Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Сергеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2190/2023 по административному исковому заявлению... а... об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, утвержденных распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г.".
... В.А. с учетом изменения требований в порядке статьи 46 КАС РФ просит об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003021:1601, 77:01:0003021:1658, 77:01:0003021:1651, 77:01:0003021:1748, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года по заключению судебной экспертизы от 20 марта 2023 года в следующих размерах:
для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1601- 96 615 327 руб, для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1658 - 21 131 596 руб, для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1651 - 19 848 867 руб, для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1748 - 40 571 596 руб.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является сособственником данных объектов недвижимости; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость затрагивает его права, так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением экспертизы.
Представитель административного истца представил ходатайство об изменении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска, ходатайствовал о взыскании с административного истца расходов на проведение судебной экспертизы.
Заинтересованные лица Кожин М.В, Анисимова И.В, ППК "Роскадастр" в судебное заседание не явились, извещены.
Изучив материалы административного дела и исследовав представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца; на административного ответчика возложена обязанность доказывания своих возражений.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежат вышеозначенные нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0003021:1601, 77:01:0003021:1658, 77:01:0003021:1651, 77:01:0003021:1748, кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2021 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021г.", в размерах 146 194 383, 51 руб, 22 937 226, 65 руб, 22 007 686, 9 руб, 57 880 470, 96 руб. соответственно.
Нежилые помещения имеют площади 1 105 кв.м. (77:01:0003021:1601), 235, 5 кв.м. (77:01:0003021:1658), 147, 1 кв.м. (77:01:0003021:1651), 412 кв.м. (77:01:0003021:1748), находятся в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0003021:1016, которое включено в утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N700-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Судом отклоняются доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец уплачивает налог на имущество физических лиц, расчет суммы которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости данных помещений.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости этих нежилых помещений влияют на права и обязанности... а В.А. и плательщика указанного налога.
Административным истцом при обращении в суд в обоснование заявленных требований был представлен отчет от 11 июля 2022 года об оценке рыночной стоимости названных нежилых помещений по состоянию на 01 января 2021 года.
Департамент городского имущества г. Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие этого отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенных в нем величин рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости нежилых помещений на указанную дату определением суда от 21 сентября 2022 года по административному делу была назначена судебная строительно-техническая (оценочная) экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению экспертов данного экспертного учреждения Воронцова М.Э. Фролова Е.В. от 20 марта 2023 года отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; допущенные нарушения в Отчете повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки (спорных помещений); их рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2021 года составляет:
для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1601- 96 615 327 руб, для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1658 - 21 131 596 руб, для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1651 - 19 848 867 руб, для помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1748 - 40 571 596 руб.
Стороны и все лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно; по существу экспертного исследования возражений и замечаний не представили; административным истцом изменены административные исковые требования в порядке статьи 46 КАС РФ, заявлено об установлении кадастровой стоимости указанных нежилых помещений, равной их рыночной, определенной в экспертном заключении.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный административным истцом отчет об оценке, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение возникшие сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Экспертный центр "Базис", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки, о чем эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно указали в заключении, ответив на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Как уже указывалось выше, лица, участвующие в деле, выводы экспертов не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, а по заключению судебной экспертизы.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что оснований ставить экспертное заключение под сомнение не имеется.
Оно подготовлено лицами, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности и квалификации; выводы экспертов основываются на положениях, дающих возможность проверить их обоснованность и достоверность, базируются на общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами не опровергнуты. Эксперты имеют высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности; предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.
Определенная в экспертном заключении рыночная стоимость спорных нежилых помещений не является произвольной; при их оценке эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; экспертами проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения принадлежащих административному истцу на праве общедолевой собственности нежилых помещений, произведена их оценка с учетом количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость спорных объектов недвижимости на дату оценки. Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной экспертами величины рыночной стоимости помещений не представлено. Противоречий в выводах экспертов не установлено; предусмотренных статьей 83 КАС РФ оснований для назначения по делу повторной, дополнительной экспертизы не имеется.
Итоговые суждения о рыночной стоимости сделаны экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В рамках судебной экспертизы проведен полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявлены предложения сопоставимые по ценообразующим факторам, применены все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов.
Таким образом, ставить экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется; именно оно должно быть положено в основу решения, как об этом и просит административный истец, изменивший административные исковые требования в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной, определенной по состоянию на 01 января 2021 года по экспертному заключению, учитывая при этом, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, является законным способом уточнения одной из основных характеристик таких объектов и само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов на оплату экспертизы по настоящему административному делу, стоимость проведения которой составила 311 437, 82 руб, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и приходит к выводу о том, что эти судебные расходы подлежат отнесению на... а В.А.
При этом суд исходит из того, что проверка отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; иным образом в рамках настоящего административного спора удостовериться в достоверности отчёта невозможно; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчёте рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёт об оценке) не положены в основу решения суда, а административным истцом изменены исковые требования; услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств, в связи с реализацией права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости. При этом, допущенное в настоящем случае расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью существенным не является (от 4% до 33%), укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений, и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; в том числе административным истцом не представлено доказательств обесценивания финансовой выгоды от установления кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной.
При таких судебные расходы на оплату экспертизы в размере 311 437, 82 руб.
подлежат отнесению на административного истца, с которого суд их взыскивает в пользу Федерального бюджетного учреждения Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера этих судебных расходов, либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает; их чрезмерность, очевидное завышение стоимости проведения экспертизы 4 объектов недвижимости, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1601, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 96 615 327 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1658, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 21 131 596 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1651, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 19 848 867 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003021:1748, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 40 571 596 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 июля 2022 года.
Взыскать с... а... в пользу Федерального бюджетного учреждения Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 311 437, 82 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме принято 05 июня 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.