Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело N 2-561/2022 по иску Юнусова Данила Фаридовича к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" об оспаривании приказа об отстранении от работы, взыскании заработка за период отстранения от работы, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя истца Пайгиной Д.А, просившей кассационную жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юнусов Д.Ф. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" (далее - ООО "Газпром добыча Ямбург"), в котором просил признать незаконным и подлежащим отмене приказ ООО "Газпром добыча Ямбург" от 16 ноября 2021 г. N 246-д об отстранении его от работы, взыскать средний заработок за период отстранения от работы с 16 ноября 2021 г. по 30 ноября 2021 г, но не менее 119 336 руб. 47 коп, компенсацию морального вреда - 200 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 13 сентября 2019 г. был принят на работу в ООО "Газпром добыча Ямбург" на должность инженера 1 категории отдела организации снабжения и комплектации спецодеждой и вспомогательными материалами филиала "Управление материально-технического снабжения и комплектации". 8 ноября 2021 г. на основании приказа ООО "Газпром добыча Ямбург" от 11 октября 2021 г. N 1057 ему вручено уведомление о необходимости проведения профилактических прививок (вакцинации) против коронавирусной инфекции (COVID-19). В ответ на указанное уведомление истцом в адрес работодателя направлено заявление об отказе от прохождения вакцинации по причине возможных побочных эффектов, а также ввиду рекомендательного характера вакцинации и недопустимости к ее понуждению. 16 ноября 2021 г. ответчиком вынесен приказ от 16 ноября 2021 г. N 246-д об отстранении его от работы с 16 ноября 2021 г. без сохранения заработной платы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. 30 ноября 2021 г. трудовой договор между сторонами расторгнут по сокращению штата работников в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагал, что приказ об отстранении от работы является незаконным, поскольку вакцинация является добровольный, более того, работа истца не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Считал, что предоставление документов о прохождении вакцинации или сведений о наличии противопоказаний к ее прохождению влечет за собой разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 сентября 2022 г, с учетом определения Новоуренгойского городского суда от 11 октября 2022 года об устранении описки, в удовлетворении исковых требований Юнусову Д.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2022 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Юнусова Д.Ф. удовлетворены частично. Признан незаконным приказ ООО "Газпром добыча Ямбург" от 16 ноября 2021 г. N 246-д об отстранении Юнусова Д.Ф. от работы с 16 ноября 2021 г. Взыскан с ООО "Газпром добыча Ямбург" в пользу Юнусова Д.Ф. средний заработок за период отстранения от работы в размере 89 564 руб. 64 коп, компенсация морального вреда - 1 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взыскана с ООО "Газпром добыча Ямбург" в доход местного бюджета г. Новый Уренгой государственная пошлина в размере 3 186 руб. 94 коп.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней ответчик ООО "Газпром добыча Ямбург" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с существенными нарушениями норм материального права, направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
От Юнусова Д.Ф. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истец просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, стороны состояли в трудовых отношениях с 13 июня 2019 г. по 30 ноября 2021 г. Юнусов Д.Ф. работал в ООО "Газпром добыча Ямбург" в должности инженера I категории отдела организации снабжения и комплектации спецодеждой и вспомогательными материалами филиала "Управление материально-технического снабжения и комплектации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом" (далее - постановление Главного государственного санитарного врача от 8 октября 2021 г. N 29) было предписано, начиная с 8 октября 2021 г. обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Ямало-Ненецкого автономного округа в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности отдельных категорий, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Из пунктов 6, 6.1, 6.2 названного постановления следовало, что генеральным директорам предприятий Топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителям субподрядных организаций, осуществляющих деятельность на месторождениях ТЭК Ямало-Ненецкого автономного округа и на территориях муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе руководителям организаций и предприятий строительного комплекса:
Обеспечить контроль за наличием у работников, осуществляющих деятельность вахтово-экспедиционным методом, сертификата о вакцинации против (COVID-19), зарегистрированного в установленном порядке на портале государственных услуг Российской Федерации (пункт 6.1).
Принять меры по отстранению от работы лиц, не имеющих законченного курса вакцинации против (COVID-19) (пункт 6.2).
Приказом ООО "Газпром добыча Ямбург" от 11 октября 2021 г. N 1057-1 с целью реализации предписаний постановления Главного государственного санитарного врача от 8 октября 2021 г. N 29, а также федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, было постановлено в срок до 25 октября 2021 г. работникам не прошедшим вакцинацию против коронавирусной инфекции поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 6 ноября 2021 г. - вторым компонентом вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (пункт 1.1 приказа).
Пунктом 1.2. приказа постановлено до 26 октября 2021 г. представить непосредственному руководителю информацию о прохождении вакцинации первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а до 17 ноября 2021 г. - вторым компонентом вакцины или об отказе от этой процедуры.
Пунктом 2 приказа постановлено, что работникам, имеющим противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции, до 26 октября 2021 г. представить медицинское заключение, подтвержденное иммунологической комиссией филиала "Медико-санитарная часть".
Пунктом 3 приказа постановлено отстранять от работы работников, отказавшихся от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции, на период эпидемиологического неблагополучия.
Указанный приказ ООО "Газпром добыча Ямбург" направлен каждому работнику посредством автоматизированной системы управленческого документооборота, в том числе и Юнусову Д.Ф.
8 ноября 2021 г. Юнусову Д.Ф. было вручено уведомление о необходимости проведения профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 15 ноября 2021 г. - первым компонентом, в срок до 6 декабря 2021 г. - вторым компонентом.
15 ноября 2021 г. Юнусов Д.Ф. направил в адрес работодателя отказ от вакцинации и от участия в испытании экспериментальной вакцины, полагая принуждение к участию в медицинском эксперименте, указывая, что его работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 825.
16 ноября 2021 г. работодателем составлен акт об отстранении от работы Юнусова Д.Ф, в связи не прохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции и не предоставлением медицинского заключения (справки) о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции, с которым Юнусов Д.Ф. ознакомлен в тот же день.
16 ноября 2021 г. ООО "Газпром добыча Ямбург" издан приказ N 246-д об отстранении Юнусова Д.Ф. от работы.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения постановления главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н, исходил из того, что занимаемая истцом должность требовала обязательной вакцинации, отказ от ее прохождения давал работодателю право отстранить истца от работы в силу положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о том, что принятый ответчиком приказ об отстранении истца от работы является законным.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции, приобщив к материалам дела дополнительно представленную информацию ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" о том, что в период с 18 октября 2021 г. по 18 ноября 2021 г. Юнусов Д.Ф. не подлежал вакцинации против новой коронавирусной инфекции, не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Юнусова Д.Ф, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 10, 35, подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановлением главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29, установив, что в период с 18 октября 2021 г. по 1 ноября 2021 г. Юнусов Д.Ф. находился на листке нетрудоспособности по причине того, что перенес заболевание, вызванное новой коронавирусной инфекцией, ему был выдан медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), пришел к выводу о доказанности факта наличия медицинского отвода на момент отстранения Юнусова Д.Ф. от работы.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, у работодателя ООО "Газпром добыча Ямбург" имелась возможность перевести Юнусова Д.Ф. на дистанционный режим работы, о данном факте свидетельствуют ранее принятые соглашения об изменении условий трудового договора в отношении Юнусова Д.Ф, из которых следует, что в период с 1 сентября 2020 г. по 18 апреля 2021 г. Юнусов Д.Ф. работал в ООО "Газпром добыча Ямбург" дистанционно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признал незаконным приказ от 16 ноября 2021 г. N 246-д об отстранении Юнусова Д.Ф. от работы с 16 ноября 2021 г.
Положив в основу решения представленный ответчиком расчет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 89 564 руб. 64 коп.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 150, 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учел степень вины работодателя и нравственных страданий работника, принципы разумности и справедливости, и взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В связи с отменой решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, взыскал с ООО "Газпром добыча Ямбург" в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3186 руб. 94 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Юнусова Д.Ф.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о двух взаимоисключающих выводах суда: о наличие у истца медицинского отвода, в связи с перенесенным заболеванием, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и возможности выполнять трудовую функцию дистанционно, незаконности отстранения истца от работы. При наличии медицинского отвода работник не подлежит вакцинации, вопрос отстранения и перевод на дистанционный режим не рассматривается, соответственно, наличие возможности осуществления трудовой функции дистанционно подлежит оценке только в случае отказа от вакцинации, которая обязательна при отсутствии медицинского отвода. Судом апелляционной инстанции установлено наличие у истца медицинского отвода от вакцинации. Из приложенного к иску скриншота электронного сообщения внутренней почтовой рассылки Штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в ООО "Газпром добыча Ямбург", в котором даны разъяснения Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, в том числе о том, что переболевшие коронавирусной инфекцией работники не подлежат вакцинации и отстранению от работы, следует, что истец знал, что не подлежит вакцинации в силу указанных обстоятельств. Вместе с тем, с момента вручения уведомления (8 ноября 2021 г..) и до судебного заседания 2 сентября 2022 г..истец сведений о перенесенном заболевании COVID-9 и наличии медицинского отвода ни работодателю, ни суду не предоставлял. Впервые сведения о перенесенном истцом заболевании и наличии сертификата заявлены представителем истца в судебном заседании 2 сентября 2022 г..Факт скрытия наличия оснований для медицинского отвода от вакцинации и предъявление сертификата только в судебном заседании, по мнению заявителя, свидетельствует о недобросовестности в действиях истца. В случае добросовестного поведения со стороны истца ответчик не отстранил бы истца от работы, требования о вакцинации к работнику бы не предъявлял.
По мнению заявителя, выводы суда о возможности перевода истца на дистанционный режим работы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в судебном заседании 2 сентября 2022 г..ответчиком приобщен к материалам дела приказ ПАО "Газпром" от 15 апреля 2021 г..N 181, которым обществу дано обязательное указание по переводу работников, временно переведенных на дистанционную работу, на работу на стационарных рабочих местах, то есть указание о прекращении дистанционного режима работы. На основании данного приказа в дополнительное соглашение N 14143 от 1 декабря 2020 г..к трудовому договору с истцом внесены изменения в части окончания дистанционного режима работы с 18 апреля 2021 г..С момента издания ПАО "Газпром" указанного приказа у ответчика отсутствовали основания для организации дистанционного режима работы истца. Полагает, что суд формально оценил наличие возможности перевода работника на дистанционный режим, оценив лишь возможность осуществления трудовой функции дистанционно, при этом не дал оценку возможности организации ответчиком дистанционного рабочего места (обеспечение оборудованием и т.д.) с учетом установленного ПАО "Газпром" запрета. По мнению заявителя, даже при признании действий истца по сокрытию сведений о медицинском отводе добросовестными, средний заработок подлежал взысканию в размере двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Считает, что пункт 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача от 8 октября 2021 г..N 29 не подлежал применению в рассматриваемом споре с учетом субъектного состава.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения на основании следующего.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства (подпункт 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715).
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н и действовал до 30 декабря 2021 г, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом" установлены категории работников тех сфер деятельности, работа в которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (пункты 1.1 - 1.7). Обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (пункт 1.8).
Согласно пунктам 6.1, 6.2 данного постановления в редакции, действовавшей на 16 ноября 2021 г, генеральным директорам предприятий топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителям субподрядных организаций, осуществляющих деятельность на месторождениях топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и на территориях муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе руководителям организаций и предприятий строительного комплекса предписано: обеспечить контроль за наличием у работников, осуществляющих деятельность вахтово-экспедиционным методом, сертификата о вакцинации против (COVID-19), зарегистрированного в установленном порядке на портале государственных услуг Российской Федерации (пункт 6.1). Принять меры по отстранению от работы лиц, не имеющих законченного курса вакцинации против (COVID-19) (пункт 6.2). Пункт 6.2 утратил силу с 11 декабря 2021 г. на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 декабря 2021 г. N 36.
В соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29 на работников топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Руководителям указанных предприятий предписано принять меры по отстранению от работы лиц, не имеющих законченного курса вакцинации против (COVID-19).
Как следует из материалов дела, приказом ООО "Газпром добыча Ямбург" от 11 октября 2021 г. N 1057-1 с целью реализации предписаний постановления Главного государственного санитарного врача от 8 октября 2021 г. N 29, а также федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, было постановлено в срок до 25 октября 2021 г. работникам не прошедшим вакцинацию против коронавирусной инфекции поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 6 ноября 2021 г. - вторым компонентом вакцины, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
Юнусову Д.Ф, являвшемуся нетрудоспособным в силу болезни в период с 18 октября до 1 ноября 2021 г, в уведомлении о необходимости проведения профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 установлены иные сроки вакцинации: в срок до 15 ноября 2021 г. - первым компонентом, в срок до 6 декабря 2021 г. - вторым компонентом.
Учитывая, что постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29 руководителям предприятий топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа предписано принять меры по отстранению от работы только тех лиц, которые не имеют законченного курса вакцинации против (COVID-19), истец не мог быть отстранен от работы ранее 7 декабря 2021 г.
Ответчиком принято решение об отстранении истца от работы до истечения установленного уведомлением срока прохождения полного курса вакцинации, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о незаконности приказа от 16 ноября 2021 г. N 246-д об отстранении истца от работы с 16 ноября 2021 г.
Ошибочные выводы суда относительно обязанности ответчика перевести истца на дистанционный режим работы, что предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 г. N 29 только в отношении лиц, указанных в пунктах 1.1-1.7 указанного постановления, к которым истец не относится, основанием к отмене апелляционного определения не являются, поскольку не повлекли вынесение незаконного судебного постановления. По тем же основаниям судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что судом не учтено то обстоятельство, что истец не предоставил работодателю документы о наличии у него медицинского отвода.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при расчете заработка за период незаконного отстранения истца от работы суд апелляционной инстанции правовые нормы, регламентирующие спорные правоотношения, не нарушил.
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.
В соответствии со статьей 155 Трудового кодекса Российской Федерации при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
Поскольку истец был лишен возможности трудиться в результате незаконного отстранения от работы, оснований для сохранения за истцом заработка в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), как ошибочно полагает ответчик, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, судом апелляционной инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ямбург" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.