Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального казенного учреждения Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 19 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2022 года, принятые по делу N2а-2568/2022 по административному иску Кичигиной Марины Сергеевны к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службе исполнения наказаний, "данные изъяты" Алексею Сергеевичу о признании решений незаконными, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кичигина М.С. обратилась в суд с иском к начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области) "данные изъяты" А.С. о взыскании компенсации в размере 1 170 000, 00 рублей; признании незаконным постановления начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области "данные изъяты" А.С.; признании незаконным исполнения наказания в период с 18 ноября 2018 года по 29 мая 2019 года на участке колонии поселения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области; взыскании компенсации в общей сумме 6071600 рублей.
В обоснование указано, что 19 июня 2017 года истец осуждена по статье "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. 15 декабря 2017 года Кичигина М.С. этапирована из ФКУ КП N9 в УКП ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области. Постановлением начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области "данные изъяты" А.С. от 20 декабря 2017 года истцу разрешено проживать совместно с семьей за пределами учреждения, поручительство и жилье предоставил отец истца "данные изъяты" в период содержания под стражей 02 октября 2017 года истец родила дочь "данные изъяты" Указанным постановлением на Кичигину М.С. необоснованно и незаконно возложена обязанность явки для регистрации в дежурную часть УКП ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области восемь раз в месяц, вместо допустимых четырех раз, что подтверждается результатами проведенной проверки Тюменской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В течение 11 месяцев Кичигина М.С. испытывала физические страдания до 18 ноября 2018 года, с 18 ноября 2018 года административный истец была доставлена на территорию УКП ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области. Осуществляла поездки в другой конец города для регистрации по средам и воскресеньям. В будние дни Кичигиной М.С. приходилось брать с собой младшую дочь, а в периоды больничного старшую дочь, так как родители истца работали. В связи с тем, что с младшей дочерью Кичигиной Д.И. в период заключения под стражей не была пройдена диспансеризация, истец занималась данным обследованием в период домашнего проживания. С 2017 года по 2018 год с обеими дочерями истец периодически находилась на больничном, была вынуждена везти с собой на регистрацию в учреждение своих детей, даже в больном состоянии. На фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации у Кичигиной М.С. ухудшилось здоровье.
От того, что дети истца страдали, Кичигина М.С. дополнительно испытывала душевные страдания. В связи с тем, что по приговору суда истец лишена права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, все поездки приходилось осуществлять на автобусе, что доставляло дополнительные неудобства ей и детям. 18 ноября 2018 года Кичигину М.С. незаконно сняли с домашнего проживания, лишив права на свободу и личную неприкосновенность. Ее незаконно лишили возможности быть с дочерью, так как последняя могла оставаться с матерью до трех лет. Кичигина М.С. ежедневно испытывала морально-нравственные страдания от разлуки, дискомфорт отсутствия домашнего быта и уюта. 18 ноября 2018 года истец подвергнута тщательному досмотру, из запрещенных предметов обнаружены и изъяты технические средства. 23 ноября 2018 года Кичигину М.С. поместили в наркологический диспансер, в 2019 году принудительно привезли к "данные изъяты". Кичигина М.С. мучилась в сыром и холодном штрафном изоляторе с диагнозом "данные изъяты", без возможности телефонных звонков и свиданий с родственниками. Матери истца пришлось уволиться с работы. Кичигина М.С. испытывает душевные страдания и в настоящее время.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области, в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее - УФСИН России по Тюменской области), Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Тюменской области.
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 19 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2022 года, требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кичигиной Марины Сергеевны в счет компенсации морального вреда 15 000 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 21 апреля 2023 года, ФКУ ИК-4 УФСИН России, УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушения ими норм материального и процессуального права, просят отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требований, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации полагает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 19 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2022 года обжалуются только в части удовлетворенных требований, в остальной части судебные акты не обжалуются.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кичигина М.С. 19 июня 2017 года осуждена мировым судьей судебного участка N 6 Калининского АТО г. Тюмени за совершение преступления, предусмотренного статьей "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации к двум годам шести месяцам лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на 3 года, с отбыванием наказания в колонии - поселения. В ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области Кичигина М.С. прибыла 15 декабря 2017 года, освобождена по отбытию срока наказания 29 мая 2019 года.
Постановлением начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области от 20 декабря 2017 года Кичигиной М.С. разрешено проживать совместно с семьей за пределами учреждения, на Кичигину М.С. возложена обязанность являться для регистрации в дежурную часть участка колонии-поселения еженедельно с 08:00 до 17:00 каждую среду и воскресенье.
18 ноября 2018 года постановлением врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области "данные изъяты" А.С. с 18 ноября 2018 года осужденной Кичигиной М.С. отменено проживание за пределами исправительного учреждения.
22 ноября 2018 года постановлением врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области "данные изъяты" А.С. за нарушение порядка отбывания наказания (параграф 3 пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения), выразившегося в нарушение формы одежды в виде отсутствия нагрудного знака, к осужденной Кичигиной М.С. применена меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток.
14 марта 2019 года постановлением врио начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области "данные изъяты" А.С. за нарушение порядка отбывания наказания (параграф 16 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения), выразившегося в нарушение формы одежды в виде отсутствия нагрудного знака, к осужденной Кичигиной М.С. применена меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 5 суток.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что в отношении Кичигиной М.С. административным ответчиком были допущены нарушения пункта "б" части 1 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поскольку в нарушение данных положений, разрешив проживание Кичигиной М.С. вне пределов территории исправительного учреждения, на нее возложена обязанность восемь раз в месяц являться для регистрации в исправительное учреждение, вместо установленных четырех раз в месяц, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, определив размер компенсации в размере 5000 рублей. Иных нарушений, повлекших нарушение прав административного истца, о которых указывала Кичигина М.С. в административном иске, судом не установлено, в связи с этим, в остальной части административного иска отказано.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в колониях-поселениях осужденные к лишению свободы осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию- поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.
В соответствии с пунктами 179- 183 Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) осужденные, которым предоставлено право проживания в жилом помещении, находящееся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника исправительного учреждения. Жилые помещения, в которых они проживают, могут посещаться администрацией исправительного учреждения в любое время.
В адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области Прокуратурой Тюменской области 30 июня 2021 года внесено представление об устранении нарушений закона N25-2021 Указанным представлением установлено, что при рассмотрении обращения осужденной Кичигиной М.С. установлено, что постановлением начальника ИК-4 от 20 декабря 2017 года ей было разрешено проживать совместно со своей семьей за пределами УПК ИК-4. Однако в нарушение требований пункта "б" части 1 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указанным постановлением на нее была необоснованно возложена обязанность являться для регистрации в дежурную часть УПК ИК-4 восемь раз в месяц, вместо допустимых четырех раз.
Согласно ответу Тюменской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях представление Прокуратуры Тюменской области от 30 июня 2021 года рассмотрено ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области и приняты меры к недопущению подобных нарушений, указанные обстоятельства также подтверждаются письмом о рассмотрении представления от 30 июля 2021 года.
Установив данные обстоятельства, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.
Юридически значимые обстоятельства конкретных нарушений условий содержания нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, установлены судами на основании представленных в материалы дела доказательств (отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности), наличие обозначенных судами нарушений каких-либо сомнений не вызывают.
Вопреки доводам кассационных жалоб административных ответчиков, вопрос размера компенсации судами разрешен должным образом, сумма компенсации с учетом характера нарушений, значимости допущенных нарушений для истца, является разумной и справедливой. При установленном факте допущенного нарушения, которое очевидно свидетельствует о причинении истцу нравственных страданий, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для присуждения компенсации за такое нарушение.
При определении размера взыскиваемой компенсации в размере 15 000 рублей приняты во внимание все юридически значимые обстоятельства, в том числе характер и продолжительность нарушения прав Кичигиной М.С, принципы разумности и справедливости. Само по себе несогласие подателей жалоб с размером компенсации, не свидетельствует о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов, приведенных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки позиции, приведенной в кассационной жалобе, вопрос соблюдения срока на обращение в суд с требованиями о признании незаконными действий, решений, взыскании компенсации, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, с приведением мотивов подробно изложенных в оспариваемом решении суда. Оснований не согласиться с его выводами не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии совокупности условий необходимых для удовлетворения заявленных требований, сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, между тем, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки доводам жалобы, компенсация, в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", с учетом разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", взыскана с надлежащего административного ответчика - ФСИН России.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается. Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 19 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального казенного учреждения Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 7 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.