Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области Гореленкова Д.К, УФСИН России по Смоленской области Семеновой О.В. на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 19 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 ноября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2-433/2022 по административному иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смоленской области о возложении на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области обязанности создать соответствующие условия содержания осужденных в пенитенциарном учреждении, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя прокуратуры Саниной О. В, представителей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области Семеновой О.В, Гореленкова Д.К, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смоленской области обратился в суд с иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о возложении обязанности создать соответствующие условия содержания осужденных в пенитенциарном учреждении, а именно возложить обязанность произвести капитальный и текущий ремонт помещений (провести централизованное питьевое водоснабжение в производственные корпуса N 2, 3 и ЛМК, заделать выбоины в полах, отремонтировать кровлю, обеспечить достаточное освещение рабочих мест; оборудовать приточную вентиляцию в производственных корпусах N 2, 3 и ЛМК); оборудовать принудительную вентиляцию в коридоре здания ШИЗО/ПКТ; обеспечить в соответствии со ст. 212 ТК РФ безопасность осужденных при эксплуатации зданий, строений, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов; произвести осужденным, трудоустроенным в столовой для спецконтингента, пекарне и дневальным отрядов, обязательное медицинское обследование; возложить обязанность на УФСИН России по Смоленской области осуществить материально-техническое обеспечение (финансирование), необходимое для создания соответствующих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 19 июля 2022 года на УФСИН России по Смоленской области возложена обязанность осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу; на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области возложена обязанность обеспечить в соответствии со ст. 212 ТК РФ безопасность осужденных при эксплуатации зданий, строений, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов; оборудовать в производственных корпусах N 2, 3 и производственном корпусе ЛMK приточную вентиляцию, произвести капитальный и текущий ремонт корпусов, освещение рабочих мест, заделать выбоины в полах, отремонтировать кровлю; оборудовать принудительную вентиляцию в коридоре здания ШИЗО/ПКТ. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 ноября 2022 года, решение Рославльского городского суда Смоленской области от 19 июля 2022 года изменено; резолютивная часть решения дополнена абзацем следующего содержания: обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области в течение одного года после осуществления ФСИН России, УФСИН России по Смоленской области материально-технического обеспечения (финансирования), создать соответствующие условия содержания осужденных в пенитенциарном учреждении, а именно: обеспечить в соответствии со ст. 212 ТК РФ безопасность осужденных при эксплуатации зданий, строений, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов; оборудовать в производственных корпусах N 2, 3 и производственном корпусе ЛМК приточную вентиляцию, произвести капитальный и текущий ремонт корпусов, освещение рабочих мест, заделать выбоины в полах, отремонтировать кровлю; оборудовать принудительную вентиляцию в коридоре здания ШИЗО/ПКТ.
В кассационных жалобах, представители ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области Гореленков Д.К, УФСИН России по Смоленской области Семенова О.В. просят отменить решение суда и апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение, указывая на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалоб не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области является учреждением уголовно-исправительной системы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания.
На территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, помимо прочего, расположены действующие производственные корпуса N 2, 3 и производственный корпус ЛMK, а также здания ШИЗО/ПКТ.
Установлено, что осужденные трудятся в производственных корпусах N 2, 3 и производственном корпусе ЛМК, в которых не созданы надлежащие условия труда, в том числе освещение не соответствует нормативам, имеется течь кровли, выбоины в полах, не имеется вентиляции, что является нарушением требований Санпин, трудового и уголовно-исполнительного законодательств. Также отсутствует вентиляция в коридоре в здании ШИЗО/ПКТ. Данные обстоятельства подтверждаются заключением экспертов N 31-Э-22 СМК АОК 04 ООО "Агентство оценки Ковалевой и Компании" и не оспаривались участниками процесса.
Суды обоснованно согласились с доводами административного иска прокурора о том, что характер выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, которые на момент рассмотрения дела не устранены, не обеспечивает надлежащую реализацию режимных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, не обеспечивает требования по охране труда осужденных, создает угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также не обеспечивает единый подход к материально- техническому обеспечению осужденных в учреждениях системы исполнения наказаний в связи с длительным невыполнением в отношении указанного имущества ремонтных работ зданий и помещений в них, в связи с чем удовлетворили заявленные прокурором требования.
Возведение зданий исправительного учреждения до принятия нормативных правовых актов регламентирующих требования к безопасности зданий, исходя из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, а также Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р, является обстоятельством, свидетельствующим о наличии объективной необходимости приведения материально-технической базы исправительных учреждений в соответствие с современными требованиями к материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечению соблюдения режимных требований, безопасности работающих осуждённых, путем проведения реконструкции, капитального и текущего ремонта.
Доводы о неисполнимости обжалуемых судебных актов в связи с необходимостью прохождения в течении продолжительного периода ряда бюджетных процедур, подлежат отклонению, поскольку выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административными ответчиками самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.
Установив, что Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного исправительному учреждению на праве оперативного управления, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области", также отвечает по обязательствам казенного учреждения и соответствующий территориальный орган - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области в порядке субсидиарной ответственности, руководствуясь положениями статей 158, 161, 242.3 Бюджетного Кодекса РФ, с учетом разъяснений, данных в третьем абзаце пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды правомерно определили способ устранения выявленных нарушений в виде возложения обязанности на УФСИН России по Смоленской области осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания осужденных в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области; на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области в течение одного года после осуществления ФСИН России, УФСИН России по Смоленской области материально-технического обеспечения (финансирования), создать соответствующие условия содержания осужденных в исправительном учреждении.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возложение на ФСИН России обязанности по финансированию обязательств, возложенных на исправительное учреждение, не противоречит закону, поскольку данный орган является главным распорядителем средств федерального бюджета по вопросам своей компетенции. При наличии оснований для удовлетворения требований к исправительному учреждению возложение обязанности по финансированию соответствующих мероприятий на ФСИН России и территориальный орган - УФСИН России по Смоленской области является правомерным. Именно ФСИН России обязан решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.
Таким образом, отсутствие финансирования на устранение выявленных нарушений не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационных жалоб правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку изложенные в принятых по делу судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Рославльского городского суда Смоленской области от 19 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 8 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителей ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.