Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Пушкаревой Н.В, Конаревой И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Курагинского района, поданную 29 марта 2023 г, на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 08 ноября 2022 г, по административному делу N 2а-284/2022 по административному исковому заявлению прокурора Курагинского района Красноярского края к муниципальному образованию Курагинский район в лице администрации Курагинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Волкову А.Г, объяснения представителя администрации Гуриной Н.Г,
УСТАНОВИЛА:
по результатам проверки соблюдения законодательства при распоряжении муниципальной собственностью администрацией Курагинского района Красноярского края прокуратурой выявлено нарушение административным ответчиком требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке.
Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным бездействие администрации Курагинского района в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в собственности Курагинского района в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее-Закон о концессионных соглашениях) и возложении обязанности на администрацию Курагинского района в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Доводы прокурора сводятся к тому, что для объектов коммунальной инфраструктуры законом установлен специальный порядок и их передаче должно предшествовать заключение концессионного соглашения, которое в настоящем случае отсутствует.
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 19 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 08 ноября 2022 г, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Курагинского района Красноярского края в части необеспечения передачи права пользования объектами жилищно-коммунального хозяйства, находящимися в собственности Курагинского района и переданных МП "Краскомхоз Курагинского района" на праве хозяйственного ведения, в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
В кассационной жалобе администрация Курагинского района просит отменить принятые судебные акты в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права. Полагает, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Полагает ошибочными выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что передача прав владения и (или) пользования на объекты жилищно-коммунального хозяйства п. Краснокаменск могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям. Не согласны с выводом суда апелляционной инстанции о том, что договор хозяйственного ведения не может подменять обязанность передачи права пользования объектами ЖКХ, предусмотренную требованиями Законом о концессионных соглашениях, Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водоотведении, поскольку, проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства п. Краснокаменск, в соответствии с Законом о концессионных соглашениях, Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и водоотведении, не является безусловной обязанностью Администрации Курагинского района, в связи с тем, что данные объекты переданы во владение и пользование на праве хозяйственного ведения, которое устанавливается в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и относится к распорядительным полномочиям собственника имущества, которые не могут быть ограничены положениями Закона о концессионных соглашениях, Закона о теплоснабжении, Закона о водоснабжении и водоотведении.
В судебном заседании представитель административного ответчика просила кассационную жалобу удовлетворить. Прокурор поддержал доводы представленных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, представителя административного ответчика, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Как следует из материалов дела, в собственности МО Курагинский район Красноярского края находятся следующие объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения: сооружение - гидроузел на реке Канзыба, расположенный по адресу: "адрес" кадастровый номер N; сооружение - водоочистная станция гидроузла, назначение: нежилое, общая застроенная площадь 1538, 0 кв.м, находящееся по адресу: "адрес", N сооружение - автомобильная дорога, протяженностью 485 м, находящееся по адресу: "адрес", кадастровый номер N; нежилое здание (сооружение) - центральная котельная, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 3459, 3 кв. м, инв. N N, лит. В 37, в 2, В 38, В 40, В 41, В 42, N 2, N 3, (в т.ч. движимое имущество: Агрегат К100-65-200 с эл. Двиг.; Агрегат К 290/30 с эл.двиг.; Деаратор Ваккумный ДВ-150; Насос дозатор СМ8РУМ 0720 - 2 шт.; Насос ОшпсИоз 1МК80-250/257; Насос НКУ- 140М - 2 шт.; Насос ПНВГ-3-61 - 5 шт.; Насос ЦН 400-105 без двигателя; Насос ЦН 400-105Б; Насос Шламовый ГРАТ 350/40-2; Питатель лотковый КЛ 8А; Фильтр СР-2200Т-УГ; Электротерфель Зт. - 2 шт.; Электротерфель 0, 5т.; Электротерфель 1, 5т.; Баки-3; Баки-4; Дымосос Д-18-750 - 2 шт.; Инженерные сети канализации от котельной: Компрессор КСЭ-5 М; Конвейер В-650 - 2 шт; Котел КТВС-20 (в т.ч. вентилятор дутьевой Д13, 5) - 2 шт.; Котлоагрегат КВТСВ-20 N3 (в т.ч. дымососД-18-750, вентилятр дутьевой Д13, 5) ; Кран мостовой; Кран-балка ручная; Машина трубогибочная ГСТМ- 21М; Насос К-80-50-200; Насос К-100-65-250 - 3 шт.; Насос ЦН 400-105 - 2 шт.; Прибор КСМ-4-280; Сварочный ВДМ-1001 с РБ-302; Станок вертикально-сверлильный; Станок наждачно-точильный Р166; Теплообменник Ml 5РМ - 2 шт.; Трансформатор ТМЗ 1000/6 - 2 шт.; Щековая дробилка СМД- 108А; Щит ШСУ N 15; Щит ШСУ N 19-5 шт.; Электрический мотор; Эл.тельфер ТЭ320-53126-01.; Агрегат К 100-65-200 с N эл. дв 18, 5 кВт 3000 об/мин.; Агрегат К100-65-250; Насос 6Ш8-220/40 с взр. Защ. Ел.
Дв. ВА225М4, 55 кВт.; Насос К200-150-250 - 2 шт.; Насос К290/30 без рамы, без эл. двигал.; Теплообменник пластичный; Насос дозирующий АМ8МР 0720), кадастровый номер N; сооружение - золопровод промплощадки, назначение: нежилое, протяженностью 688 м, находящееся по адресу: "адрес", кадастровый номер N; нежилое здание (сооружение) - здание очистных сооружений расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 1338, 2 кв.м, кадастровый номер N; сооружение - коллектор хоз. фек. канализации, назначение: нежилое протяженностью 4309, 3 м, находящееся по адресу: "адрес", кадастровый номер N; сооружение - водопроводные сети рп. Краснокаменск; сооружения коммунального хозяйства, протяженность 18181 м, адрес (местонахождение) объекта: "адрес", кадастровый номер N; сооружения канализации, протяженность 13700 м, адрес (местонахождение) объекта: "адрес".
06 сентября 2018 г. и 2 октября 2018 г. между муниципальным образованием Курагинский район в лице Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района и ООО "Краснокаменские энергосети" были заключены договоры N 77, 78, 79, 81 ответственного хранения на вышеуказанное недвижимое имущество, сроком - до момента заключения концессионного соглашения и передачи их по акту приема-передачи концессионеру.
17 апреля 2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службой по Красноярскому краю в отношении администрации Курагинского района внесено предупреждение N 5801 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства по вопросу заключения договоров с ООО "Краснокаменские Энергосети" без проведения торгов.
Во исполнение указанного предупреждения администрацией района принято распоряжение от 13 декабря 2019 г. N 480-р "О расторжении договоров ответственного хранения".
16 июля 2020 г. прокурором Курагинского района Красноярского края главе Курагинского района внесено представление об устранении нарушения законодательства в части непринятия мер по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения на пользование указанными объектами жилищно-коммунального хозяйства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 сентября 2020 г, вступившим в законную силу 01 марта 2021 г, вышеуказанные договоры признаны недействительными, поскольку передача арендатору органом местного самоуправления данного имущества осуществлена в нарушение требований ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
30 июля 2021 г. между муниципальным образованием Курагинский район и МП "Краскомхоз Курагинского района" заключен договор N 136 закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому Муниципальное образование Курагинский район закрепило за МП "Краскомхоз Курагинского района" на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Курагинского района, а именно: согласно акту приема-передачи в приложении N 1 к указанному договору, в котором перечислены все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные в административном исковом заявлении.
Администрацией Курагинского района при рассмотрении дела не оспаривалось, что спорные объекты эксплуатируются более пяти лет, концессионные соглашения в отношении указанного в административном исковом заявлении имущества не заключены.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 3, 4, 13, 21 - 27 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 2, 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Курагинского района и находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет, пришел к выводу о возможности передачи права владения и (или) пользования названными объектами исключительно на основании концессионных соглашений. В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в муниципальную собственность администрация Курагинского района обязана была в установленном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионных соглашений, выступив самостоятельно с инициативой о заключении таких соглашений и создав необходимые условия для их заключения в наиболее ранние сроки. Конкурсные процедуры, необходимые для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.
Судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 41.1 Закона N 416-ФЗ.
Части 1, 2, 3 названной статьи устанавливают, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Иные способы передачи прав применительно к объектам водоснабжения и водоотведения отраслевым законодательством не предусмотрены.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).
По мнению административного ответчика, наделение муниципального предприятия для осуществления деятельности, в целях которой оно создано, на праве хозяйственного ведения имуществом, назначение которого (объекты водоснабжения и водоотведения) предусматривает специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования, исключает такое имущество из сферы действия вышеуказанных законов.
При этом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию.
Иные способы передачи прав применительно к объектам водоснабжения и водоотведения отраслевым законодательством не предусмотрены.
Установленное в части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ исключение со ссылкой на предоставление рассматриваемых прав в соответствии с антимонопольным законодательством не может быть истолковано как расширяющее названный перечень способов передачи прав. По смыслу частей 1 и 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нормы антимонопольного законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона N 416-ФЗ, устанавливающими специальный порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения.
Целями Закона N 115-ФЗ являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
Доводы кассационной жалобы административного ответчика об отсутствии оспариваемого бездействия сводятся к переоценке выводов судов нижестоящих инстанций.
Доводы администрации о законности передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МП "Краскомхоз Курагинского района" не свидетельствуют об отсутствии ее бездействия, поскольку, как указано выше, заключение концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения в данном случае является обязательным в силу закона и нахождение спорных объектов на таком праве у муниципального предприятия не препятствует и не исключает возможность проведения в отношении них необходимой процедуры, предусмотренной законом и направленной на заключение концессионного соглашения, поскольку указанные объекты не выбыли из собственности муниципального образования, кроме того, материалы дела не содержат сведений зарегистрированного права хозяйственного ведения на спорные объекты.
Последующие риски для хозяйственной деятельности муниципального предприятия в таком случае относятся к зоне ответственности учредителя и собственника имущества и не являются предметом рассмотрения в настоящем административном споре.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемых судебных актах, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курагинского районного суда Красноярского края от 19 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 08 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 06 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.