Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Скоковой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 6 апреля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Агафонова ФИО7 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании незаконными решений, включении периодов работы, ухода за ребенком в страховой и общий трудовой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста по кассационной жалобе Агафонова ФИО8 на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Агафонов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании незаконными решений, включении периодов работы, ухода за ребенком в страховой и общий трудовой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 31 августа 2022 года на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области возложена обязанность включить в страховой стаж Агафонову В.В. период работы с 1 ноября 2022 года по 30 ноября 2003 года (1 год 29 дней) в ООО "Континенталь" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30 июня 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года 2022 года решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 31 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Агафонов В.В. просит решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года отменить либо изменить, принять новое судебное постановление, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Учитывая, что Агафонов В.В. обжалует судебные постановления в части даты назначения пенсии, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебных постановлений только в обжалуемой части.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда подлежат отмене в части разрешения требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Агафонов В.В. обращался к ответчику с заявлениями об установлении пенсии по старости на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по статье 35 указанного закона и пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решениями пенсионного органа истцу отказано в установлении пенсии по данным основаниям по причине не достижения пенсионного возраста, поскольку с учетом представленных документов снижение возраста выхода на пенсию по старости возможно произвести за период проживания в зоне отселения на 6 лет 6 месяцев (в 53 года 6 месяцев). В страховой стаж не включены периоды работы в ПАО "Завод им. Лихачева", в ООО "Континенталь" и период времени ухода за ребенком.
Разрешая требования о включении в страховой стаж истца периода работы с 21 июня 1995 года по 25 сентября 1995 года в ПАО "Завод им. Лихачева", суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные доказательства, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, учитывая отсутствие за указанный период сведений об отработанном времени, начисленной истцу заработной плате, начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований для учета спорного периода в стаж.
Отказывая удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода по уходу за ребенком с 30 октября 2000 года по 31 декабря 2001 года, суд первой инстанции указал на то, что до 1 января 2002 года право включения в общий трудовой стаж периода ухода за ребенком предоставлялось только неработающей матери, на отцов, осуществляющих уход за ребенком, это право не распространялось.
Удовлетворяя требования о включении в стаж периодов работы Агафонова В.В. в ООО "Континенталь" с 1 ноября 2022 года по 30 ноября 2003 года, суд исходил из того, что не отражение в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений о страховом стаже и страховых взносах за данный период не является виной истца.
Определяя право на пенсию у Агафонова В.В. с 30 июня 2022 года, суд установил, что на указанную дату обращения истца с заявлением в пенсионный орган у него имелся необходимый страховой стаж, что позволяло снизить пенсионный возраст, поскольку на дату первоначального (5 февраля 2021 года) и повторного (10 июня 2021 года) обращения истца в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, с учетом включения периода работы в ООО "Континенталь" с 1 ноября 2002 года по 30 ноября 2003 года (1 год 29 дней) в страховой стаж истца, такое право у него не возникло (стаж истца составлял 23 года 7 месяцев 12 дней и 24 года 08 месяцев 27 дней соответственно).
Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленного спора судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, переселенным из зоны отселения и постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10, 16-18 части 1 статьи 30 и пунктами 1-6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшением возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Положениями статей 32-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
Статья 35 указанного закона предусматривает, что пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2920-О, от 24 апреля 2018 года N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации (действовавшим до 1 января 2022 года, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 действующих с 1 января 2022 года Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н.
В пункте 23 Правил N 884н было указано, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 19 действующих с 1 января 2022 года Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года N 546н.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Агафонова В.В. о признании незаконным отказа пенсионного органа в назначении страховой пенсии по старости не учли приведенные выше нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее, вследствие чего не определили дату возникновения права на пенсию, с учетом включенного судом периода работы в ООО "Континенталь", который, как установилсуд, необоснованно не был учен пенсионным органом при обращении Агафонова В.В, принимая во внимание, что в период 5 февраля 2021 года до 30 июня 2022 года истец обращался с заявлениями о назначении пенсии, в удовлетворении которых было отказано.
С учетом периодов, включенных в страховой стаж, суды не поставили на обсуждение значимое по делу обстоятельство, с какого момента у Агафонова В.В. возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав на отсутствие такого права при первоначальном и повторном обращении с заявлениями, без учета того, что истец из-за необоснованного невключения ему пенсионным органом в страховой стаж периода работы (1 год 29 дней) фактически был лишен возможности реализовать свое право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения и до третьего обращения 30 июня 2022 года.
Суды первой и апелляционной инстанции оставили без внимания взаимосвязанные положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и пункта 19 Правил N 884н, пункта 13 Правил N 546н, по смыслу которых гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию, при этом назначение пенсии будет осуществляться со дня возникновения права на указанную пенсию, что гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене решения Новозыбковского городского суда Брянской области от 31 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года в части разрешения требований Агафонова В.В. о возложении на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 декабря 2022 года в части разрешения требований Агафонова ФИО9 о возложении на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости отменить.
Направить гражданское дело в отмененной части на новое рассмотрение в Новозыбковский городской суд Брянской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.