Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Огурцова А А на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Огурцова А А к администрации Орехово-Зуевского городского округа о признании незаконными решения от 1 июня 2022 года, постановления от 6 июня 2022 года N 2105 об отказе во включении в ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Огурцов А.А. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, оформленного протоколом от 1 июня 2022 года N 1, постановление администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 6 июня 2022 года N 2105.
Требования мотивированы тем, что оспариваемыми решениями отказано во включении в ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в 2003 году за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", административному истцу была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения на территории Московской области на состав семьи три человека. За счет средств социальной выплаты было приобретено жилое помещение по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровское, ул. Новинское шоссе, д.14а, кв.58, основание приобретения - договор о долевом участии в строительстве от 2 апреля 2004 года N 249.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 января 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 29 марта 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 апреля 2023 года, Огурцов А.А, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. В обоснование кассационной жалобы указывает, что им не реализовано право на улучшение жилищных условий в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а полученная выплата произведена во исполнение Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
На кассационную жалобу администрацией орехово-Зуевского городского округа Московской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что 8 апреля 2008 года Огурцову А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 19 ноября 2020 года по административному делу по административному иску Огурцова А.А. к администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области оформленного протоколом от 29 апреля 2020 года N 3, постановления администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 13 мая 2020 года N 1414 "Об отказе во включение в межведомственную программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, в удовлетворении требований Огурцова А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 17 мая 2021 года решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 19 ноября 2020 года отменено, и постановлено по делу новое решение, которым административный иск Огурцова А.А. удовлетворен частично. Признаны незаконными решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 29 апреля 2020 года, постановление администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 13 мая 2020 года N 1414 "Об отказе во включении в ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". На администрацию Орехово-Зуевского городского округа Московской области повторно рассмотреть заявление Огурцова А.А. от 23 января 2020 года с приложенными документами. Отказано в удовлетворении требований Огурцова А.А. об обязании администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области включить его в ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
В целях реализации указанного апелляционного определения администрацией Орехово-Зуевского городского округа Московской области было повторно рассмотрено заявление Огурцова А.А, по результатам которого вынесено оспариваемое решение, оформленное протоколом N 1 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Орехово-Зуевского городского округа, а также оспариваемое постановление органа местного самоуправления от 6 июня 2022 года N 2105 об отказе во включении в ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" услуг" на основании пункта "г" статьи 22 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов... ввиду реализации ранее права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Основанием к отказу послужили сведения, представленные администрацией муниципального образования городского округа "Воркута", в соответствии с которыми в 2003 года за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Огурцову А.А. была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения на территории Московской области на состав семьи три человека. За счет средств социальной выплаты было приобретено жилое помещение по адресу: "адрес", основание приобретения - договор о долевом участии в строительстве от 2 апреля 2004 года N
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленных ему полномочий и руководствовался Правилами, в соответствии с которыми право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется 1 раз. Данное право административным истцом уже было реализовано.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Условия для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, установлены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе по обеспечению в улучшении жилищных условий, предусмотрены Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками процессных мероприятий в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники процессных мероприятий), которые подтвердили свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году (пункт 6 Правил).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (пункт 11 Правил).
Согласно подпункту "г" пункта 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Как следует из представленных доказательств, Огурцову А.А. была предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения на территории Московской области на состав семьи три человека за счет средств федерального бюджета в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
При таких обстоятельствах, учитывая, что правом на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета административный истец воспользовался, социальная выплата для приобретения жилого помещения была ранее предоставлена, отказ во включении Огурцова А.А. в ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" правомерно признан судами законным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обеих инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах. Вместе с тем, суд кассационной инстанции согласно положениям частей 2, 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Оснований для отмены или изменения постановленных решений в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 27 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Огурцова А А - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.