Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела МВД России - начальника полиции МО МВД России "Городецкий" Романова С.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 14 июня 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 18 августа 2022 года, вынесенные в отношении Ганичева Дениса Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 18 августа 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ганичева Д.Д. прекращено по пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника отдела МВД России "Городецкий" Романов С.А просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Ганичев Д.Д, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом полиции жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражения на неё не представил.
Изучение доводов жалобы и состоявшихся по делу судебных постановлений позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Указом Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года N 27 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции, действовавшей на момент, когда вменено совершение административного правонарушения) на территории Нижегородской области с 13 марта 2020 года введен режим повышенной готовности, на период действия которого в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены следующие требования для граждан: во время вынужденного нахождения вне мест проживания (пребывания): защищать органы дыхания маской (или повязкой, респиратором или др.), а также руки перчатками: при посадке и нахождении в салоне общественного пассажирского транспорта и такси, в арендованных автотранспортных средствах (каршеринг), при нахождении в магазинах, аптеках, банках, кинотеатрах и в иных помещениях (зданиях, сооружениях) общественного назначения, а также в зоопарках, на рынках и ярмарках, на кладбищах, территориях, прилегающих к культовым зданиям и сооружениям, иным местам и объектам, специально предназначенным для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), на парковках, в лифтах, подъездах жилых домов (пункт 4.4).
Как усматривается из оспариваемых судебных актов, основанием для составления в отношении Ганичева Д.Д. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица административного органа о том, что 21 февраля 2022 года в 00 часов 20 минут в период действия режима повышенной готовности, введенного в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Нижегородской области, Ганичев Д.Д. находился в торговом зале магазина "Рябинка" (г.Городец, ул.Новая 23) без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, повязка, респиратор), чем допустил нарушение пункта 4.4 Указа Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года N 27 "О введении режима повышенной готовности"; правонарушение совершено повторно.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении по пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Городецкого городского суда Нижегородской области, с выводами которого согласился, судья Нижегородского областного суда, сослался на положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что Указом Губернатора Нижегородской области от 18 апреля 2022 года N 69 "О внесении изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года N 27" пункт 4.4 названного Указа утратил силу с 18 апреля 2022 года.
Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 18 апреля 2022 года N 69 "О внесении изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года N 27" пункт 4.4 названного Указа Губернатора Нижегородской области N 27 утратил силу с 18 апреля 2022 года.
Таким образом, приведенная выше норма, устанавливающая требования, за неисполнение которых в отношении Ганичева Д.Д. возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, утратила силу.
Выводы судебных инстанций согласуются с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Исходя из изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 14 июня 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 18 августа 2022 года, вынесенные в отношении Ганичева Дениса Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела МВД России "Городецкий" Романова С.А. - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.