Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шорина Николая Александровича к областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Володарского района" о признании незаконным приказа в части размере и периода выплаты пособия по безработице, возложении обязанности произвести перерасчет пособия по безработице
по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Володарского района" на решение Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Шорин Н.А. обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Володарского района" (далее - ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района"), в котором просил:
- признать незаконным приказ ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" от 02 декабря 2021 года N в части размера и периода выплаты пособия по безработице;
- возложить на ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" обязанность произвести перерасчет пособия по безработице исходя из средней заработной платы с учетом максимальной величины пособия по безработице на 12 месяцев для категории граждан предпенсионного возраста, с 26 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 12 130 рублей, с 01 января 2022 года по 25 ноября 2022 года в размере 12 792 рублей.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года исковые требования Шорина Н.А. удовлетворены.
Признан незаконным приказ ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" от 02 декабря 2021 года N в части размера и периода выплаты пособия по безработице.
На ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" возложена обязанность произвести перерасчет пособия по безработице Шорину Н.А. исходя из средней заработной платы с учетом максимальной величины пособия по безработице на 12 месяцев для категории граждан предпенсионного возраста, с 26 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 12 130 рублей, с 01 января 2022 года по 25 ноября 2022 года в размере 12 792 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 мая 2022 года решение Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив по делу новое решение об отказе Шорину Н.А. в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района", ссылаясь на положения статей 30, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" указывает, что для граждан, в том числе для граждан, относящихся к категории предпенсионеров, осуществлявших трудовую и иную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к выполнявшим иную деятельность. Поскольку глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления, который избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса или на сходе граждан, осуществляющим полномочия представительного органа муниципального образования, и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, то с ним контракт (трудовой договор) не заключается.
Обращает внимание, что выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением населением конкретного муниципального образования своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений.
Указывает, что поскольку истец проходил муниципальную службу, его полномочия как главы местной администрации прекращены по основаниям, установленным Уставом муниципального образования в соответствии с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, нормы трудового законодательства к вышеуказанным отношениям не применимы. Считает, что аналогия между нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации недопустима, а применение судом первой и апелляционной инстанции к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации является необоснованным и несостоятельным, при этом получение выплат и иных вознаграждений, а также оплата страховых взносов, само по себе не является основанием для отнесения лица к гражданам находящимся в трудовых отношениях, поскольку страховые взносы уплачиваются также индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, в отношении лиц, работающих по договорам гражданско-правого характера, при этом указанной категории занятых граждан пособие по безработице назначается в минимальном размере.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шорин Н.А. со 02 августа 2018 года по 19 сентября 2019 года работал в СПК "Орхидея", 20 сентября 2019 года избран главой муниципального образования "Тишковский сельсовет" и 19 октября 2021 года его полномочия прекращены в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Устава муниципального образования "Тишковский сельсовет" Совет муниципального образования "Тишковский сельсовет".
Согласно справке администрации муниципального образования "Тишковский сельсовет" Шорин Н.А. выполнял работу (проходил службу) с 20 сентября 2019 года по 19 октября 2021 года, средний заработок за последние 3 месяца составил 44 995, 91 рублей.
26 ноября 2021 года Шорин Н.А. через портал "Работа в России" обратился в ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" с заявлением N о постановке на учет в качестве безработного.
Приказом ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" N от 02 декабря 2021 года Шорин Н.А. признан безработным, ему назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с 26 ноября 2021 года. Установлен период выплаты пособия по безработице на 3 месяца с 26 ноября 2021 года по 25 февраля 2022 года в размере минимальной величины пособия 1500 рублей.
Из ответа ОГКУ "Центр занятости населения Володарского района" от 18 января 2022 года, данного на обращение Шорина Н.А. по вопросу установленного размера пособия по безработице, следует, что порядок определения размера пособия по безработице исходя из размера среднего заработка применим быть не может, поскольку осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления - главы муниципального образования не является трудовыми отношениями.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 2, 5, 30, 34.2, 36 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", исходил из того, что пособие по безработице Шорину Н.А. должно быть назначено продолжительностью 12 месяцев в процентном соотношении к среднему заработку по последнему месту работы в должности главы муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 30, частями 1 и 3 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку истец не относится к числу к граждан, которым в соответствии с частью 2 статьи 30, частью 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие назначается сроком на 3 месяца в минимальном размере, при этом осуществление Шориным Н.А. полномочий выборного лица местного самоуправления на постоянной основе и на условиях возмездной оплаты труда в силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации имеет характер трудовой функции.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1 статьи 3 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".
Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице устанавливается ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2393 максимальная величина пособия по безработице на 2021 года в первые три месяца составляет 12 130 рублей, в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице - для граждан 5 000 рублей, за исключением граждан предпенсионного возраста; для граждан предпенсионного возраста размер пособия составляет также 12 130 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года N 1940 размер данного пособия для граждан предпенсионного возраста на 2022 год установлен в размере 12 792 рубля.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к гражданам предпенсионного возраста относятся граждане в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
Судом установлено, что Шорин Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отнесен к категории лиц предпенсионного возраста.
В соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 указанной статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что поскольку истец Шорин Н.А. в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель состоял в должности главы муниципального образования "Тишковский сельсовет", то пособие по безработице подлежало начислению в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
Выводы нижестоящих судов о том, что поскольку за исполнение полномочий главы муниципального образования "Тишковский сельсовет" Шорину Н.А. установлена оплата труда, то он не может быть отнесен к числу граждан, которым на основании части 2 статьи 30, части 1 статьи 34 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице назначается в минимальном размере сроком на 3 месяца, основаны на законе.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в оспариваемых судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 мая 2022 года являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Володарского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.