Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Петровой Ю.Ю, судей Черлановой Е.С, Швецовой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав и законных интересов "данные изъяты", к Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района и Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области об обязании совершить определенные действия, по кассационному представлению Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 декабря 2022 г, заслушав доклад судьи Черлановой Е.С, объяснения прокурора Парфеновой Е.Г, поддержавшей кассационное представление, объяснения представителя Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области - Большаковой О.А, представителя местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район - Михайловой Т.В, представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - Смирновой А.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в защиту прав и интересов "данные изъяты" об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение, газоснабжение в д "адрес" области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым N N, расположенным по адресу: "адрес" и об обязании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение в "адрес" до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером N.
В обоснование иска указал, что многодетной семье Жуйкова В.С. бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес" Проверкой, проведенной прокуратурой по обращению Жуйкова В.С, установлено отсутствие оснащенности земельного участка соответствующей инфраструктурой по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, водоотведению, вследствие чего семья Жуйковых, как и иные граждане, которым предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, не могут в полной мере воспользоваться своим правом на владение и пользование земельным участком. Проведение спорных коммуникаций за счет лиц, которым предоставлены земельные участки, является невыполнимым в связи с большими материальными затратами.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 04 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены.
На администрацию МО Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать электроснабжение, газоснабжение в д.Велигонты Ломоносовского района Ленинградской области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером N, площадью 1101 кв, расположенный по адресу: "адрес".
На Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области возложена обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение в д.Велигонты Ломоносовского района Ленинградской области до границ балансового разграничения с земельным участком с кадастровым номером N площадью 1101 кв, расположенный по адресу: "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 декабря 2022 г. решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Ломоносовского района Ленинградской области просит отменить апелляционное определение как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 24.12.2020 года N, в соответствии с Земельным законодательством РФ, областным законом Ленинградской области от 17.07.2018 N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" Жуйкову В.С. и членам его семьи в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Велигонты.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер N
У Жуйкова В.С. отсутствует возможность по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в связи с отсутствием таких сетей и точек подключения к ним на границах предоставленного земельного участка.
Из письма первого заместителя главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район Дерендяева Р.О. от 16 мая 2022 г. следует, что предоставленные многодетным семьям земельные участки в д.Велигонты в количестве 32, не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 1, п. 4 ст. 4 Закона Ленинградской области от 29 декабря 2015 г. N 153-03 "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области", Закона Ленинградской области от 17 июля 2018 г. N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" (далее - Закон Ленинградской области от 17 июля 2018 г. N 75-оз), правовыми позициями, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 г. N 2516-О, и исходил из того, что ответчики не исполнили возложенные на них законом обязанности по созданию сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения до границ земельного участка Жуйкова В.В.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы о нарушении прав граждан являются ошибочными. Материалами дела не подтверждается наличие на спорном земельном участке объекта капитального строительства, жилого дома, а также наличие на земельном участке инженерных систем электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, в том числе электро-, газо-, водопринимающих устройств и оборудования собственников земельного участка, отвечающих предъявляемым к соответствующего вида инженерным сетям, устройствам и оборудованию, требованиям. Также не подтверждается в настоящее время проектирование, строительство и постройка на земельном участке жилого дома.
Технологическое присоединение объекта к инженерным сетям осуществляет сетевая организация. Жуйков В.С. в сетевые организации не обращался. На момент предъявления прокурором иска в суд плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям составляла 550 руб, что не является обременительным. В районе населенного п.Велигонты, в 103 м от спорного земельного участка проходит газопровод высокого давления, что свидетельствует о фактической возможности подключения (технологического присоединения) земельного участка в порядке "догазификация" без взимания платы, при совершении собственником участка необходимых действий, предусмотренных Правилами подключения газоиспользующего оборудования.
Постановлением местной администрации МО Горбунковское сельское поселение от 22 ноября 2017 г. N 177 принята Комплексная программа развития систем коммунальной инфраструктуры МО Горбунцовское сельское поселение Ломоносовского района, а строительство сети газораспределения в д. Велигонты включено в программу догазофикации Ленинградской области, выполнение которой предусмотрено в 2023 г. (что является определенным разумным сроком), при этом решением суда первой инстанции обязанность по организации электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, возложена на ответчиков в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, то есть до июня 2024 г, что превышает фактические реальные подтвержденные материалами дела соответствующие возможности.
Суд апелляционной инстанции указал также на необоснованность обращения прокурора в защиту интересов указанных лиц, поскольку обстоятельства, указывающие на то, что Жуйков В.С. по каким-либо причинам не в состоянии самостоятельно защищать в суде непосредственно свои права и как законный представитель права, свободы и законные "данные изъяты", отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В подпункте "а" пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
Пунктом 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" предусмотрено, что в случае передачи осуществления предусмотренных пунктами 7.4 и 7.5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которыми даны рекомендации по обеспечению предоставляемых земельных участков объектами инфраструктуры (далее - Методические рекомендации).
Несмотря на требования, предусмотренные пунктом 20 Методических рекомендаций, Законом Ленинградской области от 17 июля 2018 г. N 75-оз не установлен порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей.
В соответствии с подпунктом 62 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений закона обязанность по благоустройству соответствующих территорий, проектирование и строительство систем инженерно-технического обеспечения для снабжения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, возложена она органы публичной власти.
По смыслу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 и Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки многодетным семьям, должны быть снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой до их предоставления таким семьям.
Придя к выводу о том, что обязанность по снабжению необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой лежит на Жуйкове В.С, что право многодетной семьи на обеспечение такой инфраструктурой зависит от наличия на спорном земельном участке объекта капитального строительства, суд апелляционной инстанции не указал, какой нормой права он руководствовался.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что у истца имеется возможность осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетям сетевых реорганизаций, противоречит установленному судом первой инстанции обстоятельству о том, что такие сети и точки подключения к ним еще не построены, что постановлением местной администрации МО Горбунковское сельское поселение от 22 ноября 2017 г. N 177 только принята программа по строительству таких сетей, выполнение программы планируется в 2023 г.
Не могут быть признаны обоснованными и выводы суда апелляционной инстанции о предъявлении прокурором иска с нарушением требований ст. 45 ГПК РФ.
Так, в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Принимая во внимание характер спора, направленность исковых требований прокурора на обеспечение реализации принятых органами власти мер социальной поддержки многодетной семьи как находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, исковое заявление предъявлено прокурором в пределах предоставленных законом полномочий.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 декабря 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующийсудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.