Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0009-01-2022-004101-42 (N 2-933/2022) по иску Кожеватова Александра Федоровича к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе представителя Кожеватова Александра Федоровича - Андреевой Людмилы Анатольевны, действующей на основании доверенности, на решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кожеватов А.Ф. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указал, что решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОПФР по Кемеровской области) от 1 февраля 2022 г. N ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ.
С указанным решением ОПФР по Кемеровской области истец не согласен. Считает, что позиция ответчика о том, что в Республике Казахстан отменен институт досрочных пенсий, не состоятельна, поскольку на него, распространяются именно нормы законодательства Российской Федерации, что согласуется с Соглашением от 13 марта 1992 г. Законодательство Республики Казахстан, как отмененное, так и действующее не может быть применимо в отношении правоотношений, складывающихся на территории РФ в отношении граждан РФ, проживающих на территории РФ, выходящих на пенсию в соответствии с законодательством РФ.
Утверждает, что его работа на территории Республики Казахстан осуществлялась в соответствии со Списком N1 на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает прав на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Полагает, что ОПФР ошибочно направил свой запрос в Единый накопительный пенсионный Республики Казахстан о подтверждении трудовой стажа на территории республики Казахстан, поскольку ЕНПФ является организацией, не наделенной полномочиями предоставлять сведения о его стаже.
Утверждает, что в ОПФР он вместе с заявлением о назначении пенсии представил трудовую книжку о работе в Республике Казахстан, справки с места работы в Республике Казахстан об уточнении особого характера работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, предоставлена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на территории Российской Федерации, однако ОПФР при рассмотрении заявления не учел предоставленные истцом документы о трудовом стаже в Республике Казахстан.
Более того, ОПФР необоснованно не включил в страховой стаж и в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости весь его период работы в Российской Федерации.
Просил суд с учетом уточнения исковых требований признать незаконным решение от 1 февраля 2022 г. N ОПФР по Кемеровской области в части не включения периодов работы, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по Списку N 1:
с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем-ремонтником на Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау; с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау; с 1 января 2002 г. по 16 ноября 2019 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау, АО "Миттал Стил Темиртау", АО "АрселорМитталТемиртау";
в части не включения в страховой стаж периодов работы: с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем-ремонтником на Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау; с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау; с 1 января 2002 г. по 16 ноября 2019 г. слесарем- ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау, АО "Миттал Стил Темиртау", АО "АрселорМитталТемиртау".
Также истец просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж истца периоды работы, дающие право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по Списку N 1:
с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем-ремонтником на Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау; с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау; с 1 января 2002 г. по 16 ноября 2019 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау, АО "Миттал Стил Темиртау", АО "АрселорМитталТемиртау"; в страховой стаж периоды работы: с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем- ремонтником на Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау; с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау; с 1 января 2002 г. по 16 ноября 2019 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат- Кармет" г. Темиртау, АО "Миттал Стил Темиртау", АО "АрселорМитталТемиртау", возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию досрочно, с момента возникновения права - с 9 ноября 2021 г.
Решением Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение пенсионного органа от 1 февраля 2022 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу в части невключения периодов работы, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в специальный и страховой стаж: с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем - ремонтником 4 разряда в Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау Карагандинской области (ГАО "Кармет" с 12 апреля 1994 г.), с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2012 г. слесарем - ремонтником в АООТ "Испат - Кармет" г. Темиртау (ОАО "Испат - Кармет" с 14 апреля 1999 г, АО "Испат - Кармет" с 4 ноября 2004 г, АО "Миттал Стил Темиртау" с 27 декабря 2004 г, АО "АрселорМиталл Темиртау" с 24 сентября 2007 г.), возложил на ответчика обязанность включить в страховой и специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указанные периоды работы истца, и обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с момента возникновения права - 9 ноября 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 февраля 2023 г. решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 октября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Кожеватова А.Ф. - Андреева Л.А. ставит вопрос об изменении судебных актов в части отказа во включении с специальный стаж периода работы истца с 1 января 2013 г. по 16 ноября 2019 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, полагая, что указанный период также подлежал включению в специальный стаж истца.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кожеватов А.Ф. является гражданином Российской Федерации и с 6 ноября 2020 г. зарегистрирован по месту жительства в г. Новокузнецке Кемеровской области.
26 октября 2021 г. Кожеватов А.Ф. обратился в ОПФР по Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Кемеровской области от 1 февраля 2022 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального и страхового стажа работы.
Ответчиком в специальный стаж истца не зачтены некоторые периоды работы, в том числе с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем-ремонтником на Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау; с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2001 г. слесарем- ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау; с 1 января 2002 г. по 16 ноября 2019 г. слесарем-ремонтником в АО "Испат-Кармет" г. Темиртау, АО "Миттал Стил Темиртау", АО "АрселорМитталТемиртау".
Истец Кожеватов А.Ф. осуществлял трудовую деятельность в указанные периоды на территории республики Казахстан.
Так, из материалов дела усматривается, что 1 февраля 1994 г. истец принят слесарем - ремонтником 4 разряда в цех подготовки составов Карагандинского металлургического комбината г. Темиртау, откуда 17 ноября 1995 г. уволен переводом в АООТ "Испат- Кармет" по ст. 31 п. 5 КЗОТ Республики Казахстан; 17 ноября 1995 г. истец принят в АООТ "Испат- Кармет" слесарем - ремонтником 5 разряда; 1 декабря 1996 г. Кожеватову А.Ф. присвоен шестой разряд слесаря - ремонтника цеха подготовки составов; 14 апреля 1999 г. АООТ "Испат- Кармет" преобразовано в ОАО "Испат - Кармет"; 4 июня 2004 г. истец переведен слесарем - ремонтником 6 разряда мехслужбы в конверторный цех; 4 ноября 2004 г. ОАО "Испат - Кармет" переименовано в АО "Испат - Кармет"; 27 декабря 2004 г. АО "Испат - Кармет" переименован в АО "МИТАЛЛ СТИЛ ТЕМИРТАУ"; 24 сентября 2007 г. АО "МИТАЛЛ СТИЛ ТЕМИРТАУ" переименовано в АО "АрселорМиталлТемиртау".
1 мая 2018 г. в связи с изменением организационной структуры - Кожеватова А.Ф следует считать слесарем - ремонтником 6 разряда бригады по ремонту технологического оборудования ОНРС, гидравлики, смазки, кристаллизаторов и сегментов участка по ремонту, сборке, настойке (юстировке) технологического оборудования ОНРС службы ремонта конверторного цеха, с 01.09.2018 года - слесарем - ремонтником 6 разряда бригады по ремонту технологического оборудования ОНРС, гидравлики, смазки, кристаллизаторов и сегментов участка по ремонту, сборке, настойке (юстировке) технологического оборудования ОНРС участка по ремонту и обслуживанию МНЛЗ- 1, 2.
16 ноября 2019 г. трудовой договор с Кожеватовым А.Ф. расторгнут согласно п. 5 ст. 49, п. 1, 2 ст. 56 ТК Республики Казахстан.
27 февраля 2020 г. истец принят на работу на территории Российской Федерации в АО "ЕВРАЗ ЗСМК" в цех изложниц слесарем - ремонтником 6 разряда бригады по ремонту механического оборудования участка по ремонту оборудования.
Указанные сведения о трудовой деятельности истца в спорный период подтверждаются копией его трудовой книжки, а также архивной справкой работодателя АО "АрселорМиталл Темиртау".
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 30 декабря 2019 г.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что величина ИПК у истца на 1 апреля 2022 г. составляет 7, 409.
Установление особенностей осуществления трудовой деятельности истца (работы в определенных условиях), определяющих характер работы истца, непосредственно влияют на его пенсионные права.
Как следует из справки уточняющей особый характер работы и условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной Кожеватову А.Ф. АО "АрселорМиталл Темиртау" 22 июля 2021 г. N 95 истец полный рабочий день при полной рабочей неделе работал во вредных (особо вредных) и тяжелых (особо тяжелых) условиях труда в период с 1 февраля 1994 г. по 3 июня 2004 г. (10 лет 04 месяца 02 дня) на Карагандинском металлургическом комбинате (с 1995 года "Испат - Кармет" Темиртау) в цехе подготовки составов в качестве слесаря - ремонтника как рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, что предусмотрено Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и дополнением к Постановлению Кабинета Министров СССР N 591 от 9 августа 1991 г. - список N 1, раздел III, подраздел 2, пункт "а", шифр профессии 1030200а-1753а.
Простоев и забастовок у предприятия не было, истец в отпуске без содержания, ученических отпусках, на курсах повышения квалификации, исправительных работах, военных сборах не находился.
Справка дана на основании штатных расписаний рабочих, приказов и распоряжений за 1994 - 2004 года, карты аттестации рабочего места N 6, должностных инструкций и табелей учета рабочего времени за 1994 - 2004 года, личной карточки формы Т-2, паспорта цеха с описанием технологического процесса, перечнем рабочих мест, профессий и должностей работников, которым устанавливается право на льготное пенсионное обеспечение по цеху подготовки составов.
Согласно справке уточняющей особый характер работы и условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, выданной Кожеватову А.Ф. АО "АрселорМиталл Темиртау" 22 июля 2021 г. N 96 истец полный рабочий день при полной рабочей неделе работал во вредных (особо вредных) и тяжелых (особо тяжелых) условиях труда в период с 4 июня 2004 г. по 16 ноября 2019 г. (15 лет 05 месяцев 12 дней) на Карагандинском металлургическом комбинате (с 2007 года АО "АрселоМиттал Темиртау") в конверторном цехе, сталеплавильное производство в качестве слесаря - ремонтника как рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку 1, что предусмотрено Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10- список N 1, раздел III, подраздел 2, пункт "а", шифр профессии 1030200а-1753а.
Простоев и забастовок у предприятия не было, истец в отпуске без содержания, ученических отпусках, на курсах повышения квалификации исправительных работах, военных сборах не находился.
Справка дана на основании штатных расписаний рабочих, приказов распоряжений за 2004-2019 года, карты аттестации рабочего места, должностных инструкций и табелей учета рабочего времени за 2004- 2019 г; личной карточки формы Т-2, паспорта цеха с описанием технологического процесса, перечнем рабочих мест, профессий и должностей работнике которым устанавливается право на льготное пенсионное обеспечение конвертерном цехе.
Из справки АО "АрселорМиталл Темиртау" от 23 ноября 2021 г. следует, что Карагандинский металлургический комбинат преобразован и переименовании впоследствии в АО "АрселорМиталл Темиртау".
Уполномоченным органом Республики Казахстан НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" представлены сведения об уплате обязательных пенсионных взносов на Кожеватова А.Ф.
Установлено, что работодателем производились отчисления обязательного пенсионных взносов за истца в период с 27 февраля 1998 г. по 25 декабря 2019 г, это подтверждается оборотами по транзитным счетам вкладчика.
Также истцом предоставлены выписки из индивидуальных пенсионных счетов для учета обязательных пенсионных взносов (ОПВ) за период 6 января 2014 г. по 26 февраля 2021 г. и для учета обязательных профессиональных взносов (ОППВ) за период с 29 мая 2014 г. по 26 февраля 2021г.
Указанные индивидуальные пенсионные счета для учета обязательного пенсионных взносов и для учета обязательных профессиональных взносов закрыты 26 февраля 2021 г. на основании осуществленных выплат пенсионных накоплений в связи с выездом истца на постоянное место жительства пределы Республики Казахстан.
Частично удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный страховой стаж истца спорных периодов работ : с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г.; с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2012 г, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено, что часть спорных периодов подлежит включению в специальный стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, поскольку характер и условия работы истца соответствовали Списку N 1, спорный период с 1 января 2013 г. по 16 ноября 2019 г. не подлежал включению в специальный стаж истца, поскольку доказательств уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии в период с 1 января 2013 г. Кожеватовым А.Ф. не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отклоняя доводы стороны истца о необходимости включения в специальный стаж периода работы истца с января 2013 г. по 16 ноября 2019 г, несмотря на выезд за пределы Республики Казахстан в Российскую Федерацию и получения им единовременной выплаты пенсионных накоплений, суд апелляционной инстанции исходил из следующего. Из материалов дела следует, что работодателем истца производились отчисления обязательных пенсионных взносов за истца в период с 27 февраля 1998 г. по 25 декабря 2019 г, истцом предоставлены выписки из индивидуальных пенсионных счетов для учета обязательных пенсионных взносов (ОПВ) за период с 6 января 2014 г. по 26 февраля 2021 г. и для учета обязательных профессиональных взносов (ОППВ) за период с 29 мая 2014 г. по 26 февраля 2021 г..
Указанные индивидуальные пенсионные счета для учета обязательных пенсионных взносов и для учета обязательных профессиональных взносов закрыты 26 февраля 2021 г. на основании осуществленных выплат пенсионных накоплений в связи с выездом истца на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, ст.ст. 3, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N424-ФЗ "О специальной оценке условий труда", периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 1 января 2013 г. возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ").
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу являются обязательными для страхователей, использующих труд работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, целевым назначением этих взносов является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионным законодательством Республики Казахстан не предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в связи с работой во вредных и опасных условиях труда.
Действующим в Республике Казахстан Законом от 21 июня 2013 г. N105-V "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусмотрена выплата обязательных профессиональных пенсионных взносов, под которыми понимаются деньги, перечисленные агентом (работодателем) за счет собственных средств в единый накопительный пенсионный фонд в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ и профессий работников, в размере 5% от ежемесячного дохода работников, принимаемого для исчисления указанных взносов. Осуществление обязательных профессиональных пенсионных взносов производится агентом (работодателем) на основании трехстороннего договора между агентом (работодателем), накопительным пенсионным фондом и работником (вкладчиком). При этом предусматривается право лиц, имеющих пенсионные накопления в едином накопительном пенсионном фонде, использовать обязательные профессиональные пенсионные взносы на установление пенсионных выплат, на возврат (получение) указанных денежных средств, в том числе в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, право на единовременные пенсионные выплаты в целях улучшения жилищных условий в свою пользу (в пользу супруга, близких родственников) и (или) для оплаты лечения для себя (супруга, близких родственников). Указанные пенсионные выплаты подлежат наследованию.
На основании анализа приведенных правовых норм суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обязательные профессиональные пенсионные взносы в Республике Казахстан носят компенсационный характер, имеют иную правовую природу, отличную от правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в Российской Федерации, целью которых является обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий по старости.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку доказательств уплаты дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии за период с 1 января 2013 г. истцом не представлено, то период его работы с 1 января 2013 г. по 16 ноября 2019 г. обосновано не включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отметил, что суд первой инстанции правомерно обязал ответчика включить в страховой и специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы: с 1 февраля 1994 г. по 17 ноября 1995 г. слесарем - ремонтником 4 разряда в Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау Карагандинской области, с 18 ноября 1995 г. по 31 декабря 2012 г. слесарем - ремонтником в АООТ "Испат - Кармет" г. Темиртау. Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истец не достиг возраста 50 лет, 50 лет ему исполнилось только 9 ноября 2021 г, то с учетом спорных периодов работы специальный стаж истца составил более 10 лет (20 лет 6 месяцев 20 дней), страховой стаж более 20 лет (22 года 3 месяца 24 дня), у истца имеется достаточный ИПК (27, 739), следовательно, истец имеет право на досрочное назначение пенсии с момента достижения им возраста 50 лет, то есть с 9 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Аналогичный порядок включения периодов работы в страховой стаж был предусмотрен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Данные Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Списком N 1 от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено, в том числе: рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (раздел III Металлургическое производство, подраздел 2 Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей, позиция 1030200а-1753а).
Согласно абзц. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 октября 1996 г. N 1181) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", денонсированное 30 июня 2022 г, прекратившего свое действие с 1 января 2023 г. в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения (далее по тексту - Соглашение), ст.1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Согласно ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно письму Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, периоды работы на территории Республики Казахстан подлежат включению в стаж, в том числе на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при условии, что выполнявшаяся в особых условиях труда работа соответствует условиям (критериям), предусмотренным законодательством РФ, а также при условии, что по законодательству Республики Казахстан приобретенный гражданином на территории данного государства трудовой стаж учитывается при установлении права на пенсию на льготных основаниях.
При назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации
При этом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию: из государств - бывших Республик Союза ССР", документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из указанных государств должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно п. 4 которого в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Установив, что истец в указанные периоды работал во вредных условиях, что подтверждено совокупностью представленных доказательств, которым судами дана оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о частичном удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы истца с 1 января 2013 г. по 16 ноября 2019 г. следовало включить в специальный стаж, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, как правильно учтено судами, в связи с изменением законодательства с 1 января 2013 г. требуется уплата дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 1 января 2013 г. возлагается на страхователей (работодателей) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - в п.п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ").
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кожеватова Александра Федоровича - Андреевой Людмилы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.