Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Морозковой Е.Е, судей Корнюшенкова Г.В. и Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2-212/2022) по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 21 декабря 2022г. (N33-5730/2022) по административному иску прокурора Зеленоградского района Калининградской области в интересах многодетных семей Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С, Солдаткина А.Н. к администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" о понуждении к обустройству дороги и обеспечению объектами инфраструктуры.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, объяснения представителя администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" Калининградской области Рахмановой И.С, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Зеленоградского района Калининградской области, действуя в интересах многодетных семей Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. и Солдаткина А.Н, обратился в суд с самостоятельными исками к администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", указав, что постановлениями администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" Калининградской области бесплатно в собственность предоставлены земельные участки многодетным семьям Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Хадиятовой Е.В, Карпицкой У.С, Подгорной И.С, Солдаткина А.Н.
В ходе проведенной проверки установлено, что предоставленные указанным многодетным семьям земельные участки не имеют подъездных путей, что лишает указанные семьи фактической возможности реализовать свое право на строительство индивидуального жилья. Помимо этого, на земельных участках отсутствуют объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие водоотведение и водоснабжение участков.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, в рамках каждого самостоятельного иска прокурор Зеленоградского района Калининградской области просил:
-обязать администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" выполнить работы по обустройству подъездной дороги с покрытием из щебня, обеспечивающей проезд к предоставленному земельному участку каждого истца, в срок до 31 декабря 2022г.;
-обязать администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" выполнить работы по организации уличного освещения на предоставленных земельных участках в срок до 31 декабря 2022г.;
-обязать администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" выполнить работы по обеспечению предоставленных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение и водоснабжение) в срок до 31 декабря 2022г.
Определением суда первой инстанции гражданские дела были объединены в одном производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Впоследствии заявленные требования прокурором были уточнены.
В уточненном иске прокурор Зеленоградского района Калининградской области просил:
-обязать администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" выполнить работы по обустройству дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ 50597-2017 на земельных участках с кадастровыми номерами: N в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу;
-обязать администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" выполнить работы по обеспечению кадастрового квартала 39:05:051110 в Зеленоградском районе Калининградской области объектами инфраструктуры ? водоснабжение и водоотведение ? в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу;
-обязать администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" осуществить инициирование предусмотренной действующим законодательством процедуры в целях передачи земельных участков, предназначенных для обеспечения объектами инфраструктуры кадастрового квартала N в Зеленоградском районе Калининградской области, из собственности уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Калининградской области - в муниципальную собственность.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2022г. исковые требования удовлетворены:
-на администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" возложена обязанность осуществить инициирование предусмотренной действующим законодательством процедуры в целях передачи земельных участков, предназначенных для обеспечения объектами инфраструктуры кадастрового квартала N в Зеленоградском районе Калининградской области, из собственности уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Калининградской области - в муниципальную собственность;
-на администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" возложена обязанность выполнить работы по обустройству дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ 50597-2017 на земельных участках с кадастровыми номерами: N, в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу;
- на администрацию муниципального образования "Зеленограский муниципальный округ Калининградской области" возложена обязанность выполнить работы по обеспечению кадастрового квартала N в Зеленоградском районе Калининградской области объектами инфраструктуры - водоснабжение и водоотведение - в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 21 декабря 2022г. решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2022г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- также КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Калининградской области N 469 от 6 августа 2018г. "О передаче земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области, в собственность муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (после переименования - "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области"), муниципального образования "Светлогорский район" (в настоящее время - муниципальное образование "Светлогорский городской округ"), муниципального образования "Светловский городской округ", муниципального образования "Ладушкинский городской округ" в собственность указанных муниципальных образований в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, переданы земельные участки согласно приложениям NN 1-4 соответственно: в собственность муниципального образования "Зеленоградский городской округ" передано 16 земельных участков; в собственность муниципального образования "Светлогорский район" передано 16 земельных участков; в собственность муниципального образования "Светловский городской округ" передано 16 земельных участков; в собственность муниципального образования "Ладушкинский городской округ" передан 1 земельный участок.
Постановлениями администрации муниципального образования
"Светлогорский городской округ" от 26 марта 2019г. N 267, от 20 августа 2020г. N734 и от 24 апреля 2019г. N390 в собственность бесплатно Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х. и Хадиятовой Е.В. как многодетным семьям предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", с кадастровыми номерами N соответственно, общей площадью 841 кв.м, 1190 кв.м и 800 кв.м соответственно.
Постановлениями администрации муниципального образования "Светловский городской округ" от 11 мая 2021г. N 437, от 8 сентября 2020г. N 795 и от 31 августа 2021г. N840 Карпицкой У.С, Подгорной И.С. и Солдаткину А.Н. как многодетным семьям в собственность (бесплатно) предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", с кадастровыми номерами N соответственно, общей площадью 1273 кв.м, 925 кв.м и 818 кв.м соответственно.
В собственности Калининградской области продолжают оставаться 18 земельных участков, расположенных в "адрес", образованных для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе с кадастровыми номерами N - для строительства дорог и проездов.
Из постановления правительства Калининградской области от 27 марта 2014г. N179 "Об утверждении документации по планировке территории" следует, что образованный кадастровый квартал N в "адрес" состоит из трех блоков:
- Северный участок: с 1 по 19 ? участки предназначены под индивидуальное жилищное строительство, 5 участков предназначены под площадку для сбора мусора, трансформаторную подстанцию, дороги, проезды, охранные зоны газопровода высокого давления и дороги 4 технической категории;
- Центральный участок: 1, с 3 по 20, с 22 по 27 - участки предназначены под индивидуальное жилищное строительства, 8 участков ? под спортивную площадку, трансформаторную подстанцию, площадку для мусорных контейнеров, ШРС, КНС, дороги, проезды, охранные зоны газопровода высокого давления и дороги 4 технической категории;
- Южный участок: с 1 по 23 - участки предназначены под индивидуальное жилищное строительства, 11 земельных участков - детская
игровая площадка, площадка для мусорных контейнеров, трансформаторная подстанция, очистные сооружения, камера напора хозяйственно-бытовых стоков, пожарные резервуары, дороги, проезды, охранные зоны газопровода высокого давления и дороги 4 технической категории, береговая полоса притока р. Медвежьей. Кроме того, предусмотрены проектируемые водозаборные сооружения.
Данным постановлением правительства Калининградской области Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области поручено (п. 4) направить документацию по планировке территории главе муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (вошло в состав муниципального образования "Зеленоградский городской округ") и главе муниципального образования "Зеленоградский район" (вошло в состав муниципального образования "Зеленоградский городской округ").
Пунктом 6 вышеназванного Постановления главе муниципального образования "Зеленоградский район" поручено разметить документацию по планировке территории в информационных системах градостроительной деятельности.
Согласно схеме кадастрового квартала земельные участки, переданные многодетным семьям, в том числе истцам, находятся во всех трех участках - Северном, Центральном и Южном.
Судом установлено, и ответчиком не оспаривалось, что в настоящее время какие-либо дороги, проезды в кадастровом квартале N в "адрес" отсутствуют, работы по организации дорог и проездов в соответствии с утвержденной планировкой территории не производятся.
Гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах сельских населенных пунктов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" является МКП "Водоканал" Зеленоградского городского округа".
4 июля 2022г. администрацией муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" с ООО "АРЭН-ЭНЕРГИЯ" заключен муниципальный контракт N на проведение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Зеленоградского муниципального округа Калининградской области, в том числе в границах кадастрового квартала N.
Действительно, земельные участки, расположенные в границах населенного пункта "адрес" в кадастровом квартале N, принадлежат субъекту Российской Федерации - Калининградской области.
Вместе с тем в соответствии с позицией правительства Калининградской области указанные выше земельные участки, предназначенные для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры, могут быть переданы в собственность муниципального образования при условии его обращения за такой передачей.
При этом администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" настаивает, что обязанность обращаться за передачей в собственность муниципального образования спорных земельных участков у нее отсутствует, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры должны сооружаться за счет консолидированного бюджета тех муниципальных образований, которым были переданы земельные участки для обеспечения многодетных семей.
Разрешая спор, суд пришел выводу о наличии оснований для заявленных прокурором требований, поскольку бездействие ответчика противоречит закону, нарушает права и интересы многодетных семей, имеющих несовершеннолетних.
Ссылаясь на статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N103-ФЗ), Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N257-ФЗ), Федеральный закон от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее-Федеральный закон N196-ФЗ), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Методические рекомендации, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013г. N372, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд апелляционной инстанции отметил, что многодетные семьи Разумовской ЮЛ, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. и Солдаткина А.Л. свое конституционное право на жилище реализовать не могут, поскольку до настоящего времени подъездные пути к предоставленным им земельным участкам отсутствуют.
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 21 декабря 2022г. не могут быть признаны законными и подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ к полномочиям местного значения муниципального, городского округа относятся:
-владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (пункт 3);
-организация в границах муниципального, городского округа электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4);
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации(пункт 5).
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом, согласно статье 34 Федерального закона N257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статьей 12 Федерального закона N196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 16.1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006г. N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" определен порядок предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет (многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей (п. 1).
Пунктом 2 статьи 16.1 названного Закона Калининградской области предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков предусматривает в том числе принятие органом местного самоуправления решения о постановке многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке его на учет, а также образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (осуществляется в случае, если земельный участок не образован).
Таким образом, предоставление многодетным семьям земельных участков в собственность бесплатно для целей жилищного строительства по существу является мерой социальной поддержки многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях, направленной на обеспечение многодетных семей жилыми помещениями и реализацию такой категорией граждан конституционного права на жилище.
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013г. N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
С учетом приведенных законоположений суды сделали правильный вывод о том, что обязанность по обеспечению надлежащей дорожной и иной инфраструктуры для строительства и последующего использования индивидуального жилья на предоставленном многодетной семье земельном участке возлагается на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов.
В тоже время, при принятии обжалуемых судебных решений не учтено следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемые судебные акты не соответствует.
Обжалуемыми судебными актами фактически признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" и в целях восстановления нарушенных прав многодетных семей Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. Солдаткина А.Н. на администрацию названного муниципального образования возложено исполнение следующих обязанностей:
-осуществить инициирование предусмотренной действующим законодательством процедуры в целях передачи земельных участков, предназначенных для обеспечения объектами инфраструктуры кадастрового квартала N в Зеленоградском районе Калининградской области, из собственности уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Калининградской области - в муниципальную собственность;
-выполнить работы по обустройству дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ 50597-2017 на земельных участках с кадастровыми номерами: N, в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу;
-выполнить работы по обеспечению кадастрового квартала N в Зеленоградском районе Калининградской области объектами инфраструктуры - водоснабжение и водоотведение - в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022г. N21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Между тем, как следует из уточненного административного иска прокурора (л.д.19-22 т.5), требования им заявлены в интересах многодетных семей Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. Солдаткина А.Н, которым администрацией муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 39 N, являвшиеся собственностью муниципального образования "Светловский городской округ", но расположенные на территории иного муниципального образования, а именно на территории муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области".
Требования в интересах неопределенного круга лиц прокурором в рамках настоящего дела не заявлялись.
Принятые в целях восстановления нарушенных прав указанных многодетных семей меры не соответствуют пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как решение суда не содержат указания об обязанности администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" организовать устройство дороги местного значения, обеспечивающей подъезд к принадлежащим Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. Солдаткину А.Н. земельным участкам, а содержит указание об обязанности названного муниципального образования выполнить работы по обустройству дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ 50597-2017 на земельных участках с кадастровыми номерами: N.
При этом, из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N являются собственностью Калининградской области, а не собственностью муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области".
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N103-ФЗ, статьи 13 Федерального закона N257-ФЗ органы местного самоуправления
обладают полномочиями в области использования автомобильных дорог местного значения и дорожной деятельности в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Соответственно выводы судебных инстанции о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" по выполнению работ по обустройству дороги на не принадлежащих названному муниципальному образованию земельных участках не соответствует приведенным нормам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом не в границах муниципального образования, а в границах кадастровых кварталов в полномочия органов местного самоуправления не входит.
Не предоставлены такие полномочия органам местного самоуправления и иными нормами действующего законодательства.
Вследствие изложенного, не может быть признано законным и возложение на администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" обязанности по выполнению работ по обеспечению кадастрового квартала 39:05:051110 в Зеленоградском районе Калининградской области объектами инфраструктуры - водоснабжение и водоотведение.
В данной части, необходимо учитывать и то, что требования заявлены прокурором не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах шести конкретных многодетных семей Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. Солдаткину А.Н, в целях обеспечения принадлежащих им земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ.
Возложение же решением суда на администрацию муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" обязанности осуществить инициирование предусмотренной действующим законодательством процедуры в целях передачи земельных участков, предназначенных для обеспечения объектами инфраструктуры кадастрового квартала N в Зеленоградском районе Калининградской области, из собственности уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Калининградской области - в муниципальную собственность, не может быть признано обоснованным вследствие следующего.
Полномочия органа местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения муниципального округа определены статьей 16 Федерального закона N131-ФЗ.
Полномочия администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" определены Уставом названного муниципального образования.
Названными нормативными правовыми актами не предусмотрена публичная правовая обязанность администрации названного муниципального образования по инициированию вопроса о передаче в собственность того или иного имущества для решения вопросов местного значения.
Не предусмотрено такой обязанности для администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" и другими нормативными правовыми актами.
При рассмотрении настоящего дела судами также не учтено, что выбор конкретных мероприятий в целях выполнения публичных полномочий является вопросом, разрешаемым органом местного самоуправления в пределах своего усмотрения в соответствии с предоставленной компетенцией.
Как следует из главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022г. N21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" оценка целесообразности действий органа местного самоуправления в компетенцию суда общей юрисдикции не входит.
Кроме этого, в силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, требования прокурора в интересах многодетных семей Разумовской Ю.А, Юлдашевой Э.Х, Карпицкой У.С, Хадиятовой Е.В, Подгорной И.С. Солдаткина А.Н, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" по невыполнению публичных полномочий по устройству дороги местного значения и организации работ по обеспечению объектами инфраструктуры и о принятии мер по восстановлению нарушенных прав указанных многодетных семей подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 21 декабря 2022г, как постановленные с нарушением норм материального права, и с нарушением норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ), подлежат отмене, а настоящее административное дело подлежит направлению на рассмотрение в суд первой инстанции, а именно в Зеленоградский районный суд Калининградской области.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 5 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 21 декабря 2022г. отменить дело направить на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в Зеленоградский районный суд Калининградской области.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 июня 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.