Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области Нижегородской области "Кадастровая оценка" на решение Нижегородского областного суда от 2 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственному бюджетному учреждению Нижегородской области "Кадастровая оценка" об оспаривании решения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Мега" (далее - ООО "Мега") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее - ГБУ НО "Кадастровая оценка") от 19 января 2022 года N об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, установлении размера кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Требования обоснованы тем, что является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого определена в размере 20597000 рублей. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 16 декабря 2021 года N, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30 сентября 2021 года составляет 11 925 000 рублей. Решением ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 19 января 2022 года N отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Решением Нижегородского областного суда от 2 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере 10 867 483 рубля по состоянию на 30 сентября 2021 года; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 марта 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 апреля 2023 года, министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, ГБУ НО "Кадастровая оценка" просят отменить вынесенные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывают, что суд, не усмотрев оснований для признания оспариваемого решения учреждения незаконным, при этом установив кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости на основании экспертного заключения, подготовленного по результатам судебной экспертизы, вторгся в компетенцию бюджетного учреждения. Суд незаконно придал требованию об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости самостоятельный характер.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон N 237-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В части 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ указано, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объектов недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" на территории Нижегородской области" установлена дата перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Порядок и основания установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости определен статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц (часть 1). Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (часть 11).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 данной статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "Мега" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9799 кв. м, почтовый адрес ориентира: "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года", составляла 12 671 968, 81 рублей.
Административный истец обратился в ГБУ НО "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. К заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ административным истцом был приложен отчет об оценке от 16 декабря 2021 года N, выполненный оценщиком ООО "Коллегия независимых оценщиков и экспертов", согласно которого рыночная стоимости спорного земельного участка по состоянию на 30 сентября 2021 года составляет 11 925 000 рублей.
19 января 2022 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, ГБУ НО "Кадастровая оценка" принято решение N, которым отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и недостоверных сведений, допущенных расчетных и иных ошибок, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости, а также нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке (пункты 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611).
Порядок, срок принятия решения соответствует положениям статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Причинами принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с представленным отчетом явились:
- у объекта-аналога N 2 цена предложения указана 30 млн. рублей за участок, тогда как в скриншоте объявления указана стоимость участка 35 млн. рублей за участок, что свидетельствует о нарушениях требований пункта 5 ФСО N 3;
- объекты-аналоги N 1 и 3, использованные в расчетах, в тексте объявления не имеют указания на точный адрес участков, их расположение, состав землепользования (один это участок или несколько), разрешенное использование, расположение относительно красной линии; объявления на момент составления отчета недействительны; уточнение кадастрового номера оценщиком путем интервьюирования продавцом не произведено; введение корректировок к таким объектам-аналогам влечет к получению недостоверных результатов, что свидетельствует о нарушениях требований пункта 5 ФСО N 3.
В целях оценки правомерности выводов, изложенных в решении ГБУ НО "Кадастровая оценка" относительно выявленных нарушений в отчете оценщика, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу на предмет определения соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату его оценки.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 7 сентября 2022 года N выполненному ФБУ "Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", оценщиком при выполнении отчета от 16 декабря 2021 года N допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, информация, использованная оценщиком не является достаточной, а именно выявлены несоответствия пункта 22 ФСО N 7, пункта 12 ФСО N 3. Рыночная стоимость оспариваемого земельного участка по состоянию на 30 сентября 2021 года составляет 10 867 483 рубля.
Разрешая спор и удовлетворяя частично административные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение от 19 января 2022 года N принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения.
Кроме того, указал, что у ГБУ НО "Кадастровая оценка" имелись предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "Мега" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку установлено наличие нарушений требований федеральных стандартов оценки, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, в связи с чем отказал в удовлетворении административного искового заявления в части требования об оспаривании решения бюджетного учреждения.
При этом, принимая решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, судом принято экспертное заключение от 7 сентября 2022 года N ФБУ "Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации", поскольку заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения, противоречия выводов эксперта другим доказательствам, представленным административным истцом в обоснование требований отсутствуют. Сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения ГБУ НО "Кадастровая оценка" незаконным ввиду того, что представленный административным истцом отчет об оценке стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Доводы кассационной жалобы о невозможности установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной в случае отказа в удовлетворении требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным основаны на неверном толковании норм закона. Несмотря на производный характер требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, с учетом диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального Закона N 237-ФЗ его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
В связи с изложенным, вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов нижестоящих инстанций полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы судов нижестоящих инстанций соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны с учетом положений статьи 226, части 2 статьи 227, статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных апелляционным судом обстоятельств, имеющихся в материалах доказательств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского областного суда от 2 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, государственного бюджетного учреждения Нижегородской области Нижегородской области "Кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.