Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Апатитского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску ФИО1 к Федеральному государственному учреждению науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр российской академии наук" о взыскании выплат стимулирующего характера и компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения истца, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению науки Федеральный исследовательский центр "Кольский научный центр Российской академии наук" (далее - ФИЦ КНЦ РАН) о взыскании выплат стимулирующего характера, компенсации морального вреда. Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает исковые требования, просил суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в части стимулирующей выплаты за период ы с 27 марта 2020 г. по 26 июня 2020 г. и с 1 июля 2020 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 725 075 рублей, компенсацию морального вреда в размере 90 000 рублей.
Решением Апатитского городского суда Мурманской области от 26 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 08 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных, удовлетворении требований истца в полном объеме.
Представитель ответчика надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на неё, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истец в период с 13 апреля 2015 г. по 5 октября 2021 г. состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности водителя транспортного управления ФИЦ КНЦ РАН. В связи с появлением и стремительным распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 по решению работодателя был прикомандирован для выполнения должностных обязанностей к филиалу ФИЦ КНЦ РАН - научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике (далее - НИЦ МБП КНЦ РАН), имеющего в своей структуре Больницу (Клинический отдел), которая осуществляет медицинскую деятельность.
В обоснование требований истец ссылается на то, что в периоды с 27 марта 2020 г. по 26 июня 2020 г. и с 1 июля 2020 г. по 30 апреля 2021 г. он выполнял должностные обязанности, заключающиеся в перевозке врачей на вывозы к больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19 для их осмотра и забора биоматериала, а также транспортировку биоматериала, отобранного у таких больных, на исследование, а потому, имеет право н7а получение выплат стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 186 Перечня организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 1293-р, ФИЦ КНЦ РАН является организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 599 от 3 августа 2018 г. утвержден Устав ФИЦ КНЦ РАН, согласно которому ФИЦ КНЦ РАН является научной организацией, функции и полномочия учредителя которой от имени Российской Федерации осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ФИЦ КНЦ РАН являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; дополнительным видом деятельности, в том числе является деятельность больничных организаций, общая врачебная практика, деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки.
ФИЦ КНР РАН имеет бессрочную лицензию от 2 сентября 2020 г..N ФС- 51-01-001070 (ранее от 19 октября 2018 г..N ФС-51-01-001056) на осуществление медицинской деятельности, в том числе при оказании первичной доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, организуются и выполняются следующие виды работ/услуг: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по анестезиологии и реаниматологии, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, операционному делу, организации сестринского дела, рентгенологии, физиотерапии, функциональной диагностике, эпидемиологии. При оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии. При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по анестезиологии и реаниматологии, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, кардиологии, неврологии, онкологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), офтальмологии, профпатологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, психотерапии, пульмонологии, рентгенологии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностики, хирургии, эндокринологии, эндоскопии. При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара: по оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), травматологии и ортопедии.
При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие виды работ/услуг: при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара: по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), анестезиологии и реаниматологии, неврологии, операционному делу, сестринскому делу, терапии, урологии, хирургии, эндокринологии; при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях: по анестезиологии и реаниматологии, диетологии, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, неврологии, операционному делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, организации сестринского дела, рентгенологии, сестринскому делу, терапии, трансфузиологии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, осмотров и т.д.
04 октября 2018 г. на основании приказа ФИЦ КНЦ РАН N 250 утверждено Положение о филиале, в соответствии с которым научно- исследовательский центр Медико-биологических проблем адаптации человека к Арктике (далее - Центр) является филиалом ФИЦ КНЦ РАН. Основным видом деятельности Центра является осуществление медицинской деятельности (первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, паллиативной медицинской Приказом ФИЦ КНР РАН от 23 июля 2021 г. N 164 "О внесении изменений в штатное расписание ФИЦ КНР РАН" структурное подразделение "Автобаза" переименовано в "Транспортное управление".
Из должностной инструкции водителя автомобиля, утвержденной заместителем председателя КНЦ РАН 14 января 2009 г, следует, что водитель автомобиля относится к категории техничный исполнителей (пункт 1.1). Согласно разделу 3 в должностные обязанности водителя входит управление автомобилями в соответствии с категориями его водительского удостоверения; осуществление заправки автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращению на автобазу; подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля, под посадку и высадку пассажиров; устранение возникших во время работы на линии эксплуатационные неисправности обслуживаемого автомобиля, не требующие разборки механизмов; оформление путевых листов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, действовавшие в момент возникновения спорных правоотношений (постановление отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762) (далее - Правила N 415).
Действие указанного постановления было распространено на правоотношения, возникшие с 30 января 2020 г.
Указанные Правила N 415 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее соответственно - иные межбюджетные трансферты, выплаты стимулирующего характера).
Подпункт "б" пункта 10 данных Правил предусматривал, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 (1) Правил N 415 для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации частным медицинским организациям предоставляются субсидии в соответствии с частью 9 статьи 2.1 Федерального закона от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
В развитие вышеуказанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 утверждены Правила, предусматривающие перечень медицинских и иных работников и период стимулирующих выплат, в силу которых правом на получение специальной социальной выплаты обладают не только медицинские работники, участвующие в диагностике и лечении больных от COVID-19, но и врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 976-р "О выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, субсидий на иные цели подведомственным Минздраву России, Минобрнауки России и ФМБА России организациям на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" (далее также - Распоряжение N 976-р) утверждены бюджетные ассигнования на предоставление Минздравом России иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (пункт 1).
Согласно пункту 2 Распоряжения N 976-р предоставление иных межбюджетных трансфертов на осуществление выплат, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены "Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", действие которых распространено на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. (далее также Правила N 484).
В пункте 11 данных Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тысяч рублей в месяц; б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тысяч рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тысяч рублей в месяц.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Таким образом, право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские и иные работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Поскольку выплата указанных надбавок обусловлена наличием риска контактирования работника медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь, с гражданами, заболевшими коронавирусом, имеет целевой характер и предназначается не всем медицинским работникам, а лишь тем, кто непосредственно участвует в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о назначении и выплате таких надбавок является характер выполняемой работником трудовой функции.
Разрешая исковые требования и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 22, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, как в обоснование заявленных требовании, так и возражения на них по правилам статьи 67 ГПК РФ, приняв во внимание ходатайство ответчика о пропуске срока для обращения в суд, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в части требований за период до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку иск был подан ДД.ММ.ГГГГ, при том что ходатайство о восстановлении срока истцом не подано.
Кроме того, суд учел, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и указал, суд первой инстанции верно исходил из того, что работник имеет право требовать, а работодатель имеет корреспондирующую данному праву обязанность выплатить заработную плату, включающую в себя вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты, обязательность оплаты которых устанавливается из коллективного договора, соглашений сторон, локальных нормативных актов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что, учитывая виды медицинской помощи, оказываемой НИЦ МБП КНЦ РАН в спорный период, принимая во внимание, что профессиональная деятельность истца в спорный период не отвечала требованиям, предъявленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для выплаты истцу стимулирующих надбавок за выполнение особо важных работ.
Кроме того, апелляционной инстанцией отмечено, что анализ положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", позволяет прийти к выводу о том, что установленная им специальная социальная выплата, осуществляемая Фондом социального страхования Российской Федерации на основании реестров, предоставляемых работодателями, на истца, выполнявшего обязанности водителя автобазы по транспортному обслуживанию подразделений ФИЦ КНЦ РАН, в том числе по заявкам НИЦ МБП КНЦ РАН, не распространяется, как не относящаяся к выполнению обязанностей водителя машины выездных бригад скорой медицинской помощи.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что, вопреки доводам стороны истца, ссылка на которые также имеется в апелляционной жалобе, фактов нарушения со стороны ответчика положений СП 1.2.036-95.1.2 "Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности. Санитарные правила", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 14, при транспортировке истцом биологического материала для лабораторных исследований в ходе судебного разбирательства не установлено, стороной истца не представлено.
Более того, согласно пояснениям представителя ФИЦ КНР РАН, данным в судебном заседании суда первой инстанции, биологический материал сразу же после его забора помещался в герметические емкости, которые передавались водителю в герметично закрывающихся металлических контейнерах для транспортировки биологического материала для лабораторного исследования, то есть контакт водителя с биоматериалами исключен.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Довод заявителя, что судом не учтен тот факт, что в структуре НИЦ МБП существует больница (Клинический отдел), несостоятелен, поскольку судом при разрешении спора учтены все фактические обстоятельства по делу, решение принято, в том числе с учетом пропуска истцом срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 8 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.