Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Отделу по надзору на море по Хабаровскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Порт Ванино", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Дальневосточному межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ДМУ Росприроднадзора), Отделу по надзору на море по Хабаровскому краю ДМУ Росприроднадзора о признании незаконным и отмене представления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора ФИО3 от 23 марта 2022 года N 16-21/2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований АО "Порт Ванино" указывало, что оно постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора ФИО3 от 15 марта 2022 года N 16-07/2022 привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. Несмотря на то, что постановление по делу об административном правонарушении не вступило в законную силу, государственным инспектором Обществу 23 марта 2022 года внесено представление N 16-21/2022, в соответствии с которым АО "Порт Ванино" должно принять в течение одного месяца исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с загрязнением ледового покрова (льдин) бухты Ванино каменноугольной пылью.
По мнению Общества, данное представление является незаконным и нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления АО "Порт Ванино" было отказано.
23 марта 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба акционерного общества "Ванинский морской торговый порт", поданная через Ванинский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 10 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 марта 2023 данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 июля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 29.13 КоАП РФ следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1); организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора ФИО3 от 15 марта 2022 года N 16-07/2022 АО "Порт Ванино" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.13 КоАП РФ (загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
23 марта 2022 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора ФИО3 Обществу в порядке статьи 29.13 КоАП РФ внесено представление, в котором со ссылкой на обстоятельства, установленные при производстве по указанному выше делу об административном правонарушении (загрязнение ледового покрова бухты Ванино пылью каменноугольной в координатах деятельности АО "Порт Ванино"), на административного истца возлагались обязанности: принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения; информацию о принятых мерах представить в ДМУ Росприроднадзора в течение одного месяца со дня получения представления.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Ванинский районный суд Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения КоАП РФ, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р, Федерального классификационного каталога отходов, утверждённого приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, ссылки на которые имеются в обжалуемых судебных актах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что у государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора по состоянию на 23 марта 2022 года имелись полномочия и основания для внесения обжалуемого представления в адрес АО "Порт Ванино"; нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения данное представление не противоречит.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из буквального толкования положений статьи 29.13 КоАП РФ следует, что представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может быть внесено должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, организации, в отношении которой ведётся производство по делу об административном правонарушении, до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Действительно, при отмене в судебном порядке постановления по делу об административном правонарушении и при прекращении по нему производства представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также подлежит отмене, однако применительно к настоящему административному спору следует указать, что постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДМУ Росприроднадзора ФИО3 от 15 марта 2022 года N 16-07/2022 по результатам рассмотрения жалоб Общества, последовательно поданных в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края (решение судьи от 20 июня 2022 года N 12-78/2022) и Хабаровский краевой суд (решение судьи от 13 сентября 2022 года N 21-838/2022), не отменялось.
Также необходимо отметить, что само по себе представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, силой принудительного исполнения не обладает (не является исполнительным документом), поскольку преследует цель понудить Общество устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование об исполнении представления подлежит реализации путём возбуждении уполномоченным органом производства об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.6 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.