Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Заскалько О.В., Пильгановой В.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Беловой Л.И. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области о включение периодов работы назначении пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области включить Беловой Л.И. в специальный стаж периоды работы... в должности медицинской сестры-анестезистки в ЦРБ N1 Муниципального учреждения здравоохранения "Наро-Фоминская районная больница N1", в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а также периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с...
Признать за Беловой Л.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.;
установила:
Белова Л.И. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области, просила обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:
...
В обоснование заявленных требований истец Белова Л.И. указала, что решением N815731/17 от 01.09.2017 г. ГУ-ГУПФ РФ N20 по г.Москве и Московской области ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности стажа лечебной деятельности, который составил 16 лет 2 месяца 14 дней. Полагая свои права нарушенными, истец Белова Л.И. обратилась с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
3 мая 2023 года протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда в связи реорганизацией ответчика произведена замена стороны ответчика с ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенного ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Семионкиной И.Л, истца Беловой Л.И, возражавших против доводов апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в части обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, 19.05.2017 года Белова Л.И обратилась в ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии досрочно, в связи с наличием стажа лечебной деятельности в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N815731/17 от 01.09.2017 г. ГУ-ГУПФ РФ N20 по г.Москве и Московской области истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия 30 лет стажа лечебной деятельности в соответствующих должностях и учреждениях здравоохранения. По результатам оценки пенсионных прав истца ответчик пришел к выводу о наличии специального стажа лечебной деятельности... при требуемом 30 лет.
Указанным решением пенсионного органа из подсчета стажа истца исключены периоды:
...
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды военной службы с 1993 по 2009 год, подлежащие зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Белова Л.И. осуществляла лечебную деятельность в должностях и учреждениях, предусмотренных утвержденными Списками, действующими в соответствующие периоды времени, работала на условиях полной занятости, в отделениях стационаров хирургического профиля, что также дает право на льготное исчисление периодов. Суд указал, что нормы пенсионного законодательства и специальные нормы, регулирующие прохождение военной службы, прямо предусматривают возможность зачета в стаж по специальности периода службы при осуществлении деятельности, с которой законодатель связывает возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия считает неверными выводы суда первой инстанции о том, что спорный период военной службы истца может быть включен в специальный стаж работы по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при доказанности выполнения деятельности по охране здоровья населения по соответствующей специальности.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Как следует из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 1 ст. 11).
Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 01.11.1999, что в частности предусматривалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
После 01.11.1999 список должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, а также действующий в настоящее время список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов военной службы и службы в правоохранительных органах.
Только за периоды, выработанные до 01.11.1999, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 17.10.2006 N 380-О, 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке по апелляционной жалобе пенсионного органа, судебная коллегия учитывает, что период прохождения военной службы, или приравненной к военной, включается в общий страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный страховой стаж при определении права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Только за периоды, выработанные до 01.11.1999, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, включение в подсчет специального стажа дальнейших периодов прохождения военной службы законодательством предусмотрено не было.
С учетом приведенного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска Беловой Л.И. и обязании ответчика включить в подсчет стажа лечебной деятельности для досрочной страховой пенсии по старости периода военной службы с 01.11.1999 по 31.05.2009г. в должности медицинской сестры-анестезиста в отдельном медицинском батальоне войсковой части 92637- как постановленного при неправильном применении норм материального права, с принятием нового решения в отмененной части- об отказе в иске.
Разрешая требования о включении периодов работы Беловой Л.И. до 01.11.1999 года в должности медицинской сестры-анестезиста в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что Белова Л.И. работала в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации (О АиР), что подтверждается послужным списком (л.д. 147), и имеет право на включение в льготном исчислении (год и шесть месяцев) в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не находит, а доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что занимаемая истцом должность отсутствует в Перечне должностей и структурных подразделений, работа в которых учитывается в льготном исчислении Списка N 781, отклоняет как несостоятельные с учетом следующего.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, по пункту 1 предусмотрена работа в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, в том числе и в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения. Должность "медицинской сестры-анестезиста" в данном структурном подразделении в качестве должности, дающей право на льготное исчисление трудового стажа, не предусмотрена.
Льготное исчисление специального стажа предоставлено медицинским сестрам-анестезистам, работающим в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии (пункт 2 Перечня).
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в периоды военной службы истца до... подлежат включению в льготном исчислении (год и шесть месяцев) в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Разрешая спор в части требований о включении в стаж периода работы с.., работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Установив, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с... приходятся на периоды работы, учтенные в стаж, дающий право на льготы, суд пришел к правомерному выводу о включении их в подсчет льготного стажа истца Беловой Л.А. в календарном исчислении, исходя из того, что за работником сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата с обязательными отчислениями в пенсионный фонд.
Оснований для иных выводов в рассматриваемой части не имеется, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Таким образом, как указано выше решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания ОСФР филиал N 2 по городу Москве и Московской области включить истцу в специальный стаж периоды работы с... в должности медицинской сестры-анестезиста в отдельном медицинском батальоне войсковой части 92637, с принятием в данной части требований нового решения об отказе в иске.
Поскольку при исключении из подсчета стажа периода работы с... г. у истца Беловой Л.И. не образуется продолжительность стажа лечебной деятельности 30 лет для права на досрочную пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", требование о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворению не подлежало. В связи с чем, решение суда первой инстанции в данной части также подлежит отмене, с принятием нового решения - об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы ответчика в остальной части повторяют позицию его возражений на иск, не содержат ссылок не обстоятельства, не исследованные судом и требующие дополнительной проверки, потому основанием для отмены или изменения решения суда в остальной части не являются и подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 ноября 2022 года отменить в части обязания ОСФР филиал N 2 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж лечебной деятельности Беловой Л.И. для досрочной пенсии по старости периоды работы с... г. в должности медицинской сестры-анестезиста.., а также отменить решение в части признания за Беловой Л.И. права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В отмененной части принять новое решение - об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение Кунцевского районного суда города Москвы от 14 ноября 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.