Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чайковского М. В. на решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 7 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Чайковского М. В. к главе администрации городского округа город Воронеж Кстенину В.Ю, исполняющему обязанности заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству Головацкому А.В, администрации городского округа город Воронеж, управлению строительной политики администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения административного истца Чайковского М.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чайковский М.В, обратился в суд с названным административным иском, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие, допущенное главой администрации городского округа город Воронеж Кстениным В.Ю, исполняющим обязанности заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству Головацким А.В, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за исполнением постановления администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ N N о развитии застроенной территории, жилого квартала, "адрес"; непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, "адрес"; в непроведении мероприятий по планировке территории, общественному обсуждению и реконструкции транспортной развязки "адрес"; возложить на административных ответчиков обязанность восстановить его нарушенное право путем обеспечения проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории.
Требования мотивировал тем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" в котором он зарегистрирован и проживает, N года постройки, отнесен к категории ветхих. Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома не производился, он включен в муниципальную адресную программу "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж", а также в адресный перечень домов, подлежащих сносу. При проведении проверки прокуратурой выявлены нарушения при реализации муниципальной адресной программы, в целях их устранения внесено представление ДД.ММ.ГГГГ, которое рассмотрено администрацией городского округа город Воронеж и удовлетворено. Вместе с тем аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории в установленные сроки - 3 квартал 2021 года, проведен не был. Бездействие административных ответчиков влечет нарушение его права на комфортное и безопасное проживание.
Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 14 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 7 июня 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, направленной 7 сентября 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 21 сентября 2022 года), Чаковский М.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение. Выражает несогласие с выводами судом нижестоящих инстанций, считает, что судами нарушены нормы процессуального права, не установлены имеющие значение обстоятельства, дана неверная оценка имеющимся в деле доказательствам.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N принято решение о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного "адрес" ориентировочной площадью 4, 3 га, утвержден перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Многоквартирный жилой дом N N "адрес" включен в адресный перечень домов муниципальной адресной программы "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж", в редакции, утвержденной решением Воронежской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ N N.
Срок реализации данной муниципальной адресной программы предусмотрен до 2030 года, при этом сроки проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории после принятия решения об этом на федеральном уровне законодательно не закреплены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания бездействия административных ответчиков незаконным, так как доказательств виновного бездействия административных ответчиков не представлено.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, регулировались положениями ст. 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые были внесены в данный кодекс Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменении в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ.
Данным законом введено понятие "развитие застроенной территории", которое означает снос, реконструкцию зданий, строений, сооружений, являющихся аварийными или подлежащими сносу, реконструкции по иному основанию, и осуществление нового строительства на освобожденной территории.
В соответствии с частью 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ) решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Пунктами 1, 2 части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ) предусмотрено, что решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
- многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
- многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ч. 6 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ) аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок.
В силу положений части 2 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ) решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о развитии застроенной территории.
Согласно части 6 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в сети "Интернет", а также опубликовывается организатором аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Решением Воронежской городской Думы от 14 июля 2010 года N 150-Ш утверждена муниципальная адресная программа "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе г. Воронеж".
Многоквартирный дом N N "адрес", расположенный в жилом квартале, "адрес", включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции.
Согласно муниципальной адресной программе "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж" общее руководство и текущее управление реализацией мероприятий программы осуществляет управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж.
Муниципальная адресная программа "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж" является основанием для принятия главой городского округа город Воронеж решения о развитии застроенных территорий в соответствии со статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок подготовки решения о развитии застроенных территорий, порядок приема, рассмотрения, подготовки документов, необходимых для принятия решения о развитии застроенных территорий, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий городского округа город Воронеж, порядок заключения договоров определялся Положением, утвержденным постановлением администрации городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N "О развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж".
В соответствии с пунктом 2.8. Положения о порядке принятия решений о развитии застроенных территорий и проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в городском округе г. Воронеж (далее - Положение) организация процесса подготовки и принятия решения о развитии застроенной территории осуществляется управлением строительной политики администрации городского округа город Воронеж по поручению главы городского округа город Воронеж.
Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж обеспечивает:
- взаимодействие между структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж;
- организацию работы по обращениям потенциальных участников аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;
- подготовку и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;
- подготовку проекта договора о развитии застроенной территории, его согласование в структурных подразделениях администрации городского округа город Воронеж и территориальных органах, а также его подписание по итогам аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;
- учет и контроль реализации заключенных договоров о развитии застроенной территории.
Согласно пункту 3.1 Положения (в редакции постановления администрации городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N) решение о проведении аукциона принимается главой администрации городского округа город Воронеж путем издания постановления администрации городского округа город Воронеж. Организатором аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в городском округе город Воронеж выступает администрация городского округа город Воронеж. Подготовку проекта постановления администрации городского округа город Воронеж о развитии застроенной территории, организацию и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории обеспечивает управление строительной политики. Постановление подлежит опубликованию в газете "Берег" и размещению на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет www.voronezh-city.ru, а также размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.
На основании пункта 3.2 Положения в случае если на территории, в отношении которой принято решение о развитии, расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решение о проведении аукциона может быть принято по истечении 6 месяцев, если собственником или собственниками такого многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома или от них будет получен добровольный отказ от проведения сноса или реконструкции.
В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.
В случае добровольного отказа собственниками многоквартирного дома от получения разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома решение о проведении аукциона может быть принято до истечения 6-месячного срока.
Согласно пункту 3.4. Положения после вступления в силу постановления администрации городского округа город Воронеж о развитии застроенной территории управление строительной политики:
- составляет проект договора о развитии застроенной территории в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, и с учетом информации профильных структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж о наличии в границах территории потребности в объектах образования, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения;
- после составления проекта договора о развитии застроенной территории в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивает организацию и проведение оценки выкупной стоимости жилых помещений и права заключения договора о развитии застроенной территории для определения начальной цены предмета аукциона и размера возмещения за изымаемые жилые помещения, расположенные в границах этой территории.
Начальная цена предмета аукциона определяется в результате проведения оценки объекта оценки - земельного участка (земельных участков), расположенного (расположенных) в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории. При этом начальной ценой предмета аукциона будет являться рыночная стоимость объекта оценки, определенная в результате проведенной оценки, с учетом затрат на проведение работ по оценке;
в 60-дневный срок после получения отчета об оценке права на заключение договора о развитии застроенной территории готовит документацию на проведение аукциона в соответствии с пунктами 3.12 и 3.13 настоящего Положения.
Постановлением администрации городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N принято решение о развитии застроенной территории жилого квартала, "адрес".
Согласно пункта 4 постановления администрации городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N (в редакции постановления администрации городского округа г. Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N) к правоотношениям, связанным с исполнением решений о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж, принятых до 30 декабря 2020 года, внесением изменений в такие решения и признанием таких решений утратившими силу (отменой таких решений), применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30 декабря 2020 года, Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30 декабря 2020 года, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий".
Исходя из Положения о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж, утвержденное постановлением администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N, срок проведения аукциона определяется периодом времени, необходимым для подготовки аукционной документации, а также наличием обращений инвесторов, которые по данному кварталу намерение принять участие в аукционе не выразили. Ранее поданное заявление ООО "ИП К.И.Т" было отозвано.
При этом, постановлением ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N внесены изменения, схема застроенной территории жилого квартала, ограниченного "адрес", ориентировочной площадью 4, 25 изложена в новой редакции, управлению строительной политики администрации городского округа город Воронеж поручено обеспечить организацию и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, "адрес".
Постановлением администрации городского округа город Воронеж ДД.ММ.ГГГГ N N дом N N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственника жилого помещения по адресу: "адрес" направлено уведомление о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу с разъяснением положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного выводы судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются правильными, поскольку судами не установлено виновного бездействия административных ответчиков, оспариваемого Чайковским В.М.
При этом судами правильно принято во внимание, что реализация муниципальной адресной программы "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж предусмотрена в течение 2017-2030 годов. Соответственно, оспариваемое бездействие не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов административного истца, так как адресная программа предусмотрена до 2030 года.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах нижестоящих инстанций и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судами обеих инстанций или опровергали бы выводы принятых по делу судебных постановлений, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене состоявшихся по административному делу судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чайковского М. В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.