Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" на решение Орловского областного суда от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к Губернатору Орловской области об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
указом Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области (далее - Схема), являющаяся документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Орловской области.
Указ Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 опубликован в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (http://orel-region.ru) 26 апреля 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - Общество) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнений просило признать недействующими следующие положения Схемы: пункт 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год", содержащейся в пункте 1.1 раздела III Схемы, в части указания площади закрепленных за Обществом охотничьих угодий; пункт 34 названной таблицы в части указания площади закрепленных за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов охотничьих угодий (далее - Организация); пункт 2.3 таблицы "Площади элементов среды обитания охотничьих ресурсов по охотничьим угодьям и иным территориям, являющимися средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, по состоянию на 1 января 2021 года", содержащейся в пункте 3.2.10 раздела III Схемы, в части отнесения к охотничьим угодьям Организации спорного участка N 2 в Верховском районе; пункт 5 таблицы "Сведения о зонах охраны охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Орловской области", содержащейся в пункте 5 раздела V Схемы, в части установления для охотничьих угодий Общества в Верховском районе зоны охраны охотничьих ресурсов площадью 1, 05 тыс. га; пункт 6 таблицы "Сведения о зонах нагонки и натаски собак охотничьих пород на территории охотничьих угодий Орловской области", содержащейся в пункте 5 раздела V Схемы, в части установления для охотничьих угодий Общества в Верховском районе зоны нагонки и натаски собак охотничьих пород площадью 0, 72 тыс. га; карту-схему административного деления территории Орловской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства, содержащуюся в приложении 1 Схемы,
в части указания границ охотничьих угодий Общества; карту-схему категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Верховского района, содержащуюся в приложении 2 Схемы, в части указания границ охотничьих угодий Общества; карту-схему зоны для создания планируемого охотничьего угодья в Покровском районе, содержащуюся в приложении 3 Схемы, в части указания на закрепление за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе; описание границ и карты-схемы с изображением границ территорий закрепленных охотничьих угодий Орловской области, содержащееся в приложении 5 Схемы, в части: а) исключения при описании границ охотничьих угодий Общества в Верховском районе территории лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества Новосильского лесничества и отражения на карте-схеме закрепленного охотничьего угодья Общества границ зоны охраны охотничьих ресурсов и зоны нагонки и натаски собак охотничьих пород; б) включения при описании границ охотничьих угодий Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов в Верховском районе лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества Новосильского лесничества; в) указания на закрепление за Организацией спорного участка N 2 в Верховском районе в карте-схеме закрепленного охотничьего угодья общества с ограниченной ответственностью "Заря"; г) указания на закрепление за Организацией спорного участка N 2 в Верховском районе в карте-схеме закрепленного охотничьего угодья Общества; д) указания на закрепление за Организацией спорного участка N 2 в Верховском районе в карте-схеме закрепленного охотничьего угодья местной общественной организации охотников и рыболовов "Столбецкое"; карту-схему общедоступного охотничьего угодья "Общедоступное охотничье угодье в Залегощенском районе", содержащуюся в приложении 6 Схемы, в части указания на закрепление за Организацией спорного участка N 2 в Верховском районе; описание границ зон
охраны охотничьих ресурсов на территории Орловской области, содержащееся в приложении 7 Схемы, в части описания границ зоны охраны охотничьих ресурсов Общества.
В обоснование административного иска ссылалось на несоответствие оспариваемых положений Схемы требованиям Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире).
По утверждению административного истца, указом Губернатора Орловской области в оспариваемой части прекращено принадлежащее Обществу право пользования животным миром в виде добычи охотничьих ресурсов на части территории охотничьих угодий, предоставленных ему охотхозяйственным соглашением, что нарушает права административного истца и противоречит положениям части 4 статьи 8, части 5 статьи 27 Закона об охоте, статье 47 Закона о животном мире, которые содержат императивные нормы о том, что право на добычу охотничьих ресурсов как вид права пользования животным миром принудительно прекращается в судебном порядке.
По утверждению представителя Общества, закрепленная за последним согласно охотхозяйственному соглашению часть территории Верховского района Орловской области (участок N 2) значится согласно положениям Схемы закрепленной за иным охотпользователем - Организацией. В результате этого площадь охотничьих угодий Общества необоснованно уменьшена, а площадь охотничьих угодий Организации - увеличена. В Схеме неверно определены границы охотничьих угодий, закрепленных за Обществом и Организацией. Указанная в Схеме общая площадь охотничьих угодий Общества не соответствует площади этих охотничьих угодий, предусмотренной охотхозяйственным соглашением от 5 сентября 2013 года N 23, площадь необоснованно разделена по муниципальным районам Орловской области; неверно определены границы и площадь зоны охраны охотничьих ресурсов и зоны нагонки и натаски собак охотничьих пород, находящихся в составе закрепленных за ним охотничьих угодий.
Решением Орловского областного суда от 6 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 апреля 2023 года, Общество просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на несоответствии оспариваемых положений Схемы требованиям закона и охотхозяйственному соглашению в части местоположения, границ и площади охотугодий. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд ошибочно положил в обоснование принятого решения суждения, изложенные в судебных актах по делу N N.
Относительно кассационной жалобы Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - Департамент) представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
По делу установлено, что Общество является охотпользователем на основании охотхозяйственного соглашения от 5 сентября 2013 года N 23, и, соответственно, субъектом отношений, регулируемых указом Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195, которым утверждена оспариваемая (в части) Схема.
Полномочия Губернатора Орловской области, утвердившего Схему, соблюдение требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие судами проверены и в кассационной жалобе не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых положений Схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды пришли к мотивированному выводу об отсутствии таких несоответствий.
Одним из видов использования лесов является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ) установлено, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Согласно статье 33 Закона о животном мире объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным названным Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Право использования охотничьих угодий и порядок заключения охотохозяйственных соглашений определяется Законом об охоте.
Так, в соответствии с пунктом 15 статьи 1 Закона об охоте охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (пункт 2 статьи 26 Закона об охоте).
В силу статьи 27 Закона об охоте (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ) в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (пункт 1).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (пункт 2).
Охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе, следующие условия: 1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; 2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; 3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; 4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; 5) срок действия охотхозяйственного соглашения; 6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство; 7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки; 8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; 9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения; 10) иные предусмотренные федеральными законами условия (пункт 4).
В силу части 7 статьи 35 Закона о животном мире на одной и той же территории, акватории несколько пользователей не могут осуществлять один и тот же вид пользования животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о животном мире принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
Проанализировав приведенные положения закона судебные инстанции отметили, что предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона; при этом в границах охотничьих угодий могут предоставляться только свободные от прав иных лиц земельные участки, в том числе участки с лесным массивом.
Судами установлено, что на основании распоряжения Правительства Орловской области от 30 сентября 2010 года N 406-р в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство и в соответствии со статьей 28 Закона об охоте Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области 25 ноября 2010 года был проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и других районах Орловской области, общей площадью 615 693 га сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Управлению лесами необходимо заключить с победителем аукциона договор аренды участков лесного фонда согласно приложению N 3 "Описание участков государственного лесного фонда" (в Верховском районе, в том числе кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", на площади 653 га).
По результатам аукциона 30 ноября 2010 года Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с победителем торгов - Организацией заключено охотхозяйственное соглашение N 2, по условиям которого Организации предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно данному соглашению.
Раздел второй соглашения содержит сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположении в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.2. соглашения, определены границы охотничьих угодий:
- Угодье в Верховском районе площадью 40 356 га в следующих границах: северная - по автодороге Залегощь - Хомутово от н. п. Верховье до поворота на п. Покровское и далее по ней до административной границы с Покровским районом; западная и южная - по административной границе с Покровским и Ливенским районами до р. Труды, восточная - по р. Труды до н.п. Русский Брод, далее по железной дороге до н.п. Верховье. За исключением земель населенных пунктов.
- Угодье в Должанском районе площадью 41 998 га.
- Угодье в Знаменском районе площадью 26 570 га.
- Угодье в Колпнянском районе площадью 53 401 га.
- Угодье в Кромском районе площадью 52 996 га.
- Угодье в Ливенском районе площадью 69 176 га.
- Угодье в Малоархангельском районе площадью 30 952 га.
- Угодье в Мценском районе площадью 61 440 га.
- Угодье в Новодеревеньковском районе площадью 54 044 га.
- Угодье в Орловском районе площадью 55 923 га.
- Угодье в Свердловском районе площадью 48 662 га.
- Угодье в Сосковском районе площадью 29 214 га.
- Угодье в Троснянском районе площадью 31 818 га.
- Угодье в Хотынецком районе площадью 10 454 га.
- Угодье в Шаблыкинском районе площадью 37 886 га.
Площадь охотничьих угодий составляет 615 693 га.
Согласно пункту 2.2.2 соглашения, предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья лесные участки в числе прочих в Верховском районе:
- кварталы 1-6, 10-15 Русско-Бродского участкового лесничества ОГУ "Ливенское лесничество" на площади 745 га;
- кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" на площади 653 га.
Общая площадь лесных участков 1 398 га.
В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 30 сентября 2010 года N 406-р и пунктом 8.2.23 охотхозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N 2, Управление лесами Орловской области (арендодатель) и Организация (арендатор) заключили договор аренды от 22 декабря 2010 года N 9 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование часть лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе в отношении кварталов 10-15, 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество". Срок действия договора устанавливается с момента подписания на срок действия охотхозяйственного соглашения (до 30 ноября 2059 года). Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Орловской области 8 февраля 2011 года.
Таким образом, по условиям охотхозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N 2 лесной участок в кварталах 10-15, 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" был передан в аренду Организации.
Между Организацией охотников и рыболовов (арендатор) и Обществом (субарендатор) заключен договор субаренды от 1 сентября 2015 года N 9/1 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, по которому арендатор, действующий с согласия арендодателя - Управления лесами Орловской области на основании подпункта "д" пункта 10 договора аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от 22 декабря 2010 года N 9, обязуется за плату предоставить, а субарендатор обязуется принять во временное пользование (в субаренду) кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества. Данный договор субаренды был расторгнут 28 июня 2019 года.
Распоряжением Правительства Орловской области от 15 июля 2013 года N 273-р Управлению по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области предписано провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах сроком на 49 лет, в том числе в Верховском районе в следующих границах;
- северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки ее пересечения с административной границей Верховского района у н. п. Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;
- восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки ее схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;
- южная - по административной границе Верховского района от точки ее схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;
- западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до ее пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье, за исключением земель населенных пунктов (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.3 распоряжения с победителем аукциона подлежит заключению охотхозяйственное соглашение.
В пункте 6.2 приложения к названному распоряжению указано, что общая площадь охотничьих угодий составляет 17 574 га.
1 сентября 2013 года на основании названного распоряжения Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах Орловской области площадью 17 574 га сроком на 49 лет, с победителем которого - Обществом было заключено охотхозяйственное соглашение от 5 сентября 2013 года N 23.
По условиям данного соглашения Обществу предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в следующих границах охотничьих угодий в Верховском и Покровском районах Орловской области.
В частности, в Верховском районе в следующих границах:
- северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки её пересечения с административной границей Верховского района у н.п. Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;
- восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки её схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;
- южная - по административной границе Верховского района от точки её схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;
- западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до ее пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье. За исключением земель населенных пунктов (пункт 2.1.2 соглашения).
Согласно пункту 2.1.3 соглашения, площадь охотничьего угодья составляет 17 574 га.
В пункте 2.2.1 указано, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности, отсутствуют.
Судами отмечено, что по условиям охотхозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N 2 лесной участок в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества был передан Организации по договору аренды N 9, право пользования Организации на момент заключения соглашения от 5 сентября 2013 года N 23 не прекращалось, а в силу закона в границах охотничьих угодий могут предоставляться только свободные от прав иных лиц земельные участки, при этом лесные участки по соглашению N 23 в пользование Общества не передавались.
В этой связи судами отклонены доводы Общества со ссылкой на положения части 3 статьи 47 Закона о животном мире о том, что Указом Губернатора прекрашено его право пользования на части территории, предоставленной ему охотхозяйственным соглашением, и о том, что Схема составлена без учета материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов государственного охотхозяйственного реестра.
Приведенная в кассационной жалобе аргументация не ставит под сомнение правильность указанных выводов судебных инстанций.
Кроме того, судами установлено, что 28 января 2020 года Департаментом в адрес Общества направлено письменное обращение, в котором указано на необходимость внесения изменений в пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1 соглашения.
Поскольку Общество не ответило на обращение, Департамент обратился в Арбитражный суд Орловской области с требованиями о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение, заключенное с Обществом 5 сентября 2013 года: в пункт 2.1.2 после слов "За исключением земель населенных пунктов" дополнить его следующими словами "и кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га"; в пункт 2.1.3: "Площадь охотничьего угодья 16921 га"; в пункт 2.2.1: "Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки отсутствуют".
Требования мотивированы тем, что данная территория на момент заключения охотхозяйственного соглашения от 5 сентября 2013 года N 23 была обременена арендой для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в пользу Организации, в связи с чем не могла быть предоставлена в составе охотничьих угодий Обществу
В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 года по данному делу отмечено, что на основании охотхозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N 2 территория кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества передана в пользование Организации, в связи с чем спорный лесной участок на момент заключения с Обществом охотхозяйственного соглашения от 5 сентября 2013 года N 23 был обременен правами Организации и не мог быть предметом аукциона на передачу в пользование Обществу ввиду невозможности одновременного использования одних и тех же участков разными охотпользователями. С таким выводом согласился Арбитражный суд Центрального округа (постановление от 24 декабря 2021 года), отклонив кассационную жалобу Общества на мотивировочную часть апелляционного постановления в части выводов об исключении права пользования спорным лесным участком из предмета аукциона 2013 года.
Данные обстоятельства правильно в соответствии с положениями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были учтены судами при рассмотрении настоящего дела. Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на субъективном, ограничительном толковании процессуального закона без учета необходимости обеспечения непротиворечивости судебных актов.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, касающихся прав Организации на спорный лесной участок и невозможности передачи Обществу обремененного лесного участка по охотхозяйственному соглашению, судами были обоснованно отклонены доводы Общества о том, что оспариваемые положения Схемы не соответствуют охотхозяйственным соглашениям от 30 ноября 2010 года N 2 и от 5 сентября 2013 года N 23. Аналогичные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия согласна.
Ссылки автора кассационной жалобы на возможность заключения Обществом как победителем аукциона договора аренды по истечении срока действия обременений не могут быть приняты во внимание, поскольку, во-первых, обремененный лесной участок не мог быть предметом аукциона, во вторых, наличие такой возможности в будущем не ставит под сомнение верность актуальной схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
Отклоняя утверждения Общества о несоответствии площади закрепленных за ним охотничьих угодий, указанной в пункте 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год", содержащейся в пункте 1.1 раздела III Схемы, этой площади, указанной в охотхозяйственном соглашении от 5 сентября 2013 года N 23, судебные инстанции отметили, что согласно охотхозяйственному соглашению от 5 сентября 2013 года N 23 площадь закрепленных за Обществом охотничьих угодий составляет 17 574 га. Согласно пункту 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год", содержащейся в пункте 1.1 раздела III Схемы, площадь закрепленных за Обществом охотничьих угодий составляет 17, 71 тыс. га (в том числе в Верховском районе - 11, 65 тыс. га, в Покровском районе - 6, 06 тыс. га).
При заключении охотхозяйственного соглашения с Обществом кадастровые работы по установлению границ охотничьих угодий не проводились, картографическая информация о границах охотничьих угодий в соглашении не содержится, координатное описание всех поворотных точек отсутствует; площадь охотничьих угодий измерялась ориентировочно, согласно текстовому описанию их границ.
Во вводной части Схемы указано, что основу Схемы составляют материалы, полученные в ходе исполнения государственного контракта от 2 мая 2021 года N 1-СОУ на выполнение научно-исследовательской работы по разработке Схемы (исполнитель - общество с ограниченной ответственностью "Датум Групп"). Из содержания подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Датум Групп" отчета по результатам выполнения государственного контракта на разработку схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области (приложение Д), следует, что границы охотничьих угодий Общества определены на основе сведений о характерных точках этих границ в системе координат МСК-57, предусмотренной приказом Управления Росреестра по Орловской области от 22 марта 2018 года N П/34 "Об использовании местной системы координат МСК-57 на территории Орловского кадастрового округа".
При таких данных, вопреки доводам кассационной жалобы, не имеется оснований считать, что в пункте 1.1 раздела III Схемы (пункт 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год") допущено неверное указание площади закрепленных за Обществом охотничьих угодий, существенно отличающееся от данных охотхозяйственного соглашения, как на этом настаивает заявитель кассационной жалобы.
С учетом изложенного оспариваемая в части Схема обоснованно признана судами соответствующей законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Такие основания для отказа в удовлетворении административного иска по настоящему делу имелись.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.