Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
с участием прокурора Давыдова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Геленджик в интересах Марченко Надежды Владимировны к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о взыскании компенсации за питание
по кассационной жалобе Марченко Надежды Владимировны и кассационному представлению прокуратуры Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор города Геленджика обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО10 с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о возложении обязанности произвести выплату законному представителю ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Марченко Н.В. компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01 сентября 2018 года по 20 апреля 2021 года в размере 50 477, 32 рублей.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 февраля 2022 года иск прокурора города Геленджика удовлетворен.
На администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик возложена обязанность произвести выплату законному представителю ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Марченко Н.В. компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01 сентября 2018 года по 20 апреля 2021 года в размере 50 477, 32 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 июня 2022 года решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 февраля 2022 года отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурора города Геленджика просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационного представления прокурор города Геленджика указывает, что судом апелляционной инстанции не исследовался вопрос о том, как в образовательном учреждении организовано питание. Критикует выводу суда апелляционной инстанции о том, что возможность замены питания денежной компенсацией не предусматривалась до 01 апреля 2021 года, а именно до принятия постановления главы города Геленджика от 01 апреля 2021 года N 580, которым утвержден порядок организации платного горячено питания (завтрак и обед) детям с ограниченными возможностями здоровья и детям инвалидам, имеющим статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования города Геленджика и выплаты денежной компенсации за питание детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования города Геленджика, получающих образование на дому. Указывает на противоречивость выводов суда апелляционной инстанции о том, что Марченко Н.В. не обращалась в администрацию г. Геленджика либо в образовательное учреждение с заявлением о выплате ребенку-инвалиду ФИО9 компенсации за питание, в связи с чем у ответчика обязанности в ее выплате не возникло, одновременно указав, что даже в случае подачи Марченко Н.В. заявления о выплате денежной компенсации до 01 апреля 2021 года оно бы не было удовлетворено ввиду отсутствия нормативного правового акта, предусматривающего замену питания денежной компенсацией. Полагает, что отсутствие в нормативных правовых актах прямого указания на возможность получения обучающимися с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
В кассационной жалобе законный представитель несовершеннолетнего ФИО6 - Марченко Н.В. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы законный представитель несовершеннолетнего ФИО6 - Марченко Н.В. критикует выводы суда апелляционной инстанции относительно заявительного характера выплаты компенсации за питание учащимся с ограниченными возможностями на дому. Полагает, что то обстоятельство, что ею не подано в образовательную организацию заявление о выплате денежной компенсации взамен питания, не может повлечь за собой отказ в удовлетворении иска, поскольку в период с 01 сентября 2018 года по 20 апреля 2021 года порядок замены обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, питания денежной компенсацией не предусматривался. Указывает, что ответчиком не представлено в суд доказательств реализации права ребенка-инвалида на получение бесплатного двухразового питания иным способом, что существенно нарушило его права.
Прокурор Давыдов А.А. в судебном заседании кассационное представление поддержал по изложенным в ней доводам, полагал кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения по доводам кассационного представления, изученным материалам дела, имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Геленджика проведена проверка по соблюдению прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО6 по обращению его законного представителя Марченко Н.В. на получение компенсации за питание, как находящемуся на домашнем обучении, по результатам которой установлено, что Марченко Н.В. является матерью несовершеннолетнего ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является ребенком-инвалидом с 10 января 2020 года.
ФИО6 с 01 сентября 2018 года обучается в МБОУ ООШ N21 в "адрес" как ребенок инвалид.
В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования г. Геленджик от 03 марта 2014 года N5 ФИО6, являющемуся ребенком инвалидом, подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На основании вышеуказанного заключения для несовершеннолетнего в 2018-2021 года организовано обучение на дому.
20 апреля 2021 года законный представитель Марченко А.А. обратилась с заявлением к исполняющему обязанности директора МБОУ ООШ N21 на выплату ребенку-инвалиду ФИО6 компенсации за питание, которое по результатам рассмотрения удовлетворено и с момента обращения законному представителю начата выплата соответствующей компенсации.
08 декабря 2021 года Марченко Н.В. обратилась в прокуратуру города Геленджика с обращением, в котором просила прокурора обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида, для выплаты ей компенсации за питание ребенка-инвалида с 01 сентября 2018 года, то есть с момента начала его обучения в школе.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 17, 28, 34, 37, 41, 44, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 01 апреля 2021 года N580, исходил из того, что право на получение компенсации за питание ребенка-инвалида возникает с момента начала обучения несовершеннолетнего в образовательной организации (01 сентября 2018 года), при этом неурегулированность порядка выплаты такой компенсации на местном уровне не является основанием для отказа в реализации права заявителя, поскольку это право гарантировано положениями части 7 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действовавшей на момент спорных правоотношений.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части размера компенсации и периода, за который она подлежит взысканию.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положением пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, пришел к выводу, что указанным нормативным правовым актом предусмотрен заявительный характер обращения с предоставлением определенного пакета документов, а получение компенсации обусловлено именно волеизъявлением представителя несовершеннолетнего обучающегося по домашней форме обучения и носит альтернативный характер.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы суда апелляционной инстанций основанными на неверном толковании норм материального права.
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Администрацией муниципального образования города Геленжик вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием или выплаты компенсации длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался.
Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от 01 апреля 2021 года N 580 утвержден порядок организации платного горячего питания (завтрака и обеда) детям с ограниченными возможностями здоровья и детям инвалидам, имеющим статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город-курорт Геленджик и выплаты денежной компенсации за питание детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город-курорт Геленджик, получающих образование на дому.
В соответствии с части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, поскольку статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ФИО6, обучающегося на дому, права требовать предоставления денежной компенсации стоимости горячего питания с 01 сентября 2018 года привел к нарушению части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.
Так, на основании пункта 1 части 1 статьи 23 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 года N 2770-КЗ, право на бесплатное питание, как таковое, в государственных образовательных организациях Краснодарского края имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466 (в редакции от 24 сентября 2019 г.) утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Пунктом 4 приложения N1 вышеуказанного постановления, предусмотрена выплата денежной компенсации при отсутствии горячего питания, а также при наличии только одноразового горячего питания обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере, эквивалентном стоимости горячего питания за каждый день.
Конкретный размер компенсации устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из нормативов, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 года N 485 внесены изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, Приложение 1 дополнено пунктом 5 следующего содержания:
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация), осваивающим адаптированные основные общеобразовательные программы в форме индивидуального обучения на дому (далее - обучающиеся на дому), не посещающим занятия (уроки) в образовательной организации на основании заключения медицинской организации по заболеваниям, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, перечень которых утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 года N 436н, выплачивается денежная компенсация.
Конкретный размер денежной компенсации устанавливается образовательной организацией в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Количество дней денежной компенсации обучающимся на дому рассчитывается исходя из количества учебных дней в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на дому, за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного времени, нахождения ребенка в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (во внеканикулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся на дому находится на полном государственном обеспечении.
Вместе с тем, отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 12 августа 2021 года прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 года "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Приведенные выше нормы материального права при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не учтены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами кассационной жалобы о том, что при разрешении исковых требований, судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлекшие принятие неверного судебного постановления.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 июня 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.