Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Власенко И.Г, судей Наконечной Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе Елизовского городского поселения - председателю Собрания депутатов Елизовского городского поселения Мартынюку О.Л, Елизовскому городскому поселению Елизовского муниципального района в Камчатском крае, Собранию депутатов Елизовского городского поселения, Василевской Е.П. о признании незаконными действий по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору, признании незаконными дополнительного соглашения и распоряжения
по кассационной жалобе представителя Василевской Е.П. - Григоренко В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в рамках проверки по вопросам нарушений антикоррупционного законодательства им проверено личное дело муниципального служащего - "данные изъяты" Василевской Е.П. и установлено, что Василевская Е.П. назначена на указанную должность на основании дополнительного соглашения N1 от 04.07.2022 к трудовому договору N29 от 15.06.2022 и распоряжения главы Елизовского городского поселения от 04.07.2022 года N79-л/с без подтверждения соответствия предъявляемым квалификационным требованиям. В частности, имея диплом о высшем образовании по специальности "государственное и муниципальное управление", Василевская Е.П. в соответствии с трудовой книжкой трудовую деятельность по специальности или на должностях муниципальной службы не осуществляла. По данному факту 27.07.2022 в адрес главы Елизовского городского поселения внесено представление N23/07-02-2022, которое было отклонено, меры к устранению нарушений не приняты.
В своих исковых требованиях Елизовский городской прокурор просил суд признать незаконными действия ответчиков по заключению дополнительного соглашения N1 от 04.07.2022 к трудовому договору N29 от 15.06.2022; признать незаконными дополнительное соглашение N1 от 04.07.2022 к трудовому договору N29 от 15.06.2022 и распоряжение главы Елизовского городского поселения от 04.07.2022 года N79-л/с.
Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 20.10.2022 в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке по апелляционному представлению прокурора судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02.02.2023 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ. Привлекла к участию в деле в качестве соответчиков Елизовское городское поселение Елизовского муниципального района в Камчатском крае, Собрание депутатов Елизовского городского поселения и Василевскую Е.П.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02.03.2023 решение Елизовского районного суда Камчатского края от 20.10.2022 отменено, по делу принято новое решение.
Исковые требования прокурора удовлетворены.
Признаны незаконными действия главы Елизовского городского поселения - председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения, выразившиеся в заключении с Василевской Е.П. дополнительного соглашения N1 от 04.07.2022 к трудовому договору N29 от 15.06.2022 о выполнении Василевской Е.П. обязанности по должности муниципальной службы "данные изъяты".
Признаны незаконными: дополнительное соглашение N1 от 04.07.2022 к трудовому договору N29 от 15.06.2022 и распоряжение главы Елизовского городского поселения от 04.07.2022 года N79-л/с о переводе Василевской Е.П. на должность "данные изъяты".
В удовлетворении исковых требований Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Елизовского городского поселения отказано.
В кассационной жалобе представителя Василевской Е.П. - Григоренко В.А. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции, как не соответствующего нормам материального и процессуального права.
В письменных возражениях прокурор Камчатского края просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Василевской Е.П. - Григоренко В.А, участвовавший в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи с Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края, поддержал доводы кассационной жалобы.
Глава Елизовского городского поселения Мартынюк О.Л, также участвовавший в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи с Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края, согласился с доводами кассационной жалобы.
Прокурор Плетнева С.Н. полагала кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение от 02.03.2023 подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции
Пересматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции и установив, что до замещения спорной должности Василевская Е.П. не имела стажа муниципальной (государственной) службы и не осуществляла деятельность в системе государственного и муниципального управления, в то время как условие прежнего осуществления такой деятельности (наличие соответствующего стажа не менее четырех лет) является обязательным для замещения должности муниципального служащего - руководителя "данные изъяты", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и о наличии оснований для признания оспариваемого дополнительного соглашения от 04.07.2022 к трудовому договору и распоряжения N79-л/с от 04.07.2022, в силу которых Василевская Е.П. стала замещать данную должность, незаконными.
Однако, выводы суда о невозможности замещения ответчицей указанной должности нельзя признать правильными, так как эти выводы сделаны без исследования ряда значимых для дела обстоятельств и при неверном применении норм материального и процессуального права.
Исходя из положений п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, одной из основных мер - предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
Муниципальная служба в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Положениями статьи 4 данного Федерального закона закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (ст. 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Согласно ст. 6 данного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Камчатского края от 04 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" и реестром должностей муниципальной службы в Камчатском крае должность "данные изъяты" отнесена к высшей группе должностей.
В силу ст. 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. В число типовых квалификационных требований для замещения высших, главных, ведущих должностей муниципальной службы входит наличие высшего образования. Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Аналогичные положения содержатся в Положении "О муниципальных должностях, муниципальной службе в Елизовском городском поселении", принятом решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 26 ноября 2015 года N 819.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Как установлено по делу, 15 июня 2022 года между Василевской Е.П. и Елизовским городским поселением в лице Главы Елизовского городского поселения - председателя Собрания депутатов Елизовского городского поселения - Мартынюк О.Л. заключен трудовой договор, в соответствии с которым Василевская Е.П. принята на работу на должность муниципальной службы "данные изъяты", относящуюся к главной группе должностей муниципальной службы.
04 июля 2022 года с Василевской Е.П. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 15 июня 2022 года, согласно которому она обязуется выполнять обязанности по должности муниципальной службы - "данные изъяты".
Данная должность отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
Перевод на указанную должность оформлен распоряжением N79л/с от 04 июля 2022 года.
Рассматривая дело суд установилналичие у Василевской Е.П. необходимого для замещения спорной должности высшего образования.
Признавая невозможным для Василевской Е.П. замещение должности муниципального служащего - "данные изъяты" (категория высших муниципальных должностей) суд исходил из отсутствия у нее стажа муниципальной (государственной) службы, признав, что такой стаж в данном случае является необходимым.
Между тем, суд не учел, что в соответствии с вышеприведенными требованиями Закона Камчатского края от 04 мая 2008 года N 58 "О муниципальной службе в Камчатском крае" замещение лицом, имеющим требуемое образование, спорной должности допустимо, если у данного лица имеется соответствующий стаж (не менее 4х лет) муниципальной (государственной) службы либо стаж работы по специальности, направлению подготовки.
Действующий Государственный образовательный стандарт по специальности "Государственное и муниципальное управление", утв. приказом Минобрнауки России от 10.12.2014 N1567, применим к спорным правоотношениям и предполагает возможность осуществления деятельности по данной специальности в государственных и муниципальных органах, коммерческих и некоммерческих организациях (л.д.19-21). Областью профессиональной деятельности является обеспечение эффективного управления организацией.
Учитывая, что Василевская Е.П. имеет требуемое высшее образование, окончила в 2013 году обучение в ФГБОУ ВПО "Камчатский государственный технический университет", имеет квалификацию "менеджер" по специальности "Государственное и муниципальное управление" и в период с июля 2017 года по май 2022 года осуществляла трудовую деятельность в должности "данные изъяты" суду при разрешении спора необходимо было исследовать содержание выполнявшихся Василевкой Е.П. трудовых функций в указанной руководящей должности, ее должностную инструкцию, исходя из этого проверить наличие ее стажа работы по специальности, направлению подготовки, в том числе применительно к требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности "Государственное и муниципальное управление", и с учетом этого разрешить вопрос о правомерности замещения ею высшей муниципальной должности, на которую она назначена на основании оспариваемого прокурором дополнительного соглашения от 04.07.2022 к трудовому договору и распоряжения N79-л/с от 04.07.2022.
Поскольку решение было принято судом апелляционной инстанции в нарушение вышеприведенных норм материального и процессуального права без выяснения и исследования указанных фактических обстоятельств дела, что привело (могло привести) к неправильному разрешению спора, то суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить постановленное апелляционное определение от 02.03.2023 и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, установить все значимые для дела фактические обстоятельства, без выяснения которых не возможно правильное разрешение спора, и принять по делу решение в соответствии с нормами материального и процессуального закона.
В связи с окончанием кассационного производства меры по приостановлению исполнения обжалуемого судебного акта подлежат отмене (часть 3 статьи 379.3 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02 марта 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменить приостановление исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 02 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.