Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4995/2022 (УИД 19RS0001-02-2022-007040-31) по иску Потылицина Анатолия Павловича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, признании незаконным отказа в выдаче направлений на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, возложении обязанности выдать направление для поступления на службу в органы принудительного исполнения, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Потылицина Анатолия Павловича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Потылицин Анатолий Павлович (далее - Потылицин А.П, истец) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (далее - УФССП по Республике Хакасия, ответчик) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, признании незаконным отказа в выдаче направлений на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, возложении обязанности выдать направление для поступления на службу в органы принудительного исполнения, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Потылицин А.П. с 10 мая 2001 г. замещал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Усть-Абаканского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия.
В соответствии с изменениями, установленными Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подразделение ФССП, где проходил службу истец, перешло на иной вид государственной службы. Замещаемая истцом должность государственной гражданской службы подлежала сокращению с 1 мая 2020 г.
Потылицин А.П. представил ответчику заявление, в котором изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Вместе с тем, работодателем истец был уведомлен о том, что не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения, поскольку не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимому для замещения должностей в органах принудительного исполнения и приказом УФССП России по Республике Хакасия от 28 апреля 2020 г. N 173-к с Потылициным А.П. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности с 30 апреля 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 и пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 г. Потылицин А.П. был восстановлен в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Усть-Абаканского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия с 30 апреля 2020 г.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия от 13 ноября 2020 г. N 476-к Потылицин А.П. с 30 апреля 2020 г. восстановлен в прежней должности государственной гражданской службы Российской Федерации судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Усть-Абаканского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия.
28 апреля 2022 г. Потылицин А.П. был уведомлен о сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы.
16 июня 2022 г. Потылицин А.П. обратился к руководителю УФССП России по Республики Хакасия с заявлением о своем желании поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Просил выдать направление на прохождение медицинского освидетельствования и психофизиологического тестирования.
29 июня 2022 г. ответчик уведомил истца о том, что по его заявлению не может быть принято положительное решение, так как он не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимому для замещения должностей в органах принудительного исполнения.
29 июля 2022 г. Потылицин А.П. уведомлен об отсутствии должности федеральной государственной гражданской службы в УФССП России по Республики Хакасия, соответствующий уровню его образования. От предложенной вакантной должности гражданского персонала - рабочий по комплексному обслуживанию аппарата УФССП России по Республики Хакасия Потылицин А.П. отказался.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия от 29 июля 2022 г. N 279-к с Потылициным А.II. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности 29 июля 2022 г. на основании пункта 8.2 части 1 и пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Потылицин А.П. находит увольнение незаконным.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Первичная профсоюзная организация УФССП по Республике Хакасия Республиканской территориальной организации Общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2022 г. исковые требования Потылицина А.П. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 января 2023 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Потылицин А.П. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Республики Хакасия поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Потылицин А.П, представитель ответчика УФССП России по Республики Хакасия, представитель третьего лица Первичной профсоюзной организации УФССП по Республике Хакасия Республиканской территориальной организации Общероссийского Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Потылицин А.П. с 10 мая 2001 г. замещал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Усть-Абаканского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия.
Потылицин А.П. представил ответчику заявление, в котором изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Работодателем истец был уведомлен о том, что не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения, поскольку не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимому для замещения должностей в органах принудительного исполнения.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия от 28 апреля 2020 г. N 173-к с Потылициным А.П. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности с 30 апреля 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 и пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 г. Потылицин А.П. был восстановлен в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Усть-Абаканского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия с 30 апреля 2020 г.
В суд апелляционной инстанции истцом представлена копия диплома о среднем профессиональном образовании, выданном 30 апреля 2020 г. ГБНОУ Республики Хакасия "Черногорский горно-строительный техникум", свидетельствующего о том, что Потылицин А.П. освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)". Присвоена квалификация "сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом", которое родственно военно-учетной специальности - сварщик сварочных работ.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия от 13 ноября 2020 г. N 476-к Потылицин А.П. с 30 апреля 2020 г. восстановлен в прежней должности государственной гражданской службы Российской Федерации судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Усть-Абаканского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия.
Решением Черногорского городского суда от 8 сентября 2021 г, вступившим в законную силу 1 февраля 2022 г, признан недействительным диплом ГБПОУ Республики Хакасия "Черногорский горно-строительный техникум" о среднем профессиональном образовании N, выданный Потылицину А.П.
28 апреля 2022 г. Потылицин А.П. был уведомлен о сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы.
16 июня 2022 г. Потылицин А.П. обратился к руководителю УФССП России по Республики Хакасия с заявлением о своем желании поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Просил выдать направление на прохождение медицинского освидетельствования и психофизиологического тестирования.
29 июня 2022 г. ответчик уведомил истца о том, что по его заявлению не может быть принято положительное решение, так как он не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимому для замещения должностей в органах принудительного исполнения.
29 июля 2022 г. Потылицин А.П. уведомлен об отсутствии должности федеральной государственной гражданской службы в УФССП России по Республики Хакасия, соответствующий уровню его образования. От предложенной вакантной должности гражданского персонала - рабочий по комплексному обслуживанию аппарата УФССП России по Республики Хакасия Потылицин А.П. отказался.
Приказом УФССП России по Республике Хакасия от 29 июля 2022 г. N 279-к с Потылициным А.П. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности 29 июля 2022 г. на основании пункта 8.2 части 1 и пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 102 "Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации", пришел к выводу о законности отказа нанимателя в принятии истца на службу в органы принудительного исполнения и об отсутствии оснований для восстановления истца на службе, поскольку для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации требуется наличие образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, тогда как Потылицин А.П. указанным требованиям не соответствует, и установив, что предусмотренная законом процедура увольнения ответчиком соблюдена, в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с 1 января 2020 г. изменено наименование закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"), которым ФССП России была отнесена к системе федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрено прохождение только федеральной государственной гражданской службы.
Частью 13 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 г, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила при замещении государственных должностей государственной службы (Постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 27 декабря 1999 г. N 19-П, определения от 1 июля 1998 г. N 84-О, от 8 февраля 2001 г. N 45-О и другие).
Согласно статье 1 названного Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах принудительного исполнения является видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены этим федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2); должности в органах принудительного исполнения - это должности сотрудников органов принудительного исполнения, которые учреждаются в органах принудительного исполнения (пункт 3); сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с данным федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (пункт 7).
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения установлены в статье 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. Данная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации (пункты 1, 8 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
Во исполнение названного Положения директором ФССП России издан Приказ от 17 января 2020 г. N 102 "Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 30 января 2020 г. N 57363).
Пунктом 18 утвержденных Квалификационных требований установлено, что для замещения должностей младшего начальствующего состава требуется наличие среднего профессионального или высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности.
Данные положения Квалификационных требований не противоречат положениям Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ и Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", что подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2021 г, оставленном без изменения апелляционным определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2021 г.
Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" предусматривалось, что требования о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяются к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 г, до назначения на новую должность.
Статья 3 Федерального закона "О судебных приставах", регламентирующая требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, утратила силу с 1 января 2020 г. на основании части 2 статьи 104 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает какие-либо исключительные основания, позволяющие поступить на должность младшего начальствующего состава - младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов при отсутствии среднего профессионального или высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности.
Таким образом, действующий в настоящее время Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает какие-либо исключительные основания, позволяющие поступить на должность младшего начальствующего состава - младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов при отсутствии среднего профессионального или высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности.
С учетом изложенного отсутствие необходимого среднего профессионального либо высшего образования, вопреки доводам кассационной жалобы, является препятствием истцу для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, вне зависимости от стажа службы, наличия поощрений.
Установив, что в соответствии с квалификационными требованиями к образованию, необходимому для замещения должности младшего начальствующего состава, требуется наличие образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, тогда как Потылицин А.П. указанным требованиям не соответствует, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о законности увольнения истца.
При этом факт отсутствия соответствующего образования у истца судами установлен, истцом не оспаривался. Диплом ГБПОУ Республики Хакасия "Черногорский горно-строительный техникум" о среднем профессиональном образовании N, выданный Потылицину А.П, признан судом недействительным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 10 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Потылицина Анатолия Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.