Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Карасовой Н.Х, Сергеева С.С.
рассмотрела кассационную жалобу департамента здравоохранения г. Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 31 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению департамента здравоохранения г. Севастополя к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Овсянниковой К.И, Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю об оспаривании постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
департамент здравоохранения г. Севастополя (далее - департамент) обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным постановление Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Межрайонное отделение) от 14 сентября 2022 года о взыскании с департамента исполнительского сбора по исполнительному производству N; освободить департамент от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения Овсянниковой К.И. по исполнительному производству от 25 августа 2022 года N.
В обоснование административного иска департамент указал, что решением суда на департамент была возложена обязанность обеспечить ФИО медицинскими изделиями на весь период лечения из расчета 26 штук на год. Межрайонным отделением 25 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство, требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течение суток. 14 сентября 2022 года в связи с неисполнением департаментом в установленный срок указанного постановления судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Департамент с данным постановлением не согласился, в связи с чем обратился в суд.
Впоследствии департамент заявленные требования уточнил и просил освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения Овсянниковой К.И. по исполнительному производству от 25 августа 2022 года N
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2022 года административный иск удовлетворен частично, уменьшен размер взыскиваемого с департамента исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения Овсянниковой К.И. от 14 сентября 2022 года по исполнительному производству от 25 августа 2022 года N до 37 500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 31 января 2023 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 апреля 2023 года, департамент ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 31 января 2023 года. Как указывает заявитель, департамент принимал все возможные меры для обеспечения ФИО системой непрерывного мониторинга глюкозы. Ссылается на то, что срок действия одного датчика - 14 дней, в связи с чем в настоящее время на период до 10 августа 2023 года ФИО обеспечен данным медицинским изделием. По мнению департамента, он не уклонялся от обязанности обеспечить ФИО необходимыми медицинскими изделиями, проявил должную степень заботливости и осмотрительности, предпринял для этого все необходимые меры. Считает, что нельзя вменять в вину департаменту тот факт, что поставщики не подавали заявку на участие в закупке. Также обращает внимание на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права, выразившиеся в допуске административного ответчика к участию в деле.
Определением судьи от 12 мая 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились, от департамента поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что департамент обладал сведениями об ограничении поставок медицинских изделий, однако действенных мер по обеспечению несовершеннолетнего ФИО медикаментами не предпринял. Вместе с тем, учитывая, что в настоящее время департаментом принимаются активные действия по реализации судебного решения, в частности, поднадзорным учреждением организована публикация извещений о проведении закупки медицинских изделий, заключаются государственные контракты, суды пришли к выводу об уменьшении исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда не может согласиться с выводами судов об отсутствии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему законом права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Закона N 118-ФЗ).
Исполнительский сбор как санкция штрафного характера представляет собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения; с учетом положений части 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О, пункты 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50).
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса о том, принял ли департамент все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Предметом административного иска являются требования департамента об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения Овсянниковой К.И. от 14 сентября 2022 года о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства N
Из материалов дела видно, что Межрайонным отделением 25 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство N в отношении должника - департамента с предметом исполнения: возложить на департамент обязанность обеспечить ФИО, "данные изъяты" года рождения, на весь период лечения медицинскими изделиями, необходимыми для мониторинга уровня глюкозы в крови: датчиками (сенсорами) ФМГ FreeStyle Libre для системы мониторинга глюкозы из расчета 26 штук на год (срок службы 1 датчика (сенсора) 14 дней).
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течение суток с момента получения должником копии данного постановления.
14 сентября 2022 года судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения Овсянникова К.И. вынесла постановление о взыскании с департамента исполнительского сбора по исполнительному производству в размере 50 000 рублей, установив должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 23 сентября 2022 года.
Вместе с тем, как в административном иске, так и в апелляционной, кассационной жалобах департамент обращал внимание на то, что для устранения нарушений, указанных в исполнительном документе, должником принимались активные действия по реализации судебного решения.
Так, функциями государственного заказчика при осуществлении закупок, товаров, работ, услуг по мероприятиям государственной программы г. Севастополя "Развитие здравоохранения в городе Севастополе" согласно распоряжению Правительства Севастополя от 18 февраля 2021 года N наделено Государственное казенное учреждение Севастополя "Медицинский склад N1043" (далее - ГКУС "Медицинский склад N 1043).
Заявка на пациента ФИО поступила в департамент согласно письму ГБУЗС "Севастопольская городская больница N 9" от 27 января 2022 года и не вошла в сводную годовую заявку на закупку указанных медицинских изделий, в связи с чем в целях организации проведения закупочных процедур расходных материалов к СНМГ FreeStyle Libre департаментом в адрес ГКУС "Медицинский склад N 1043" 1 февраля 2022 года была направлена дополнительная сводная годовая заявка на закупку данных изделий в количестве 234 упаковок, в том числе и для ФИО
С февраля до сентября 2022 года ГКУС "Медицинский склад N 1043" принимались меры по осуществлению закупки данных медицинских изделий в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещались запросы котировок в электронной форме.
Однако на протяжении длительного времени заявок не поступало, поставки указанных медицинских изделий на территорию города Севастополя с февраля до сентября 2022 года были ограничены, в связи с чем запросы котировок признавались не состоявшимися.
Кроме того, ГКУС "Медицинский склад N 1043" в адрес руководства "данные изъяты", являющегося уполномоченным представителем " "данные изъяты" - производителя сканеров и датчиков FreeStyleLibre системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyleLibre, было направлено письмо с просьбой о выделении необходимого количества данных расходных материалов для обеспечения потребности отдельных категорий граждан в г. Севастополе. Согласно ответу "данные изъяты" официальным дистрибьютором расходных материалов к CНМГ является "данные изъяты"
В 2022 году (до момента выхода поставщиков данных медицинских изделий на оптовый рынок Российской Федерации) ГКУС "Медицинский склад N 1043" велись переговоры в телефонном режиме с представителем "данные изъяты" по согласованию поставки СНМГ FreeStyleLibre в город Севастополь, в результате которых были получены отказы.
ГКУС "Медицинский склад N 1043" было направлено письмо в адрес "данные изъяты" с просьбой об оказании содействия в выделении необходимого объема вышеуказанных медицинских изделий для обеспечения отдельных категорий граждан города Севастополя. 16 августа 2022 года аналогичное письмо в "данные изъяты" направлено Департаментом (получен отказ).
16 августа 2022 года департамент направил обращения официальным дистрибьюторам расходных материалов к СНМГ "данные изъяты" и "данные изъяты" об оказании содействия по поставке датчиков FreeStyle Libre для системы мониторинга глюкозы в интерстициальной жидкости.
Также департаментом было направлено письмо в адрес Минздрава России и прокуратуры г. Севастополя с просьбой об оказании содействия в организации поставки данных изделий медицинского назначения в г. Севастополь. Минздравом России данное обращение перенаправлено в Минпромторг России по компетенции.
Помимо этого, департаментом в адрес Минпромторга России направлено письмо с указанием потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях (расходных материалов к СНМГ FreeStyleLibre) для обеспечения льготной категории граждан, находящихся в дефектуре и риск дефектуры которых зафиксирован в городе Севастополе. Ответ не поступил.
Письмом от 15 апреля 2022 года N департамент поручил главным врачам медицинских организаций организовать работу в части проведения врачебных консилиумов на предмет назначения пациентам с заболеванием "Сахарный диабет" тест-полосок для измерения уровня глюкозы в крови ввиду невозможности обеспечения СНМГ FreeStyleLibre, поставки которых на территорию г. Севастополя с февраля до сентября 2022 года были ограничены. В рамках указанного поручения медицинскими организациями была организована соответствующая работа для назначения и выдачи тест-полосок.
Граждане, обращающиеся на горячую линию Управления по лекарственному обеспечению и лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности департамента, были осведомлены о необходимости посещения врача по профилю "Эндокринология" для получения льготных рецептов на тест-полоски для возможности контроля уровня глюкозы в крови.
Согласно электронному реестру льготных рецептов ФИО получал тест-полоски, что гарантировало возможность осуществления своевременного мониторинга уровня глюкозы в крови до момента поставки датчиков FreeStyle Libre в город Севастополь.
В целях обеспечения Коротченко О.А. датчиками FreeStyle Libre для системы мониторинга глюкозы в интерстициальной жидкости 12 сентября 2022 года в ЕИС ГКУС "Медицинский склад N 1043" размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N
23 сентября 2022 года по результатам проведения вышеуказанной закупки ГКУС "Медицинский склад N 1043" с "данные изъяты" заключен государственный контракт N на поставку датчиков для мониторинга глюкозы для льготной категории граждан, в рамках которого в октябре 2022 года осуществлена поставка 80 упаковок датчиков FreeStyle Libre.
При этом на данное медицинское изделие были поданы заявки еще на 67 детей-инвалидов в течение 2022 года, в связи с чем было принято решение об организации выписки льготных рецептов на получение каждым ребенком по 1-й упаковке указанного медицинского изделия детьми-инвалидами, страдающими заболеванием "Сахарный диабет 1 типа", в том числе ФИО, до осуществления следующей закупки.
Помимо этого в целях исполнения решения суда ГКУС "Медицинский склад N 1043" с "данные изъяты" заключены государственные контракты от 31 октября 2022 года, 5 декабря 2022 года и 11 января 2023 года на поставку датчиков для мониторинга глюкозы для льготной категории граждан.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами (л. д. 13 - 29, 47 - 52, 77 - 85, 102 - 122).
Кроме того, департамент письмом от 26 августа 2022 года N в Межрайонное отделение предоставил информацию о невозможности исполнить требования исполнительного документа в течение срока, указанного в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Изложенное свидетельствует о том, что у департамента имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным.
Между тем, несмотря на то, что департамент ссылался в административном иске на наличие объективных причин, исключающих возможность исполнить решение суда в течение одного дня со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, то есть должник фактически указывал на отсутствие вины в неисполнении исполнительного документа, суд первой инстанции названный довод с учетом фактических обстоятельств не проверил, ограничился формальной правовой оценкой соответствия постановления о взыскании исполнительского сбора требованиям Закона N 229-ФЗ, посчитав возможным уменьшить размер исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 31 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Освободить департамент здравоохранения г. Севастополя от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю от 14 сентября 2022 года по исполнительному производству от 25 августа 2022 года N
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.