Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре фио
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-546/2022 по административному исковому заявлению Сеина Александра Викторовича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительными оснований для регистрации права, признании недействительным свидетельства о регистрации права, признании недействительной запись в едином государственном реестре прав, обязании снять с государственной регистрации гражданское воздушное судно
по апелляционной жалобе административного истца Сеина А.В. на решение Савеловского районного суда адрес от 23 марта 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, выслушав объяснения административного истца Сеина А.В, возражения представителя Росавиации по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сеин А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация), в котором просил признать гражданско-правовое основание, повлекшее в результате государственную регистрацию возникновение права собственности на гражданское воздушное судно недействительным ввиду того, что объект собственности не существует, не существовал и у истца не было легитимных оснований для регистрация права собственности, признать свидетельство о регистрации права собственности недействительным, признать недействительной соответствующую запись в Едином государственном реестре прав и обязать Федеральное агентство воздушного транспорта, в соответствии с пунктом 20 Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов, снять с государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна, на основании ч. 5 ст. 33 адрес кодекса Российской Федерации исключить запись о регистрации права на гражданское воздушное судно.
В обоснование требований административный истец указал, что в 2013 году, желая приобрести в собственность легкомоторный самолёт, Сеин А.В. нашёл посредством сети "Интернет" фио, проживающего в адрес- Мансийск, который согласился приобрести за счёт истца комплектующие детали для самолёта и изготовить его. Весной 2016 года фио сказал, что самолёт готов, но для перегона из Ханты-Мансийска (ХМАО) в Салехард (ЯНАО) необходимо его зарегистрировать. В противном случае, его просто собьют средствами ПВО как неопознанный летательный объект. Для этого фио предложил истцу подписать договора купли-продажи двигателя и комплектующих для изготовления самолёта и отправить в Казань фио для оказания услуг по регистрации воздушного судна. Адресат был предложен фио 04.07.2016 истец выдал фио нотариальную доверенность на осуществление регистрационных действий. 08.07.2016 Росавиацией выданы фио свидетельства о государственной регистрации воздушного судна и прав на него. Тем не менее, фио под различными предлогами откладывал передачу воздушного судна и в октябре 2019 года истец обратился в прокуратуру ХМАО с заявлением о проведении проверки в отношении фио на предмет мошеннических действий. 09.12.2019 постановлением УВД России по ХМАО отказано в возбуждении уголовного дела в отношении фиоИ, но оказалось, что никакого воздушного судна не существует. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, сторона истца, начиная с 2016 года, ежегодно платит налог на транспортное средство, которым не владел и не владеет.
Решением Савеловского районного суда адрес от 23 марта 2022 года постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Сеина Александра Викторовича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным оснований для регистрации права, признании недействительным свидетельство о регистрации права, признании недействительной запись в едином государственном реестре прав, обязании ответчика снять с государственной регистрации гражданское воздушное судно - отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав путем использования систем видеоконференц-связи объяснения административного истца Сеина А.В, возражения представителя административного ответчика Росавиации по доверенности фио, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Сеина А.В.
При этом суд исходил из того, что 07 июля 2016 года в адрес Росавиации поступило заявление фио, действующего от имени Сеина А.В, о регистрации права собственности на воздушное судно самолет ЕЭВС.14.1603 СН-750. По результатам рассмотрения документов, 07 июля 2016 года заявителю было выдано свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно (серия АА N 010430). Одновременно в Росавиацию было подано заявление от 07 июля 2016 года о внесении в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации данные о воздушном судне, самолете ЕЭВС.14.1603 СН-750.
Таким образом, в июле 2016 года регистрация указанного самолета в Государственном реестре прав на воздушные суда была произведена на основании заявления представителя фио, действовавшего в рамках специальной нотариально удостоверенной доверенности, выданной Сеиным А.В. 4 июля 2016 года.
Заявителем были представлены необходимые документы, в том числе заявление, квитанция об уплате государственной пошлины, копия паспорта собственника воздушного судна, копии формуляра воздушного судна, заключение группы экспертов ООО "НТЦ "Эксперт-Авиа" N 14.16.03р о соответствии единичного экземпляра воздушного судна самолета ЕЭВС.14.1603 СН-750 установленным требованиям к ЕЭАС АОН, справка о базировании воздушного судна, договор купли-продажи N 3 кит-набора самолета СН-750 от 06 ноября 2013 года, подписанным истцом со стороны покупателя, договор купли-продажи N 4 двигателя Lycoming от 03 декабря 2013 года, подписанным истцом со стороны покупателя, составляющие исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации воздушного судна в Государственном реестре прав на воздушные суда, установленный Федеральным законом от 14.03.2009 N31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" и Административным регламентом N 170.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав установленные по делу обстоятельства и, руководствуясь положениями Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним", Воздушного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 396, Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.12.2013 N457, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку регистрация права собственности за истцом на самолет ЕЭВС.14.1603 СН-750 в Едином государственном реестре прав на воздушные суда от 07 июля 2016 года была произведена в полном соответствии с нормами законодательства в области гражданской авиации.
Доводы административного истца о подложности документов, использованных ответчиком для регистрации права собственности на воздушное судно, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку не нашли своего подтверждения при разрешении спора.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено, поскольку необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а таких обстоятельств по делу не установлено.
Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ним регулируется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним".
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется органом государственной регистрации прав на воздушные суда.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно- космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
В соответствии с пунктом 5.4.19. Положения Росавиация осуществляет государственную регистрацию гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ установлено, что права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ, государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, за исключением сверхлёгких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.
В соответствии с п.12, 13 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.12.2013 N457 (далее - Административный регламент) предоставление государственной услуги: "Государственная услуга по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации" осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.
В соответствии с адрес регламента результатами предоставления государственной услуги являются:
государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Государственный реестр);
государственная регистрация безотзывных полномочий на дерегистрацию и вывоз гражданского воздушного судна, составленных по форме, приведенной в приложении к Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования;
отказ в государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре;
внесение изменений в Государственный реестр;
выдача дубликата и замена свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре;
исключение данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра.
Согласно статье 13 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав на воздушное судно прилагаются документы, необходимые для ее осуществления, в том числе документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна, а также документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда. Документы, необходимые для государственной регистрации прав на воздушное судно, представляются заявителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ устанавливает, что физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - учредительные документы юридического лица, документ, удостоверяющий личность такого представителя, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав на воздушное судно прилагаются документы, необходимые для ее осуществления, в том числе документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна, а также документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда. Документы, необходимые для государственной регистрации прав на воздушное судно, представляются заявителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ основанием для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними являются документы, отражающие содержание сделок с воздушными судами, совершённых в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их совершения.
Согласно пункту 18 Административного регламента N 170, для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними заявитель представляет в орган регистрации следующие документы: заявление, по установленной регламентом форме; квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними; документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна (копии разделов формуляра воздушного судна и установленных на нем двигателей, с указанием вида воздушного судна, его тип, серийные номера воздушного судна и установленных на нем двигателей, копия разделов формуляра воздушного судна, в котором указывается максимальная взлетная масса воздушного судна); документ о месте базирования воздушного судна; документы, удостоверяющие личность, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства физических лиц; документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда (в том числе документы, отражающие содержание сделок с воздушными судами, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим на дату их совершения).
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда адрес от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.