Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Удова Б.В, судей фио, фио, при помощнике судьи Ивановой А.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Удова Б.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО "РЖД" на решение Басманного районного суда адрес от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ адрес железной дороги навесами и павильонами.
Обязать ОАО адрес оснастить пассажирскую платформу адрес железной дороги навесами или павильонами в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Московский межрегиональный транспортный прокурор Московско-Рязанской транспортной прокуроры обратился в районный суд с иском к ОАО адрес, в котором просил признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ адрес железной дороги навесами и павильонами, обязать ОАО "РЖД" оснастить пассажирскую платформу адрес железной дороги навесами или павильонами в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указывал, что Московско-Рязанской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора в сфере соблюдения санитарных и технологических норм законодательства на железнодорожном транспорте выявлены нарушения в деятельности ОАО адрес. В ходе прокурорской проверки было установлено, что пассажирская платформа адрес железной дороги, не соответствует требованиям законодательства, направленного на защиту прав физических лиц, поскольку не имеет ни навеса, ни павильона. При этом названный остановочный пункт предназначен для посадки и высадки пассажиров. Наличие у пассажирской посадочной платформы навеса или павильона призвано, в том числе, защитить ожидающих прибытие пригородного поезда граждан от дождя, снега, солнечной радиации. адрес находится на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД", что подтверждается материалами проверки. В связи с указанными нарушениями закона прокуратурой в адрес Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД" 20.08.2021 г. было внесено представление об устранении нарушении федерального законодательства N 07-03-2021.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО "РЖД" просит решение Басманного районного суда адрес отменить полностью.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Как было установлено в судебном заседании суда первой инстанции и следует из материалов дела, Московско-Рязанской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора в сфере соблюдения санитарных и технологических норм законодательства на железнодорожном транспорте были выявлены нарушения в деятельности ОАО адрес.
Согласно результатам проверки было установлено, что на пассажирской платформе адрес железной дороги отсутствуют павильоны и навесы для пассажиров.
Указанная пассажирская платформа адрес железной дороги состоит на балансе Московской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - Филиала ОАО "РЖД" - собственником платформы является ОАО "РЖД".
В силу ст. 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Кроме того, ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно ст.ст. 10, 20 Закона N 17-ФЗ содержание расположенных на путях общего пользования сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, которые в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Обязанность содержания. сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров, в том числе железнодорожных станций, железнодорожных вокзалов, пассажирских платформ и поездов в исправном техническом состоянии и соответствии требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов предусмотрена также ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 16 разд, IV приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21, 12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных адрес. Федерации"
Таким образом, на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в "Правилах технической эксплуатации железных адрес", утверждённых приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных адрес" (далее - Правила технической эксплуатации железных адрес).
В соответствии с абз. 5 п. 29 Правил технической эксплуатации железных адрес пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
В нарушение указанной нормы закона ответчик не принял необходимые меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части содержания платформ и навесов, пассажирская посадочная платформа адрес железной дороги не соответствовала требованиям законодательства, поскольку не имела навеса или павильона, что подтверждается результатами проверки, доказательств обратного суду первой инстанции представлено не было.
При таких обстоятельствах районный суд пришел к выводу о том, что исковые требования Московского межрегионального транспортного прокурора Московско-Рязанской транспортной прокуроры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО адрес о признании незаконным бездействия ОАО "РЖД" по оснащению пассажирских платформ адрес железной дороги навесами и павильонами, обязании ОАО "РЖД" оснастить пассажирскую платформу адрес железной дороги навесами или павильонами подлежали удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объём работ, связанных с их планированием, составлением проектной документации и строительством, суд первой инстанции счел, что для исполнения решения суда ответчику потребуется время не менее 1 (одного) года 6 (шесть) месяцев.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены верно.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана надлежащая оценка.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы фактически аналогичны тем, которые были предметом исследования судом первой инстанции и подтверждения не нашли, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Вопреки доводам, изложенным в жалобе, выводы суда основаны на верном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в отсутствие нарушений норм процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.