Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Устюжанова Т.Г. к ГУ - МВД Российской Федерации по Ставропольскому краю, Отделу МВД Российской Федерации "Левокумский" о признании незаконным ответа об отсутствии оснований для включения в льготное исчисление лет периодов прохождения службы, о возложении обязанности включить периоды прохождения службы в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги, произвести перерасчет и выплату пенсии с момента ее назначения, по кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю на решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 7 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Устюжанов Т.Г. обратился с иском в суд к ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, Отделу МВД РФ "Левокумский" о признании незаконным ответа от 22 марта 2022 года об отсутствии оснований для включения в льготное исчисление лет периодов прохождения службы, о возложении обязанности включить периоды прохождения службы в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги, произвести перерасчет и выплату пенсии с момента ее назначения.
В обоснование требований указал, что проходил службу в отделе МВД России "Левокумский" с 10 марта 2004 года по 10 октября 2021 года.
10 октября 2021 года истец уволен из органов внутренних дел по п.4 части 2 статьи 82 Федерального Закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
После увольнения, сомневаясь в правильности расчета выслуги в системе МВД, он обратился с заявлением к ответчику. Из ответа от 22 марта 2022 года стало известно, что в льготное исчисление выслуги не включен период его работы с 10 декабря 2004 года по 26 ноября 2007 года в должности "милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю".
Истец просил суд признать незаконным ответ Отдела МВД Российской Федерации "Левокумский" от 22 марта 2022 года N3/222601576542 об отсутствии оснований для включения в льготное исчисление лет периода (с 10 декабря 2004 года по 26 ноября 2007 года) прохождения Устюжановым Т.Г. службы в охранно - конвойной службе отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края в должности "милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю"; обязать Отдел МВД Российской Федерации "Левокумский" включить указанный период прохождения службы в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 год службы за 1 год и 06 месяцев службы; обязать Главное управление внутренних дел по Ставропольскому краю произвести перерасчёт и выплату Устюжанову Т.Г. пенсии с момента её назначения, то есть с 10 октября 2021 года.
Решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 07 июня 2022 года исковые требования Устюжанова Т.Г. удовлетворены.
Суд признал незаконным ответ Отдела МВД РФ "Левокумский" за N от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для включения в льготное исчисление лет периода (с 10 декабря 2004 года по 26 ноября 2007 года) прохождения Устюжановым Т.Г. службы в охранно-конвойной службе отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края в должности "милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю".
Суд обязал Отдел МВД РФ "Левокумский" включить период прохождения Устюжановым Т.Г. службы с 10 декабря 2004 года по 26 ноября 2007 года в должности "милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю" в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 год службы за 1 год и 06 месяцев службы.
Суд обязал Главное управление внутренних дел по Ставропольскому краю произвести перерасчёт и выплату Устюжанову Т.Г. пенсии с момента её назначения, то есть с 10 октября 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 октября 2022 года решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 07 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю и Отдела МВД России "Левокумский" Толстовой М.Ф. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды не приняли во внимание положения п.7 и п.8 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005г. N418. Перечень должностей, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 г. N640 является исчерпывающим. В данном перечне замещаемые истцом должности в ИВС отсутствуют. Расчет выслуги лет был подготовлен с учетом требований приказа МВД России от 09 октября 2004 г. N640, приказа МВД России от 20 декабря 2016 года N868, что является правомерным, а истцом не представлено доказательств выполнения им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в должности полицейский группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Отдела МВД по Левокумскому району в период с 10.12.2004г. по 26.11.2007 г.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, Устюжанов Т.Г. проходил службу органах внутренних дел, в отделе МВД России "Левокумский", с 10 марта 2004 года по 10 октября 2021 года.
10 октября 2021 года Устюжанов Т.Г. уволен из органов внутренних дел по п.4 части 2 статьи 82 Федерального Закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Из расчета выслуги лет для назначения Устюжанову Т.Г. пенсии следует, что период службы с 10.12.2004г. по 26.11.2007 г. (приказ ОВД N от ДД.ММ.ГГГГ.) в ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края в должности "милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края" засчитан истцу в выслугу лет в календарном исчислении, не засчитан в льготном исчислении выслуги.
Основанием отказа Устюжанову Т.Г. в зачете указанного периода его службы в льготном исчислении выслуги лет послужило то, что замещаемая им в период с 10.12.2004 г. по 26.11.2007 г. должность (милиционер охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю) не указана в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённом Приказом МВД России от 20.12.2016 г. N868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", установил, что истец Устюжанов Т.Г. с 10.12.2004 г. по 26.11.2007 г. на основании приказа ОВД N от ДД.ММ.ГГГГ занимал должность в ОВД по Левокумскому району милиционера охранно-конвойной службы отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю, связанную с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и пришел к выводу об обоснованности заявленного иска.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными положениями законодательства, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходил из того, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Из материалов дела следует, что должностные инструкции в спорные периоды работы истца у ответчика не сохранились.
Вместе с тем, суду апелляционной инстанции предоставлена типовая должностная инструкция полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания МВД России по Левокумскому району, из которой следует, что в должностные обязанности истца в спорный период его службы, в частности, входило осуществление охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Оценив собранные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в спорные периоды с 10.12.2004г. по 26.11.2007 г. выполнение должностных обязанностей истцом было связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем данный период службы подлежит включению в выслугу лет истца в льготном исчислении.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что занимаемая истцом должность не включена в действующий Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.12.2016г. N 868, не опровергают выводов судебных инстанций о наличии предусмотренных законом оснований для включения спорного периода службы истца в выслугу лет в льготном исчислении и наличии оснований для перерасчета пенсии.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление от 22.09.1993 г. N 941).
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (1 месяц за 1, 5) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение данного Постановления Приказом МВД России от 09.10.2004 г. N 640 был утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, (действовавший в период прохождения истцом службы и утративший силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20.12.2016г. N 868), которым была предусмотрена для льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии должность милиционер взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18).
В соответствии с Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.12.2016г. N 868 указаны должности полицейского взвода (отделения, группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС.
Из содержания указанных норм следует, что необходимыми условиями льготного исчисления выслуги лет являются:
- служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел или подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных, - наличие в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.
Судами установлено, что в спорный период истец проходил службу в структурном подразделении, являвшимся подразделением ИВС, осуществлял функции непосредственно по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем на него распространяются правила льготного исчисления выслуги лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика судами дана оценка всем доказательствам по делу и доводам ответчиков, представленные доказательства правомерно оценены по правилам статей 67, 157 ГПК РФ на предмет соответствия критериям достаточности и допустимости в качестве доказательства.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судебной коллегии основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, а также заключение судебной экспертизы, при рассмотрении дела ответчиками представлено не было.
Кассационная жалоба сводится к изложению обстоятельств дела, фактически направлена на переоценку доказательств. Все обстоятельства, указанные в жалобе были предметом оценки и исследования судом апелляционной инстанции, в совокупности с иными доказательствами по делу, и мотивировано отклонены.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции мотивированы, нарушений норм материального права по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
В целом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебного постановления. В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 7 июня 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.