Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Захаровой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1136/2022 по иску Косырева Владимира Павловича к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании отказов незаконными, обязании произвести выплату компенсации
по кассационной жалобе Косырева В.П. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Пантелеева А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Косырев В.П. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании отказов незаконными, обязании произвести выплату компенсации стоимости продовольственной помощи, диабетических наборов за период 2019, 2020, 2021, 2022 годы в общей сумме 52 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец неоднократно обращался к ответчику для получения продовольственной помощи, диабетических наборов, представлял документы, подтверждающие наличие заболевания сахарным диабетом, но получал отказы в предоставлении ему адресной социальной помощи, так как не является ни инвалидом, ни пенсионером. Стоимость продовольственной помощи и диабетических наборов составляет 2000 руб.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 12 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 января 2023 г, в удовлетворении исковых требований Косырева В.П. отказано.
В кассационной жалобе истец Косырев В.П. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права; судом не были предоставлены аудиозаписи судебных заседаний, протоколы судебных заседаний искажены и были предоставлены спустя три месяца, что является нарушением статьи 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец и представитель третьего лица, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьями 1, 6.2, 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность "данные изъяты", отсутствие определенного места жительства, иные обстоятельства).
Положения ст. 19 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34 устанавливают, что адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; указанная социальная помощь предоставляется также на основании социального контракта (ч. 1); гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами (ч. 2); порядок предоставления, виды, категории получателей адресной социальной помощи устанавливаются Правительством Москвы (ч. 3).
Такой порядок оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП (утратило силу с 01.03.2022 в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 21.02.2022 N 213-ПП), которым утверждено Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение), которое устанавливает виды адресной социальной помощи: материальная (денежная) помощь; продовольственная помощь; вещевая помощь, и предусматривает, что ее оказание производится в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося, при этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи и носит заявительный характер.
Согласно разделу 2 указанного Положения адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в г. Москве.
Порядок предоставления продовольственной и вещевой помощи, которая оказывается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, отделениями срочного социального обслуживания центров социального обслуживания по месту фактического проживания, установлен в разделе 4 Положения, согласно которому помощь оказывается на основании заявления установленной формы с представлением: - паспорта, удостоверяющего личность обратившегося; - пенсионного удостоверения; к заявлению прилагаются: - копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из управления социальной защиты населения города Москвы и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области; - копия справки Государственного казенного учреждения адрес города Москвы; - справка медицинской организации о наличии заболевания диабетом в случае нуждаемости в диабетическом продовольственном наборе; - акт обследования. Гражданам, имеющим диабетические заболевания, помощь оказывается один раз в квартал в виде специализированного диабетического продуктового набора.
В целях повышения эффективности работы по оказанию адресной помощи и удовлетворения индивидуальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения современных технологий предоставления социальной поддержки Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185-ПП (утратило силу с 01.03.2022 в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 21.02.2022 N 213-ПП) утверждено Положение о порядке оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата, участниками обслуживания электронного социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в городе Москве розничную торговлю продовольственными товарами, зарегистрированные в качестве участников обслуживания электронного социального сертификата в соответствии с Положением и принявшие Условия, установленные этим Постановлением, которое предусматривает, что адресная продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей социальной карты.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Косырев В.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в Москве, "адрес".
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного, выданной ГКБ имени В.П. Демихова 19 мая 2022 г, "данные изъяты". Сведений об установлении инвалидности не имеется.
12 июля 2004 г. Косырев В.П. уволен из ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит" по соглашению сторон на основании п. 1 ст. 77 Трудового кодекса Р.Ф, что подтверждается записями в трудовой книжке. Иных записей о трудовой деятельности не содержится.
Согласно сведениям, содержащимся в справке, выданной ГКУ ЦЗН Отделом трудоустройства "Люблино" 02 ноября 2020 г, Косырев В.П. зарегистрирован в поисках подходящей работы с 11 марта 2020 года, признан безработным с 11 марта 2020 г. Выплата пособия по безработице ему проводилась по 30 сентября 2020 г. С 01 октября 2020 г. оплата прекращена, он снят с учета по причине отказа от услуг. В период с 27 июня 2019 г. по 26 сентября 2019 г. Косырев В.П. признан безработным. Оплата по безработице проводилась ему по 26 сентября 2019 г, с 27 сентября 2019 г. оплата прекращена. Косырев В.П. снят с учета 27 сентября 2019 г. по причине длительной неявки без уважительных причин.Из справок, выданных ГКУ ЦЗН Отделом трудоустройства "Люблино" от 02 ноября 2020 г, от 25 января 2021 г, следует, что в период с 27 сентября 2019 г. по 10 марта 2020 г, в период с 01 октября 2020 г. по 30 ноября 2020 г. Косырев В.П. на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного не состоял, пособие по безработице не получал.
Косырев В.П. с 01 декабря 2020 г. зарегистрирован в качестве безработного и на 01 апреля 2022 г. состоял на учете в качестве безработного, что следует из представленной истцом справки ГКУ ЦЗН Отделом трудоустройства "Люблино" от 01 апреля 2022 г.
21 января 2020 г. Косырев В.П. обратился в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Территориальный центр социального обслуживания "Кузьминки" Филиал "Текстильщики" по вопросу оказания адресной социальной помощи.
31 января 2020 г. ГБУ города Москвы Территориальный Центр социального обслуживания "Кузьминки" Филиал "Текстильщики" истцу дан ответ, из которого следует, что он не относится к льготной категории граждан, и, по сведениям МФЦ района Текстильщики от 30 января 2020 г, документы, подтверждающие льготы истцом при обращении не предоставлялись. Одновременно истцу сообщено, что разовая материальная (денежная помощь), в связи с понесенными непредвиденными денежными затратами, предоставляется неработающим пенсионерам и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на одного члена семьи не превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленную в городе Москве в расчете на душу населения. Для этого необходимо обратиться с заявлением в Управу района Текстильщики, либо в центр "Мои документы", предоставить чеки о понесенных затратах, а также личные документы.
В ответ на обращение истца от 24 июля 2019 г. ГБУ города Москвы Территориальный Центр социального обслуживания "Кузьминки" Филиал "Текстильщики" 02 августа 2019 г. Косыреву В.П. сообщено, что для получения материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией он может обратиться в Управу района Текстильщики или в Отдел социальной защиты населения "Текстильщики".
Из ответа Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01 июня 2021 г, предоставленного истцу на его обращение, следует, что оказать ему адресную социальную помощь в виде электронного социального сертификата на продукты питания, не представляется возможным, поскольку у него отсутствует социальная карта.
12 августа 2021 г. Департаментом труда и социальной защиты населения истцу предоставлен ответ, в котором Косыреву В.П. разъяснено, что продовольственная помощь гражданам оказывается путем начисления условных баллов (электронный социальный сертификат номиналом 2000 условных баллов, что эквивалентно 2000 руб.) на социальную карту и основным критерием является наличие трудной жизненной ситуации (постановление Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185-ПП "О порядке и условиях оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата"). Также сообщено, что тем категориям москвичей, которым в настоящее время не предоставляется возможным оказать продовольственную помощь путем начисления электронного социального сертификата на социальную карту, может быть оказана благотворительная помощь в виде продуктового набора. Данный вид помощи оказывается гражданам по мере ее поступления в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Ответ аналогичного содержания предоставлен истцу Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы 03 июня 2021 г.
Из ответа ГБУ города Москвы ТЦСО "Кузьминки" Филиал "Текстильщики" от 08 декабря 2021 г. N 276 следует, что в 2020 году Косаревым В.П. получен продуктовый набор ООО "Мэтро Кэш" - 03 сентября 2020 г.; Косареву В.П. осуществлено оказание единовременной помощи в виде одежды, обуви и предметов первой необходимости - 28 декабря 2020 г.: куртка демисезонная мужская - 2610 руб. 60 коп.; зимние ботинки мужские - 2301 руб. 20 коп.; кроссовки мужские - 986 руб. 02 коп. В 2021 году оказана единовременная помощь в виде одежды, обуви и предметов первой необходимости - 01 декабря 2021 г.: ботинки мужские -1248 руб. 28 коп.; спортивный костюм -1248 руб.28 коп.; футболка - 354 руб.31 коп. Косареву В.П. разъяснено, что он не относится к льготной категории граждан ГБУ ТЦСО "Кузьминки" филиал "Текстильщики" предоставить ему адресную социальную помощь в виде электронного сертификата на продукты питания не имеется возможности.
Согласно п. 2.3.5 Устава ГБУ города Москвы Территориального центра социального обслуживания "Кузьминки" (ГБУ ТЦСО "Кузьминки") для достижения целей своей деятельности ГБУ ТЦСО "Кузьминки" предоставляет адресную неотложную помощь разового характера гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке.
В соответствии с п. 1.4. учреждение является юридическим лицом, имеющим обособленное имущество и самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом органе города Москвы, а также самостоятельно выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, исходя из того, что Косырев В.П. неоднократно обращался в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлениями по вопросу оказания адресной социальной помощи, на данные обращения истцу давались ответы по существу поставленных вопросов в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". При этом оказание адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основании обращения гражданина в Территориальный ЦСО по месту жительства с заявлением об оказании адресной продовольственной помощи, тогда как на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы обязанность произвести выплату компенсации возложена быть не может.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав следующее.
Как следует из обжалуемых истцом отказов в оказании единовременной адресной социальной помощи в виде продовольственной помощи за счет средств ГБУ ТЦСО "Кузьминки" филиал "Текстильщики" в 2019, 2020, 2021 годах в соответствии с порядком ее оказания, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП (п. 4) истцу отказано в связи с тем, адресная продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей социальной карты.
Таким образом, поскольку истец не относится к указанной категории граждан из числа держателей социальной карты, адресная продовольственная помощь в соответствии с Положением о порядке оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата, оказана не была. Поскольку указанным Положением не предусмотрено выплаты денежной компенсации в размере стоимости продуктового набора за прошедшие периоды, исходя из расчета один набор в квартал каждого года, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска Косырева В.П. о взыскании с ответчика 52 000 руб.
Право истца и порядок получения иного вида адресной социальной помощи, в том числе, продуктового набора, вещевой помощи, как гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, неоднократно разъяснено истцу, в том числе, ответчиком.
Доводы истца о том, что ГБУ ТЦСО "Кузьминки" подконтролен ответчику, который может дать распорядительное указание об исполнении требований истца, основанием для удовлетворения иска к ответчику Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы быть не может, поскольку не установлено обстоятельств нарушения ответчиком прав истца при оказании в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП при рассмотрении обращений истца.
Доводы истца о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в том, что содержание протоколов судебных заседаний искажены, основанием для отмены решения суда не являются. Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, замечания на протокол судебного заседания в установленном ст. 231 ГПК РФ порядке, истцом не приносились.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не усматривается. Нарушений норм процессуального законодательства судами не допущено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 12 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Косырева Владимира Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.