Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1718/2022 по иску Балибардина Романа Викторовича к муниципальному унитарному предприятию "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации города Ноябрьска, департаменту имущественных отношений администрации города Ноябрьска о взыскании заработной платы, по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск Жарика С.А, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жлобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Балибардин Р.В. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск о взыскании заработной платы в размере 1 088 564 руб. 53 коп. за период с 01 января 2019 года по 30 декабря 2022 года, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обосновании заявленных требований указал, что с 15 декабря 2016 года работал в муниципальном унитарном предприятии "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск водителем 1 класса автобуса регулярных городских маршрутов, с ним заключен трудовой договор от 15 декабря 2016 года N 1410. Между сторонами согласованы существенные условия трудового договора, в том числе повременно-премиальная система оплаты труда по часовому тарифу, часовая тарифная ставка, ежемесячная премия в размере 40% тарифной ставки, районный коэффициент в размере 70%, северная надбавка в размере 80%, доплата за работу в ночное время суток в размере 40% и за классность в размере 10%. Однако установленная ему часовая тарифная ставка не соответствует федеральному законодательству, а именно принятому 19 ноября 2019 года и зарегистрированному в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. В силу положений статей 21, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Самостоятельно произведя перерасчет заработной платы, он пришел к выводу о нарушении его права на оплату труда, что стало причиной обращения в суд.
Определением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.
Определением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2022 года Балибардину Р.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2023 года решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2022 года отменено. По делу принято новое решение о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск в пользу Балибардина Р.В заработной платы за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года в размере 374 577 рублей 22 копейки, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей. С муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск в бюджет муниципального образования город Ноябрьск взыскана государственная пошлина в размере 7 245 рублей 77 копеек.
В кассационной жалобе муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2023 года, как незаконного, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В доводах кассационной жалобы настаивает на отсутствии оснований для применения при разрешении спора положений Отраслевого соглашения. Указывает, что при разрешении спора судом апелляционной инстанции не установлены сроки, способы, а также средства массовой информации, через которые комиссия, осуществлявшая разработку проекта Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, распространяла информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения. Судом не установлена осведомленность учредителя ответчика Департамента имущественных отношений администрации города Ноябрьск о начале коллективных переговоров при разработке проекта Отраслевого соглашения, а также его участие в работе комиссии. Судом не учтено, что ни ответчик, ни его учредитель не уполномочивали Российский автотранспортный союз заключить соглашение с профсоюзом от их имени и в их интересах. Судом не дана оценка Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020 - 2022 годы на предмет его действительности при разрешении вопроса о применении его при рассмотрении заявленного спора, как правового основания для удовлетворения исковых требований. Оспаривает взысканную судом апелляционной инстанции в пользу Балибардина Р.В. сумму, ссылаясь на отсутствие в судебном акте подробного расчета. Полагает, что поскольку тарифная ставка 1 разряда в размере не ниже минимального размера оплаты труда (с начислением соответствующего районного коэффициента и северной надбавки) устанавливается только при полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, суду апелляционной инстанции надлежало проверить фактическую отработку истцом месячной нормы рабочего времени за каждый месяц за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года, произведя сравнение сведений, содержащихся в расчетных листках работника с нормами, установленными в производственных календарях за 2021 и 2022 годы, что судом не сделано.
Считает, что в период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года общая сумма полученной истцом заработной платы с начислением районного коэффициента и северной надбавки была выше, как минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки, так и выше двукратного минимального прожиточного минимума в Ямало-Ненецком автономном округе за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года, умноженного на соответствующий коэффициент из таблицы N1 пункта 3.2. Отраслевого соглашения. В связи с чем полагает, что оснований даже для частичного удовлетворения требований работника у суда апелляционной инстанции не имелось.
Балибардин Р.В, представители Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента имущественных отношений администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 15 декабря 2016 года на основании трудового договора N 1410 Балибардин Р.В. работает в муниципальном унитарном предприятии "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутах.
Разделом 5 трудового договора предусмотрена повременно-премиальная система оплаты труда по часовому тарифу. Часовая тарифная ставка устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда. Работнику устанавливаются следующие доплаты, надбавки: районный коэффициент 70%, северная надбавка 80%, за работу в ночное время суток 40%, за вредные условия труда 4%, за классность 25%, за правительственную награду 10%.
Разделом 6 трудового договора работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц. Предусмотрена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, число смен в сутки - две, время начала и окончания работы - по графику, время перерывов для питания и отдыха - в соответствии с графиком движения автобуса по закрепленному маршруту.
Приказом муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск от 7 декабря 2018 года N 575 с 1 января 2019 года минимальная месячная тарифная ставка 1 разряда утверждена в размере 3 580 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением к приказу N 3 часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 11-12 м установлена - 72, 60 руб.
Приказом муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск от 11 декабря 2019 года N 521 с 1 января 2020 года минимальная месячная тарифная ставка 1 разряда утверждена в размере 3 724 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением к приказу N 3 часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 11-12 м установлена - 75, 17 руб.
Приказом муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск от 14 декабря 2020 года N 511 с 1 января 2021 года минимальная месячная тарифная ставка 1 разряда утверждена в размере 3 873 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением к приказу N 4 часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 11-12 м установлена - 78, 45 руб.
Приказом муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск от 14 декабря 2021 года N 433 с 1 января 2022 года минимальная месячная тарифная ставка 1 разряда утверждена в размере 4 028 руб. при условии полной отработки нормы рабочего времени. Приложением к приказу N 3 часовая тарифная ставка для водителей автобусов длиной 10-12 м установлена - 81, 59 руб.
В связи с увеличением часовой тарифной ставки с Балибардиным Р.В. заключались дополнительные соглашения к трудовому договору.
Согласно дополнительному соглашению N 01/21 к трудовому договору от 15 декабря 2016 года N 1410 от 07 апреля 2021 года за выполнение обязанностей, предусмотренных договором, работнику устанавливается повременная система оплаты труда по часовому тарифу; часовая тарифная ставка зависит от длины автобуса, при длине 6-9, 5 часовая тарифная ставка составляет - ХТО, ремонт - 54, 06, город, заказ - 67, 65; при длине 9, 5- 12 составляет - ХТО, ремонт - 62, 96, город, заказ - 78, 45 за час работы. Указанным дополнительным соглашением работнику установлены следующие доплаты, надбавки: районный коэффициент 70%, северная надбавка 80%, за работу в ночное время суток 40%, за вредные условия труда 4%, за классность 25%, за обеспечение санитарно - гигиенических норм, предъявляемых к транспортному средству 10%, за сбор оплаты за проезд и провоз багажа 35%, за правительственную награду 10%.
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 декабря 2016 года N 1410 от 30 декабря 2021 года часовая тарифная ставка составляет при длине автобуса 6-9, 5 - ХТО, ремонт - 56, 22, город, заказ - 70, 36; при длине автобуса 9, 5 - 12 - ХТО, ремонт - 65, 49, город, заказ - 81, 59 за один час работы.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 декабря 2016 года N 1410 N 02/21от 30 декабря 2021 года Балибардину Р.В. установлена процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в муниципальных предприятиях и учреждениях в размере 4% с 15 декабря 2021 года на основании части пятой пункта 5.1.18 раздела 5 "Доплаты и надбавки" приложения 2 к приказу N 555 от 22 декабря 2016 года "Положение об оплате труда".
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года утверждено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный N15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовано в газете "Солидарность".
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2020 года N4-4/10/В-807, опубликованном 12 февраля 2020 года в Российской газете, выпуск N29, работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, учреждение первичной профсоюзной организации работников муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" произведено в феврале 2022 года.
Обращаясь в суд с иском, Балибардин Р.В. указывал на нарушение работодателем трудового законодательства при оплате его труда в период с 1 января 2019 года по 30 апреля 2022 года, поскольку часовая тарифная ставка установлена без учета положений Отраслевого тарифного соглашения на 2020 - 2022 годы по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая Балибардину Р.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы распространяется только на работодателей, являющихся членами Российского автомобильного союза или уполномочивших его заключить данное соглашение, а также на присоединившихся к соглашению после его заключения. Поскольку муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские перевозки" не является членом Российского автомобильного союза, не уполномочивало его подписать Отраслевое соглашение, не присоединялось к соглашению после его заключения, суд пришел к выводу о невозможности применения Отраслевого соглашения при разрешении спора. По мнению суда первой инстанции, не смотря на то, что муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск мотивированный письменный отказ присоединиться к Отраслевому соглашению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направляло, принимая во внимание, что предприятие финансируется за счет бюджета и является убыточным, финансовые обязательства, включенные в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации, не обеспеченные финансированием и являются невыполнимы, суд пришел к выводу о том, что принятые без соблюдения реальности их исполнения и без участия органов местного самоуправления обязательства не могут являться основанием для взыскания заработной платы.
Поскольку работодателем исполнена обязанность по индексации заработной платы, а Балибардин Р.В. ознакомлен с размером заработной платы, добровольно подписал трудовой договор, согласившись с указанными в нем условиями, суд пришел к выводу о том, что заработная плата начислялась и выплачивалась ему исходя из тарифной ставки и доплат, установленных трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему. Нарушения трудовых прав истца в части выплаты заработной платы судом первой инстанции не установлено, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, заявленных Балибардиным Р.В. к муниципальному унитарному предприятию "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 45, 48, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года, соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке в Роструде N15/20-22 от 24 декабря 2019 года (письмо Роструда от 24 декабря 2019 года N 4588-ТЗ). Письмом Минтруда России от 03 февраля 2020 года N14-4/10/В-807, опубликованным в "Российской газете" N 29 за 12 февраля 2020 года, и в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации N2 за 2020 год, в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении указанного соглашения, предложено присоединиться к нему. В письме обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Ответчик, не участвовавший в заключении Отраслевого соглашения, в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не представил мотивированный письменный отказ присоединиться к указанному соглашению, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что действие Отраслевого соглашения распространяется на муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск.
Проанализировав предоставленные в материалы дела приказы муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск, расчетные листки по заработной плате истца на предмет соответствия размера установленной работодателем часовой тарифной ставки и выплаченной ему заработной платы пункту 3.2 Отраслевого соглашения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что установленная истцу часовая тарифная ставка не соответствует минимальным гарантиям, предусмотренным Отраслевым соглашением, указав на отсутствие у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, судом указано на пропуск истцом без уважительных причин срока обращения в суд с иском о взыскании заработной платы за период до 04 марта 2021 года, в связи с чем принято решение о взыскании заработной платы за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года.
Определяя размер заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд признал соответствующим требованиям Отраслевого соглашения расчет муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск, которым размер задолженности за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года определен в сумме 374 577 рублей 22 копейки. Указанная сумма взыскана с муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск в пользу Балибардина Р.В.
Установив факт нарушения права работника на достойную заработную плату, принимая во внимание отказ ответчика в выплате в досудебном порядке заработной платы, а также учитывая невыплату заработной платы в размере, определенном положениями Отраслевого соглашения, в течение продолжительного периода времени, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам, судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск об отсутствии оснований для применения при разрешении спора положений Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года, ввиду неприсоединения к нему, соответствуют его правовой позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки, мотивированно и верно отклонены судом апелляционной инстанции. Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции, приведенными в обжалуемом судебном акте, у судебной коллегии не имеется. Доводы кассационной жалобы в указанной части основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Как указано в части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда, размеры минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении. В случае присоединения организации к отраслевому тарифному соглашению, работодатель выплачивает заработную плату с учетом минимальных гарантий, минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), определенных в отраслевом соглашении.
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года утверждено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный N15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовано в газете "Солидарность".
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2020 года N4-4/10/В-807, опубликованном 12 февраля 2020 года в Российской газете, выпуск N29, работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В соответствии с пунктом 1.1 Отраслевого соглашения оно заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются:
- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", сокращенное наименование - Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с Уставом Профсоюза;
- работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами Российского автотранспортного союза, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших Российский автотранспортный союз на свое представительство в настоящем Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, не смотря на то, что муниципальное унитарное предприятие "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьска не является членом Российского автотранспортного союза, не уполномочивало Российский автотранспортный союз на свое представительство в настоящем Соглашении, но, принимая во внимание, что предприятие осуществляет деятельность в отрасли городского наземного пассажирского транспорта, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представило мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, с учетом системного толкования указанных норм права пришел к верному выводу о том, что соглашение считается распространенным на ответчика со дня официального опубликования этого предложения и подлежит применению при разрешении спора.
Отсутствие у работодателя членства в Российском автотранспортном союзе, а также отсутствие на предприятии первичной профсоюзной организации, вопреки ошибочному мнению заявителя, юридического значения для применения к спорным правоотношениями Отраслевого соглашения не имеет. Поскольку, в данном случае определяющим является основной вид деятельности предприятия и присоединение к соглашению, в том числе путем ненаправления мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации. Установить, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 1 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников (в редакции дополнительного соглашения N2, утверждённого Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 29 декабря 2021 года).
До 29 декабря 2021 года пункт 3.1 Отраслевого соглашения был изложен в следующей редакции: Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Стороны рекомендуют устанавливать в региональных (территориальных) отраслевых соглашениях, коллективных договорах организаций размеры месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, на уровне не менее приведенных в приложении N6 к настоящему Отраслевому соглашению (в редакции дополнительного соглашения N2, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 29 декабря 2021 года)
До 29 декабря 2021 года пункт 3.2 Отраслевого соглашения был изложен в следующей редакции: среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0, 2. Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N1. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. После принятия дополнительного соглашения N2 от 29 декабря 2021 года редакция пункта 3.5 не изменилась.
Как следует из материалов дела, при разрешении спора судом апелляционной инстанции сторонам предложено представить расчет задолженности по заработной плате Балибардина Р.В. за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года в соответствии с приведенными положениями Отраслевого соглашения.
Выполняя указание суда, ответчиком такой расчет представлен. При выполнении расчета ответчик исходил из установленного соответствующими Федеральными законами минимального размера оплаты труда, который с 01 января 2021 года составлял 12 792 руб, с 01 января 2022 года - 13 890 рублей, из минимальной месячной тарифной ставки для рабочих 5 разряда, которая с учетом положений пункта 3.5 Отраслевого соглашения в 2021 составляла 23 026 руб, в 2022 году - 25 002 руб, из годовой нормы рабочего времени в 2021 году 1 972 часа, в 2022 году 1 973 часа. Произведя деление минимальной месячной тарифной ставки для рабочих 5 разряда на количество среднемесячной нормы рабочего времени (в 2021 году 164, 33 часа, в 2022 году 164, 42 часа), работодателем определена часовая тарифная, которая в 2021 году должна составлять не менее 140 руб. 12 коп. (23 026 руб. : 164, 33 час. = 140 руб. 12 коп.), в 2022 году не менее 152 руб. 06 коп. (25 002 руб. : 164, 42 час. = 152 руб. 06 коп.) Поскольку фактически расчет заработной платы истца производился из часовой тарифной ставки, которая, по расчетам работодателя, не соответствовала положениям Отраслевого соглашения и являлась существенно ниже, с учетом фактически отработанного времени, применяя систему оплаты труда, установленную на предприятии, ответчиком определена сумма задолженности по заработной плате перед Балибардиным Р.В. за период с 04 марта 2021 года по 30 апреля 2022 года в размере 374 577 руб. 22 коп.
Судом апелляционной инстанции, как следует из обжалуемого судебного акта, произведенный ответчиком расчет проверен, он обоснованно признан соответствующим положениям Отраслевого соглашения, что явилось основанием для взыскания в пользу Балибардина Р.В. задолженности по заработной плате в размере 374 577 руб. 22 коп.
В связи с изложенным доводы ответчика о том, что взысканная судом сумма не соответствует положениям соглашения подлежит отклонению. Как и подлежат отклонению доводы жалобы о необходимости установления вырабатывал ли истец норму рабочего времени, поскольку самим работодателем произведен расчет заработной платы исходя из фактически отработанного времени с учетом часовой тарифной ставки, рассчитанной в соответствии с условиями Отраслевого соглашения. Отсутствие в судебном акте подробного расчета, при том, что подробный помесячный расчет представлен ответчиком, он исследован судом в ходе рассмотрения дела и проверен, не является основанием для отмены судебного акта.
Как следует из положений части 4 пункта 3.2 Отраслевого соглашения при заключении контракта в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года N158 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" размер месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, кондуктора, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, не должен быть ниже, чем размер минимальных гарантий по заработной плате, определенный в настоящем пункте (таблица 1).
Из изложенного следует, что при заключении между муниципальным унитарным предприятием "Пассажирские перевозки" муниципального образования город Ноябрьск и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и связи администрации города Ноябрьска муниципального контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и при определении цены контракта подлежали учету положения пунктов 3.1, 3.2, 3.5 Отраслевого соглашения. Заключение контракта без учета указанных положений не должно влиять на реализацию работником своих прав на оплату труда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Пассажирские перевозки" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.