Таким образом, специальной оценкой условий труда истца, утвержденной комиссией в 2018 году, ему был установлен 2 итоговый класс условий труда (допустимые).
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Между тем, в судебном порядке результаты специальной оценки условий труда истцом не оспаривались.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, действующее с 27 июля 2014 года.
Ранее оплату труда гражданского персонала регулировало аналогичное Положение, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555.
Согласно пункту 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от 23 апреля 2014 года N 255, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12 процентов.
Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555.
Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545.
В силу пункта 3 раздела 2 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Пунктом 4 раздела 2 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
В силу требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен указать, какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Требования данных нормативных положений судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены, обстоятельства, связанные с осуществлением права работника войсковой части N, занимающего должность гражданского служащего в войсковой части N, на безопасные условия труда и предоставлением ему соответствующих классу опасности рабочего места гарантий и льгот, судами не устанавливались.
Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 названного федерального закона. К числу случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ отнесены, в том числе получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 названного федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
До вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 726.
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ).
Приведенные нормы материального права, определяющие порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда, а также предоставление работникам по результатам указанной оценки различных гарантий и компенсаций, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора применены не были, вследствие этого обстоятельства, связанные с аттестацией рабочих мест гражданских служащих в войсковой части 63876 до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и с предоставлением работникам, осуществляющим трудовую деятельность по должностям гражданских служащих, гарантий и компенсаций за работу в соответствующих условиях труда, и, как следствие, нарушение прав этих работников судами не устанавливались, в связи с чем, вывод судебных инстанций о нарушении права работников, связанных с оплатой их труда до ноября 2020 года, нельзя признать законным.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 1 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Согласно пункту 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
При рассмотрении иска Сахарова С.А. о взыскании не выплаченной ему в полном размере заработной платы за период с февраля 2016 года по октябрь 2020 года включительно, в условиях, отклоняющихся от нормальных (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), с учетом специальной оценки условий труда, утвержденной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, суду первой инстанции необходимо было установить:
каков вид системы оплаты труда был установлен Сахарову С.А. с 01 апреля 2014 года при заключении между Министерством обороны Российской Федерации и ним трудового договора N (тарифная, сдельная, повременная, повременно-премиальная), из каких частей состояла его заработная плата, какие доплаты за вредные условия труда и надбавки компенсационного и стимулирующего характера были ему установлены в соответствии с действующей у его работодателя командира войсковой части N системой оплаты труда, какими нормативными актами эта система оплаты труда установлена (ведомственные приказы, коллективный договор, локальные нормативные акты и т.д.);
имело ли его рабочее место специальную оценку условий труда до 01.04.2014 года, до его принятия на работу, с целью установления сохранения гарантий, предоставляемых ему ранее, если таковые ему представлялись;
осуществлялась ли Сахаровым С.А. в указанный им в исковом заявлении период (с 01.01.2016 по 31.10.2020 г.) работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе работа, связанная с тушением пожара и проведение аварийно-спасательных работ;
какие выплаты в счет заработной платы в названный период были произведены работодателем Сахарову С.А.;
какой механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера, был применен работодателем при определении заработной платы Сахарову С.А. в спорный период, соответствует ли такой механизм подсчета заработной платы Сахарову С.А. требованиям трудового законодательства и была ли произведена оплата труда Сахарову С.А. в спорный период в полном объеме, с учетом результатов специальной оценки условий труда, утвержденных в 2018 году, которая не отменена и являлась действующей на момент осуществления истцом трудовых обязанностей в период до ноября 2020 года.
Однако эти юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены и установлены не были, они не вошли в предмет доказывания по делу, предметом исследования и оценки суда в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили.
Суд апелляционной инстанции - судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда - допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абзац первый части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются (часть 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм процессуального закона следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Выводы, к которым пришел суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, должны быть мотивированы с указанием закона, иного нормативного правового акта, на нормах которого эти выводы основаны. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд апелляционной инстанции также должен привести мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления были им отклонены.
Данные требования Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не выполнены, допущенные судом первой инстанции при разрешении спора существенные нарушения норм материального и процессуального права не устранены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по иску Сахарова С.А. о взыскании не выплаченной в полном объеме заработной платы, судом апелляционной инстанции, так же как и судом первой инстанции, не установлены.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 ноября 2022 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.