Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Артамоновой Т.А, Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-324/2023 по административному исковому заявлению Шмигельского С.В. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436, в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 6 марта 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, возражения против доводов жалобы представителя Шмигельского С.В. - Зафирова С.В, полагавшего решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об отмене решения с вынесением нового решения об отказе в административном иске, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 26 декабря 2022 года и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2023 года.
Под пунктами 75529 и 75530 в Перечень на 2023 год включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N.
Шмигельский С.В, являясь собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня на 2023 год в части включения названных нежилых помещений, которые, по мнению административного истца, не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Административные исковые требования обоснованы тем, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N образованы в 2020 году путем раздела здания с кадастровым номером N площадью 1265, 4 кв.м, которое по сведениям ЕГРН имеет назначение - нежилое и расположено на земельном участке с кадастровым номером N, разрешенное использование - административное здание.
Согласно техническим планам в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N назначение данных помещений - нежилые.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости и документов технического учета не позволяют отнести спорные помещения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Применительно к указанному департаментом имущественных отношений края основанию включения нежилых помещений в соответствующий перечень - нахождение спорных помещений в здании с кадастровым номером N включенном в перечень по критерию фактического использования в целях размещения торгового объекта - административный истец полагал, что акт обследования от 17 февраля 2021 года об использовании здания с кадастровым номером N для размещения магазина "Евро-декор может иметь правовое значение исключительно для целей формирования Перечня на 2022 год, при этом обследование здания на стадии формирования Перечня на 2023 год не проводилось в нарушение Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319, в том числе с учетом норм об исключении указания на периодичность установления вида фактического использования объектов (то есть до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду), внесенных постановлением от 30 ноября 2021 года N 847, которому обратная сила не придана.
Кроме того, административный истец сослался на то, что Перечень на 2023 год в оспариваемой части нарушает его права в сфере налогообложения, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 6 марта 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, настаивая на том, что акт обследования от 17 февраля 2021 года об использовании здания с кадастровым номером N для размещения магазина "Евро-декор" влечет юридически значимые последствия при формировании Перечня не только на налоговый период 2022 года, но и на последующие налоговые периоды при том, что временной интервал проведения обследования в целях определения вида фактического использования объектов не установлен действующим с 1 декабря 2021 года Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 года N 847), а объективных данных об изменении вида фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N и здания с кадастровым номером N не имеется.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, представителя для участия в судебном заседании не направил.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что административный истец с 2020 года является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, которые включены в оспариваемый Перечень на 2023 год, вследствие чего на основании положений статей 402, 406 НК РФ пунктом 3.3 решения Городского Собрания муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 26 ноября 2020 года N 59 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, Шмигельский С.В. обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года N 1548 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят департаментом имущественных отношений края в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 1.1 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ (в редакции Законов края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ и от 26 июля 2019 года N 4094-КЗ) установлено аналогичное правовое регулирование и предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N, назначение - нежилое, расположены в здании с кадастровым номером N, назначение - нежилое, на земельном участке с кадастровым номером N, разрешенное использование - административное здание.
Разрешая дело, суд первой инстанции указал, что сам по себе вид разрешенного использования земельного участка - административное здание - не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на таком земельном участке административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) для целей статьи 378.2 НК РФ.
Эти выводы соответствуют закону и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В то же время, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд высказался об отсутствии иных оснований для включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N в оспариваемый Перечень.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться.
Из материалов дела следует, что 7 июля 2020 года на государственный кадастровый учет были поставлены нежилые помещения с кадастровыми номерами N N площадью соответственно 620, 5 кв.м и 625, 4 кв.м.
Из представленной Управлением Росреестра копии реестрового дела видно, что основанием для кадастрового учета данных помещений является технический план этих помещений, составленный 11 мая 2020 года кадастровым инженером Зафировым С.В, являющимся представителем административного истца по настоящему делу.
Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.
Действовавшим в период составления технических планов помещений приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 963 были утверждены форма технического плана, а также требования к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений.
В силу пункта 20 Требований сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г, или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.
В техническом плане помещений имеется заключение кадастрового инженера Зафирова С.В. о подготовке технического плана нежилых помещений в связи с их созданием, при этом в качестве исходных данных указан технический план на здание, выполненный филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу Сочи был составлен технический паспорт по состоянию на 24 октября 2008 года (с изменениями по состоянию на 2012 год), а также выписки из ЕГРН в отношении здания и земельного участка.
Из технического плана на здание следует, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 550 кв.м (местоположение до присвоения адреса: "адрес") принадлежит Шмигельскому С.В. на праве собственности с 2 октября 2006 года, при этом на момент возникновения права собственности в отношении земельного участка было установлено разрешенное использование - "для садоводства".
На этом земельном участке было возведено жилое строение, право собственности на которое зарегистрировано 18 декабря 2008 года.
До государственной регистрации права собственности Шмигельского С.В. на жилой дом филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу Сочи был составлен технический паспорт по состоянию на 24 октября 2008 года на жилое строение с указанием характеристик объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью 1245, 9 кв.м, жилой площадью - 71, 3 кв.м.
Постановлением администрации города Сочи от 3 июня 2010 года N 650 по заявлению Шмигельского С.В. был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "для садоводства" на "встроенный магазин в капитальном здании", а также объекта капитального строительства с "жилое строение без права регистрации проживания" на "встроенный магазин в капитальном здании".
В дальнейшем в 2012 году в технический паспорт на объект строительства были внесены изменения в части типа объекта учета, а также его назначения с указанием вместо "жилое строение" - "встроенный магазин в капитальном здании" - без изменения иных характеристик объекта, в том числе его площади (1245, 9 кв.м).
Из сопоставления технического паспорта на здание с кадастровым номером N и технических планов на помещения с кадастровыми номерами N, N следует, что площадь и конфигурация помещений, составляющих здание, не изменялись, согласно сведениям ЕГРН и документов технического учета площадь здания с кадастровым номером N также не изменялась.
Аналогичные выводы содержатся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года, об отмене решения Краснодарского краевого суда от 25 марта 2022 года по административному делу N 3а-550/2022 года по административному исковому заявлению Шмигельского С.В. об оспаривании Перечня на 2022 года в части включения помещений с кадастровыми номерами N, N
Кроме того, по сведениям, предоставленным ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ", при осуществлении 7 июля 2020 года государственного кадастрового учета в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226, помещения с кадастровыми номерами N, N были отнесены бюджетным учреждением к оценочной группе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", подгруппе 0402 "магазины 250 и более кв.м".
При определении кадастровой стоимости на иные даты оценочная группа указанных объектов недвижимости не изменялась.
Принимая во внимание, что на дату утверждения приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436 оспариваемого Перечня на 2023 год, а также до настоящего времени отсутствуют объективные данные об изменении здания с кадастровым номером N и составляющих это здание нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, коллегия полагает, что достаточные основания не учитывать при разрешении настоящего дела технический план здания с кадастровым номером N, в котором указано назначение здания как магазин, не имеется.
Кроме того, здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2023 год (пункт 46 323) по основанию фактического использования "в целях размещения торговых объектов", установленного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 апреля 2021 года N 816 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" на основании акта обследования от 17 февраля 2021 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что акт обследования от 17 февраля 2021 года не подтверждает фактическое использование здания с кадастровым номером N в качестве торгового центра на момент включения в Перечень на 2023 год, а постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 года N 847 об изменении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением от 27 апреля 2017 года N 319, не имеет обратной силы.
В то же время, на основании пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Непосредственно в статье 378.2 НК РФ и названном Законе края не предусмотрены требования к периодичности обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях утверждения согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода соответствующего перечня и направления перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Реализуя полномочия в сфере установления порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей применения статьи 378 НК РФ, глава администрации (губернатор) Краснодарского края утвердил постановлением от 27 апреля 2017 года N 319 Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Согласно пункту 3 Порядка (в первоначальной редакции от 27 апреля 2017 года) в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом результатов рассмотрения заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества о пересмотре решения об определении вида фактического использования, а также объекты недвижимого имущества, вид фактического использования которых соответствует условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и определен Уполномоченным органом на основании заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка.
Пунктом 6 Порядка было определено, что график обследования составляется уполномоченным органом на отдельные периоды в течение календарного года.
В силу пункта 8 Порядка по итогам обследования составляется акт обследования объекта недвижимого имущества.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что акты обследования с прилагаемыми к ним документами и сведения о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведения об использовании объектов недвижимого имущества, предоставленные по запросу уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, выносятся на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной при уполномоченном органе.
Комиссия с учетом условий признания зданий административно-деловыми центрами, торговыми центрами и условий признания помещений фактически используемыми для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, установленных пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ, вносит уполномоченному органу предложения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В случае недостаточности содержащихся в акте обследования сведений для определения соответствия объекта недвижимого имущества условиям признания зданий административно-деловыми центрами, торговыми центрами и условиям признания нежилых помещений фактически используемыми для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ, либо признания иным объектом, не предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, Комиссия вносит уполномоченному органу предложение не определять вид фактического использования объекта недвижимого имущества и провести его повторное выездное обследование.
В соответствии с пунктом 13 Порядка решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствующего пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ, является основанием для включения зданий (строений, сооружений) и помещений в Перечень.
Отсюда следует, что Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (в редакции постановления от 27 апреля 2017 года N 319) действительно была установлена процедура определения вида фактического использования объектов, включающая проведение обследования всех объектов до утверждения перечня на очередной налоговый период, в том числе обследование объектов, включенных в перечень, сформированный в соответствии с установленным Порядком на текущий налоговый период.
Однако постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 года N 847 из Порядка исключена норма о периодичности (по сути - не реже одного раза в год) определения вида фактического использования соответствующих объектов.
Пунктом 3 Порядка (в актуальной редакции постановления от 30 ноября 2021 года N 8347) закреплено, что в Перечень включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом согласно настоящему Порядку, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ.
При этом, как и ранее, в соответствии с пунктом 14 Порядка правообладатели зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых принято решение об определении вида фактического использования, вправе подать в уполномоченный орган заявление о пересмотре указанного решения об определении вида фактического использования соответствующего здания (строения, сооружения). К заявлению о пересмотре могут быть дополнительно приложены документы, подтверждающие соответствие (несоответствие) объектов недвижимого имущества условиям признания их объектами налогообложения, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 года N 847 размещено на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 30 ноября 2021 года и вступило в силу 1 декабря 2021 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 сентября 2022 года N 2581-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Научно-производственное объединение "Геофизика-ТНВ" на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 1.4, пунктами 3.9 (2), 3.10 (1) и 3.11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-П, указал, что оспариваемые нормативные положения, в том числе нормы о том, что при формировании перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, используется информация, установленная по результатам последнего по времени мероприятия по определению вида фактического использования этих объектов, а также о том, что в случае изменения вида фактического использования объекта правообладатель вправе обратиться в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования в уполномоченный орган, являются частью правового механизма, направленного как на исполнение субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и на надлежащее исполнение налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 ноября 2021 года N 847 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 319 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не оспорено и не признано не действующим и не подлежащим применению.
Доводы представителя административного истца о недопустимости придания постановлению от 30 ноября 2021 года N 847 обратной силы основаны на ошибочном толковании данного нормативного правового акта, который подлежит применению с 1 декабря 2021 года, в том числе для целей формирования Перечня на 2023 год.
На дату утверждения оспариваемого Перечня на 2023 год в распоряжении департамента имущественных отношений Краснодарского края имелся акт обследования здания с кадастровым номером N от 17 февраля 2021 года, согласно которому 36, 2% от общей площади объекта используется для размещения торговых залов магазина "Евро-декор" (расположены витрины, стеллажи с товарами, имеются ценники, кассовый аппарат, уголок потребителя), 1, 5% - помещение магазина "Евро-декор", оснащенное оргтехникой, офисной мебелью, образцами товаров, 47, 5% - склады магазина "Евро-декор", 6, 2% - вспомогательные помещения, 8, 6% - помещения, доступ в которые не обеспечен.
При этом вступившими в законную силу судебными актами по административному делу N 3а-550/2022 года по административному исковому заявлению Шмигельского С.В. об оспаривании Перечня на 2022 год в части включения помещений с кадастровыми номерами N, N установлен факт соответствия акта обследования здания с кадастровым номером N от 17 февраля 2021 года установленному на территории Краснодарского края Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Порядка акт обследования от 17 февраля 2021 года был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента имущественных отношений края от 26 июня 2017 года N 1266.
Решением Комиссии от 30 марта 2021 года рекомендовано департаменту установить вид фактического использования здания с кадастровым номером N - "в целях размещения торговых объектов".
С учетом акта обследования и мнения Комиссии приказом департамента имущественных отношений края от 23 апреля 2021 года N 816 определен вид фактического использования здания с кадастровым номером N - "в целях размещения торговых объектов".
С заявлением о пересмотре указанного решения об определении вида фактического использования здания в соответствии с пунктом 14 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Шмигельский С.В. не обращался.
Несмотря на то, что положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщика возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в частности в случае изменения вида фактического использования объектов, соответствующие доказательства Шмигельским С.В. не представлены ни во внесудебном порядке, ни в ходе производства по настоящему делу.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Верховный Суд Российской Федерации при разрешении дел данной категории по сути сформулировал правовые подходы о том, что допустимыми доказательствами фактического использования объектов для целей применения статьи 378.2 НК РФ являются не только акты обследования, подлежащие составлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, но и иные виды доказательств фактического использования соответствующих объектов (например, кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2022 года N 5-КАД22-18-К2, от 7 сентября 2022 года N 5-КАД22-40-К2, от 14 сентября 2022 года N 5-КАД22-37-К2 и другие).
Из информации, размещенной в открытых источниках в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на сайте магазина "Евро-декор", следует, что магазин "Евро-декор" имеет 700 кв.м торговой площади, в торговом зале магазина представлено более 10 000 наименований различных отделочных материалов, при этом размещены фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие выбор товара и торговые помещения магазина, в том числе раздельно за 2023, 2022 и 2021 годы, а также контакты магазина, режим его работы, в том числе за период с 1 января 2023 года, и отзывы покупателей.
При таких обстоятельствах на момент подготовки и утверждения Перечня на 2023 год у департамента имущественных отношений Краснодарского края имелись достаточные и объективные сведения, согласующиеся между собой и содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации) здания с кадастровым номером N (в том числе в части назначения здания как магазина), акте его обследования от 17 февраля 2021 года, приказе об определении вида фактического использования здания от 23 апреля 2021 года, открытых источниках в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющие однозначно установить назначение и фактическое использование более 20% от общей площади здания для размещения торгового объекта (магазина "Евро-декор").
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
В Определении от 11 марта 2021 года N 374-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса).
Принимая во внимание наличие законных оснований для включения в Перечень на 2023 год здания с кадастровым номером N по критерию фактического использования для размещения торгового объекта, судебная коллегия находит правомерным включение в оспариваемый Перечень каждого из нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, образующих это здание.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (Постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; Определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
Исходя из фактических обстоятельств дела коллегия полагает, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N в соответствующий Перечень обусловлено фактическим размещением объекта торговли в здании с кадастровым номером N по исключительному усмотрению Шмигельского С.В, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает законных прав административного истца в сфере налогообложения.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований Шмигельского С.В. об оспаривании в части Перечня на 2023 год подлежит отмене как основанное на неправильном толковании норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела с вынесением нового решения об отказе в административном иске.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснодарского краевого суда от 6 марта 2023 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Шмигельского С.В. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года N 3436, в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 15 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.