Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Гузель" Лукмановой А.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан от 20 декабря 2022 года, решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гузель",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан от 20 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2023 года, общество с ограниченной ответственностью "Гузель" (далее - ООО "Гузель", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Лукманова А.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и о прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением- влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трёхкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного
характера, иных имущественных прав.
Статьёй 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчётности и использования поддельных документов.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 24 марта 2022 года, в 17 часов 30 минут, находясь в фойе первого этажа помещения ОМВД России по Кармаскалинскому району, расположенного по адресу: ул. Кирова, дом N 36 в с. Кармаскалы Кармаскалинского района Республики Башкортостан, учредитель ООО "Гузель" ФИО8, действуя от имени и в интересах данного юридического лица, незаконно, умышленно предложила должностному лицу - старшему инспектору группы по исполнению административного законодательства ОМВД России по Кармаскалинскому району ФИО9, находящейся при исполнении своих должностных обязанностей, незаконное вознаграждение в виде пачки чая "Гринфилд" и коробки конфет "Даф" за не составление протокола по делу об административном правонарушении, и последующее не привлечение юридического лица ООО "Гузель" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан о возбуждении дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 3-5); справкой заместителя прокурора Кармаскалинского района о результатах проверки от 29 ноября 2022 года (том 1 л.д. 6-8); копией рапорта старшего инспектора ГИАЗ МВД РФ по Кармаскалинскому району ФИО9. на имя начальника ОМВД России по Кармаскалинскому району (том 1 л.д. 47); выпиской из приказа N 135 л/с от 15 ноября 2019 года, согласно которой старший лейтенант полиции ФИО9. назначена на должность старшего инспектора группы по исполнению административного законодательства ОМВД РФ по Кармаскалинскому району с 15 ноября 2019 года (том 1 л.д. 108); копией должностного регламента старшего инспектора группы по исполнению административного законодательства ОМВД России по Кармаскалинскому району ФИО9. (том 1 л.д. 109-113); копией протокола осмотра предметов от 17 августа 2022 года (том 1 л.д. 72-76); стенограммой (том 1 л.д. 41-43); копиями протоколов об административных правонарушениях в отношении ООО "Гузель", в отношении директора ООО "Гузель" Лукмановой А.М. (том 1 л.д. 150, 151); копий решения N 3 единственного учредителя ООО "Гузель" (том 1 л.д. 22); копией изменений в Устав (том 1 л.д. 31); копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица, внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учет юридического лица, копией Устава (том 1 л.д. 24-31); выпиской из ЕГРЮЛ (том 1 л.д. 120-129); копией постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО8 (том 2 л.д.33-34); объяснениями УУП ОМВД России по Кармаскалинскому району ФИО14 (том 2 л.д. 16-18); объяснениями инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения ОМВД России по Кармаскалинскому району ФИО9. (том 2 л.д. 19-21); показаниями сотрудников полиции ФИО9. (том 1 л.д. 131 оборот-134) и ФИО14 (том 1 л.д. 168-170), данными в судах обеих инстанций; видеозаписью, а
также иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьёй установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, от имени и в интересах которого должностному лицу были предложены имущество, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 декабря 2012 года N 2360-О, которым было отказано в принятии к рассмотрению жалобы юридического лица на нарушение конституционных прав и свобод статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление вины юридического лица в совершении административного правонарушения, в том числе определение того, имелась ли у него возможность не допустить факт получения должностным лицом незаконного вознаграждения от его имени, осуществляется в производстве по делу об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 данного Кодекса).
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное ООО "Гузель" деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление рассмотрена судьёй межрайонного суда в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме, все доводы защитника общества получили оценку, подробно приведённую в судебном решении. Решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения со ссылкой на то, что видеозапись является недопустимым доказательством, нельзя признать заслуживающим внимания.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление была исследована видеозапись, анализ которой в совокупности с иными доказательствами, в числе которых объяснения сотрудника полиции ФИО9. (том 1 л.д.18-20) и ее показания, данные при рассмотрении дела, позволил судебным инстанциям прийти к выводу о том, что незаконное вознаграждение в виде чая и конфет были предложены ФИО8. сотруднику полиции за не составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица. В частности, сотрудник полиции ФИО9. в своих объяснениях сообщила, что в кабинете ФИО8. начала просить не составлять протокол, в фойе отделения полиции начала предлагать пакет, шёпотом просила не составлять протокол на юридическое лицо, так как там большой штраф.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерацией, выраженной в "Обзоре судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации под предложением денежного вознаграждения, услуг, прав следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, о возможной передаче денежного вознаграждения, возможном оказании услуг или возможном предоставлении прав должностному лицу незамедлительно или в будущем, в том числе и без указания (определения) конкретной суммы такого вознаграждения (пункты 2, 5).
При таких обстоятельствах обоснованность привлечения общества к административной ответственности сомнений не вызывает.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 данного Кодекса.
Несогласие заявителя с такой оценкой не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "Гузель" к административной ответственности вынесено мировым судьёй с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Дело рассмотрено мировым судьёй в соответствии с положениями части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - по месту совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан от 20 декабря 2022 года, решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гузель" оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Гузель" Лукмановой А.М. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.