Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Гаиткуловой Ф.С, судей Рипка А.С, Семенцева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Газпром трансгаз Самара" на решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 26 мая 2022 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 17 января 2023 года по гражданскому делу N N 2-14/2022 по исковому заявлению ООО "Газпром трансгаз Самара" к ЗАО "Партнер" и Москалеву Геннадию Михайловичу об устранении нарушений границ зоны минимальных расстояний к газопроводу, Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения представителя ООО "Газпром трансгаз Самара" Карпова С.И, действующего на основании доверенности от 01.01.2023, ордера от 17.04.2023, представителя Москалева Г.М. и ЗАО "Партнер" Новичкова В.Л, действующего на основании доверенностей от 18.10.2021, 20.10.2021, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Газпром трансгаз Самара" обратилось в суд с иском к ЗАО "Партнер" и Москалеву Геннадию Михайловичу об устранении нарушений границ зоны минимальных расстояний к газопроводу.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора аренды N01/1600-Д-19/21 от 30.11.2020 г. в эксплуатации ООО "Газпром трансгаз Самара" находится газопровод-отвод к распределительной станции N99 (диаметр 300 мм, рабочее давление 55 кг см кв.), собственником которого является ПАО Газпром. Газопровод является частью федеральной системы газоснабжения и относится к категории опасных производственных объектов, на территории Большеглушицкого района находится газопровод-отвод к ГРС-99 р. ц. Большая Глушица, введенный в эксплуатацию до 01.01.2002 г. В рамках проведенного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в части соблюдения требований о минимальных расстояниях от ОПО истцом на территории Большеглушицкого района выявлен факт размещения в пределах охранной зоны, а также в пределах минимальных расстояний от ОПО объектов сельскохозяйственного предприятия ЗАО "Партнер", о чем составлен акт о выявлении нарушения. Также был составлен акт от 25.08.2016 (актуализирован 24.12.2020), из которого следует, что находящиеся на принадлежащих ответчикам земельных участках нежилые строения, используемые в качестве единого производственно-технического комплекса, расположены на расстоянии менее 100 м от оси газопровода, а именно: S16 - на расстоянии 54 м до газопровода, S4 - на расстоянии 19 м до газопровода, S14 - на расстоянии 69 м до газопровода, S12 - на расстоянии 22 м до газопровода, S15 - на расстоянии 81 м до газопровода, S13 - на расстоянии 55 м до газопровода, S5 - на расстоянии 22 м до газопровода, S8 - на расстоянии 32 м до газопровода, SI 1 - на расстоянии 40 м до газопровода, S7 - на расстоянии 79 м до газопровода, S6 - на расстоянии 36 м до газопровода, S9 - на расстоянии 50 м до газопровода, S10 - на расстоянии 45 м до газопровода. Ответчик был уведомлен о необходимости устранить выявленные нарушения, однако сообщил, что основания для сноса сооружений отсутствует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения, истец просил:
обязать ЗАО "Партнер" устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний и охранной зоны газопровода-отвода к распределительной станции N99 путем сноса/демонтажа самовольных строений, расположенных на земельном участке ЗАО "Партнер" с кадастровым номером N по адресу: "адрес", а именно: капитального строения металлического нежилого, ангара для зерна, S12 площадью 1537, 00 кв. м; капитального строения каменного нежилого, административного здания S7 площадью 96, 00 кв. м, капитального строения каменного нежилого, пункта контроля веса, S9 площадью 34, 00 кв. м;
обязать ЗАО "Партнер" устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний газопровода-отвода к распределительной станции N99 путем освобождения земельного участка ЗАО "Партнер" с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", от объектов некапитального строительства, а именно: некапитального строения нежилого, загона для скота, S14 площадью 1401, 00 кв. м; некапитального строения нежилого, элеватора, S13 площадью 33, 00 кв. м, некапитального строения нежилого, мастерской/гаража для техники, S5 площадью 223, 00 кв. м, некапитального строения нежилого, душевой S8 площадью 13, 00 кв. м, некапитального строения нежилого, столярной мастерской S11 площадью 39, 42 кв. м, некапитального строения нежилого, склада инструментов, S6 площадью 127, 00 кв. м, некапитального строения нежилого, Весовой для взвешивания зерна S10 площадью 92, 00 кв. м;
обязать ЗАО "Партнер" и Москалева Г. М. устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний газопровода-отвода к распределительной станции N99 путем освобождения земельного участка Москалева Г. М. с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", от объектов некапитального строительства, а именно: некапитального строения, загона для скота, S14 площадью 1401, 00 кв. м; некапитального строения нежилого, трансформаторной подстанции, S16 площадью 51, 00 кв. м, некапитального строения нежилого, склада зерновых отходов, S4 площадью 55, 00 кв. м, некапитального строения нежилого, крытого загона (навеса) для скота S15 площадью 145, 00 кв. м.
Решением Большеглушицкого районного суда Самарской области от 26 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований ООО "Газпром трансгаз Самара" к ЗАО "Партнер" и Москалеву Геннадию Михайловичу об устранении нарушений границ зоны минимальных расстояний к газопроводу отказано.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 17 января 2023 года решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 26 мая 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО "Газпром трансгаз Самара" - без удовлетворений.
В кассационной жалобе ООО "Газпром трансгаз Самара" ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в эксплуатации ООО "Газпром трансгаз Самара", находится газопровод-отвод к газораспределительной станции N99 (диаметр 300 мм, рабочее давление 55 кг см кв.), являющийся частью Федеральной системы газоснабжения и, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона 116-ФЗ "О промышленной безопасности основных производственных объектов", относящийся к категории основных производственных объектов (ОПО).
Основанием эксплуатации истцом указанного газопровода является договор аренды имущества N01/1600-Д-19/21 от 30.11.2020, согласно которому арендодатель - ПАО "Газпром" предоставляет арендатору ООО "Газпром трансгаз Самара" за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности имущество согласно прилагаемому перечню.
В приложении к указанному договору - Перечне имущества ПАО "Газпром", введенного в эксплуатацию до 01.01.2002 года, передаваемого в аренду, за N151 указан г/п отвод к ГРС-99 р. ц. Большая Глушица.
На общество, как на владельца и эксплуатирующую ОПО организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения, в том числе в отношении указанного выше магистрального газопровода.
Согласно свидетельству о регистрации N от 20.05.2015 за истцом в Государственном Реестре опасных производственных объектов зарегистрированы опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, согласно перечню на 23 л.
ЗАО "Партнер" является собственником земельного участка с кадастровым номером N из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения производственных объектов, площадью 8832 кв. м, находящегося по адресу: "адрес", о чем в ЕГРН имеется запись о регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер данному земельному участку присвоен 31.08.2005 г.
Право собственности ЗАО "Партнер" на данный земельный участок возникло на основании Свидетельства на право собственности на землю от 30.12.1997 г. серии N, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Большеглушицкого района Самарской области.
Москалев Г.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадью 12284 кв. м, находящегося по адресу: "адрес", о чем в ЕГРН имеется запись о регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер данному земельному участку присвоен 25.01.2006 г.
Право собственности Москалева Г.М. на данный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 26.07.2013 г.
Согласно выпискам из ЕГРН от 03.09.2021 в отношении вышеуказанных земельных участков с 17.11.2017 зарегистрированы ограничения прав в соответствии со ст. ст. 56, 56.1 ЗК РФ, Правилами охраны магистральных газопроводов N1083 от 08.09.2017 (в отношении земельного участка с кадастровым номером N - площадью 154 кв.м, в отношении земельного участка с кадастровым номером N- площадью 249 кв. м.).
Актом от 25.08.2016 ЗАО "Партнер" и Москалев Г.М. уведомлены о выявленном нарушении, а именно, что в охранной зоне находится часть ограждения и часть ангара, в данном акте имеется отметка от 19.09.2016 об ознакомлении с ним и получении его копии Москалевым Г.М.
21.08.2017 в адрес ответчика была направлена письменная претензия за N01-23/4881 о сносе/демонтаже в двадцатидневный срок самовольных строений и сооружений, находящихся в пределах охранной зоны и минимальных расстояний до магистрального газопровода, которая оставлена без удовлетворения.
На газотранспортную организацию возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.
Общество, являясь арендатором и эксплуатирующей организацией газопровода, вправе требовать устранения всяких нарушений его права, в том числе путем подачи иска о сносе капитальных строений.
По мнению истца, спорные объекты, возведенные ответчиком, расположены в пределах минимальных расстояний от магистрального газопровода, что является нарушением требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности, земельного законодательства, законодательства регулирующего деятельность Единой системы газоснабжения.
Специализированный геодезической службой произведены полевые геодезические измерения, согласно которым установлено, что все спорные строения попадают в охранную зону или находятся в пределах минимального расстояния от газопровода. Расположение строений в нарушении минимальных расстояний от магистрального газопровода, создают угрозу жизни и здоровью владельцу здания и посетителям.
Общество, полагая, что спорные капитальные постройки ответчика являются самовольными, возведенными без получения для строительства разрешений и соблюдении при строительстве градостроительных и строительных норм и правил, а некапитальные объекты возведены с нарушением минимальных расстояний от магистрального газопровода обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из отсутствия в материалах дела бесспорных и допустимых доказательств того, что ответчики при возведении спорных объектов знали о наличии существующих ограничений, обусловленных нахождением объектов в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода, суды пришли к выводу о том, что спорные объекты не являются самовольными постройками, соответствуют градостроительным, строительным нормам и правилам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
По мнению суда кассационной инстанции, судами не учтено следующее.
Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также приложениям к нему опасным производственным объектом является магистральный газопровод, посредством которого транспортируется газ, являющийся горючим, воспламеняющимся веществом, способным самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В силу пункта 2 этой же статьи опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно пункту 6 статьи 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О следует, что помимо Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9, дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы трубопроводного транспорта, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов, составляет СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30.
В настоящее время действует СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденный Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС, который устанавливает аналогичные требования.
Согласно пункту 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (в настоящее время аналогичное требование содержится в пунктах 7.7 и 7.15 СП 36.13330.2012), расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, должны приниматься в зависимости и класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Согласно пункту 1 таблицы 4 данных СНиП расстояние от оси газопровода диаметром 300мм, I класса составляет 100 метров, в том числе до следующих объектов: города и другие населенные пункты; коллективные сады с садовыми домиками, дачные поселки; отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия; тепличные комбинаты и хозяйства; птицефабрики; молокозаводы; карьеры разработки полезных ископаемых; гаражи и открытые стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев на количество автомобилей более 20; отдельно стоящие здания с массовым скоплением людей (школы, больницы, клубы, детские сады и ясли, вокзалы и т.д.); жилые здания 3-этажные и выше.
Изложенные требования носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах охранных зон и минимальных расстояний до опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Согласно статье 28 Закона о газоснабжении на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 309-ЭС16-5381, размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта.
На основании статьи 32 Закона о газоснабжении органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Это соответствует действующему гражданскому законодательству.
Гражданским кодексом собственнику предоставлена возможность устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (статья 304 ГК РФ). Аналогичным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом по основанию, предусмотренному договором (статья 305 ГК РФ). Такой иск подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен нормами главы XIX о зонах с особыми условиями использования территорий. К таким зонам отнесены охранные зоны магистральных газопроводов и зоны минимальных расстояний до них. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении (пункты 6 и 25 статьи 105 ЗК РФ).
Зоны с особыми условиями использования территорий и ограничения использования земельных участков в них считаются установленными со дня внесения сведений об этих зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 24 статьи 106 ЗК РФ). Со дня установления зоны с особыми условиями использования территории на расположенных в ее границах земельных участках не допускаются строительство, использование зданий, назначение которых не соответствует установленным ограничениям (пункт 1 статьи 107 ЗК РФ).
Графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечень координат их характерных точек являются обязательным приложением к решению об установлении этой зоны (пункт 10 статьи 106 ЗК РФ).
Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории должны быть доведены до органа местного самоуправления, применительно к территории которого такая зона установлена (пункт 20 статьи 106 ЗК РФ).
Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, а границы этой зоны должны быть обозначены на местности специальными знаками (пункт 21 статьи 106 ЗК РФ).
На собственников магистральных газопроводов возложена обязанность до 01.06.2019 обеспечить подготовку графического описания местоположения границ минимальных расстояний, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства, перечня координат характерных точек этих границ, и направить их в уполномоченный орган исполнительной власти для внесения не позднее 01.09.2019 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) (часть 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ). Решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов должны быть приняты не позднее 01.01.2022 (часть 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ). До внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов, в отношении которых не установлены зоны минимальных расстояний, правомерно возведенные в таких границах здания, сооружения сносу не подлежат (часть 38 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Понятие самовольной постройки содержится в пункте 1 статьи 222 ГК РФ.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 339-ФЗ) изменена редакция статьи 222 ГК РФ и с 04.08.2018 вступило в силу новое правовое регулирование рассматриваемых отношений.
В новой редакции указанной статьи закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольного объекта: в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 222 ГК РФ не относится к самовольным постройкам: здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Статья 222 ГК РФ ранее, до внесения в него изменений Законом N 339-ФЗ, такую возможность не предусматривала, в связи с чем неосведомленность лица о наличии определенных ограничений в отношении земельного участка не могла исключать признание постройки самовольной, тем самым с 04.08.2018 изменились именно основания для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой.
В связи с изложенным, по делам о сносе построек, расположенных в границах с особыми условиями использования территории, а также в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, с 04.08.2018 необходимо устанавливать, знал и мог ли знать собственник постройки о действии ограничений в отношении земельного участка, на котором им возведена постройка.
В случае его осведомленности об этом возведенная постройка может быть признана самовольной в соответствии с правилами статьи 222 ГК РФ, не предусматривающей возмещение убытков лицу, осуществившему постройку. В случае, если он не знал и не мог знать о действии ограничений, постройка может быть снесена, но не как самовольная и только с возмещением убытков ее собственнику.
Данные разъяснения приведены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.
Кроме этого, из пунктов 5, 7 и 9 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, следует, что не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны; объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат; не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если возможно приведение этих объектов в соответствие с ограничениями использования участка.
Учитывая, что к моменту рассмотрения настоящего спора Законом N 339-ФЗ изменены основания для признания объекта самовольной постройкой, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения вопроса о том, являются ли спорные объекты самовольной постройкой, в рамках настоящего дела являлось выяснение судами обстоятельств, знали и могли ли знать ответчики о наличии соответствующих ограничений в отношении земельного участка, на котором возведены принадлежащие им постройки.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015 N АКПИ15-360, которым отказано в признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30.03.1985 N 30, изложена правовая позиция, согласно которой строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Требования об отражении в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зонах с особыми условиями использования территорий были установлены после принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 46) и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакциях, действующих до 01.01.2017).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В письме Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 разъяснено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в ЕГРН, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322).
Применение положений актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, приведенному в пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016.
При этом зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Из вышеуказанного следует, что внесение сведений в ЕГРН об охранной зоне объекта газоснабжения является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления, охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в ЕГРН, размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений.
В случае осведомленности собственника постройки о действии ограничений в отношении земельного участка, на котором им возведена постройка постройка может быть признана самовольной в соответствии с правилами статьи 222 ГК РФ, не предусматривающей возмещение убытков лицу, осуществившему постройку. В случае, если он не знал и не мог знать о действии ограничений, постройка может быть снесена, но не как самовольная и только с возмещением убытков ее собственнику.
Согласно заключению эксперта N22-04 от 14.02.2022, выполненного ООО "Самарское бюро экспертиз и исследований", в границах указанных земельных участков, принадлежащих ответчикам на праве собственности, располагаются строения, относящиеся к объектам капитального и некапитального строительства. Указанные строения соответствуют градостроительным, строительным нормам и правилам, за исключением, в части расположения нежилого строения (склад зерновых отходов S4) и, нежилого строения (ангар S12, северо-восточная сторона здания) в охранной зоне газопровода-отвода к распределительной станции N99 (менее 25 м).
Таким образом, из указанного заключения эксперта следует, что два объекта: склад зерновых отходов - S4 и нежилое строение, ангар - S12 (северо-восточная сторона здания) расположены на расстоянии менее 25 м, т.е. в охранной зоне газопровода-отвода к распределительной станции N99.
Специализированный геодезической службой (т. 1 л.д. 25-41) произведены полевые геодезические измерения, согласно которым установлено, что все спорные строения попадают в охранную зону или находятся в пределах минимального расстояния от газопровода. Расположение строений в нарушении минимальных расстояний от магистрального газопровода, создают угрозу жизни и здоровью владельцу здания и посетителям.
Согласно сведениям, содержащимся в паспорте магистрального газопровода (т. 1, л.д. 229-249) газопровод введен в эксплуатацию в 1987 году.
Судами установлено, что у ответчиков имеется документы, подтверждающие право собственности только на два объекта - производственные здания S12 и S6, при этом, согласно заключению экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, объект S6 (склад инструментов, инвентаря, запчастей) не относится к объектам капитального строительства.
В отношении иных объектов капитального строительства судами не сделан вывод о строительстве данных объектов на основании разрешительных документов, требуемых в период возведения построек.
Экспертным заключением определено, что часть объектов не относятся к объектам капитального строительства, в связи с чем, истцом были уточнены заявленные исковые требования, согласно уточненным исковым требованиям истец просил обязать ответчиков устранить нарушения зоны минимально допустимых расстояний газопровода-отвода к распределительной станции N 99 путем освобождения земельных участков от объектов некапитального строительства.
Данные требования подлежат рассмотрению в порядке статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судебные акты не содержат мотивов, на основании которых суды отказали в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.
При таких обстоятельствах следует признать обжалуемые судебные акты принятыми без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, в связи с чем они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, установить наличие или отсутствие осведомленности ответчиков о нахождении объектов в зоне магистрального газопровода, возможность или невозможность их нахождения на спорных земельных участках, и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 26 мая 2022 года, апелляционное определение Самарского областного суда от 17 января 2023 года по гражданскому делу N N 2-14/2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Ф.С.Гаиткулова
Судьи А.С.Рипка
С.А.Семенцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.