Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лепской К.И, судей Косицыной-Камаловой И.Р, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" на решение Северодвинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к войсковой части 31376, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты, заслушав доклад судьи Шлопак С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
истцы обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к войсковой части 31376, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (далее - ФКУ "ОСК Северного флота") о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты.
Решением Северодвинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 удовлетворены частично.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО2 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 44207 рублей 44 копейки (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 8957 рублей 36 копеек, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2834 рубля 10 копеек, всего взыскано 55998 рублей 90 копеек.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО1 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 39464 рубля 34 копейки (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц.) компенсация за нарушение срока выплаты в размере 7817 рублей 51 копейка, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2652 рубля 30 копеек, всего взыскано 49934 рубля 15 копеек.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО12 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 32485 рублей 64 копейки (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 6573 рубля 32 копейки, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2692 рубля 50 копеек, всего взыскано 41751 рубль 46 копеек.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО4 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 31909 рублей 54 копейки (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 6312 рублей 14 копеек, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2802 рубля 30 копеек, всего взыскано 41023 рубля 98 копеек.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО5 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 28971 рубль 61 копейка (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 5714 рублей 92 копейки, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2710 рублей 50 копеек, всего взыскано 37397 рублей 03 копейки.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО6 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 21014 рублей 90 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 4077 рублей 64 копейки, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2689 рублей 50 копеек, всего взыскано 27782 рубля 04 копейки.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО7 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 49227 рублей 25 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 10291 рубль 10 копеек, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2592 рубля 90 копеек, всего взыскано 62111 рублей 25 копеек.
С войсковой части 31376 за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу ФИО8 взыскана невыплаченная заработная плата за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в сумме 30978 рублей 95 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 6164 рубля 34 копейки, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей, всего взыскано 40143 рубля 29 копеек.
В удовлетворении требований ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к войсковой части 31376, ФКУ "ОСК Северного флота" о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации за нарушение срока выплаты в большем размере отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота" ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истцы работают в войсковой части 31376.
Истцам выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019г. N 545, районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. работодателем истцам выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации."
Войсковая часть 31376 находится на финансовом обеспечении ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота".
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 129, 133, 135, 146, 237, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Порядком исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, разъяснениями, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", квалифицировал правовую природу дополнительной стимулирующей выплаты, выплачиваемой согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счёт экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год, не гарантированной стимулирующей выплатой, не предусмотренной системой оплаты труда, на которую не начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Установив, что заработная плата в период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. начислялась истцам с учётом дополнительного материального стимулирования, суд признал правомерными требования о взыскании разницы между фактически начисленной заработной платы без учёта выплаченного дополнительного материального стимулирования и установленного минимального размера оплаты труда.
Несвоевременность выплаты заработной платы свидетельствует о нарушении трудовых прав работников, подлежащих восстановлению путём компенсации в присужденном размере.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав следующее.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).
Согласно части 2 статьи 146, статье 148 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N38-П.
В силу статьи 349 ТК РФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 (действует с 1 октября 2019г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с приложением N 2 ("Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3); выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункт 2 раздела 2).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010).
Согласно пункту 2 данного Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, при формировании фонда оплаты груда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Апелляционная инстанция отметила, что судом первой инстанции правильно указано, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и при принятии руководителем решения об объемах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий, не включается в состав средней заработной платы работника.
Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
При таком положении суд первой инстанции правомерно исходил из того, что спорные выплаты не учитываются при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, вытекающие из трудового законодательства, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г.
Доводы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводов о несогласии с произведенным судом первой инстанции расчетом подлежащих взысканию денежных средств в пользу истцов не имеется.
Иные, изложенные в кассационной жалобе доводы, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 10 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.